Объём цилиндра. Решение прикладных задач.
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему

Будкова Елена Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx66.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока геометрии по теме:

«Объем цилиндра. Решение  прикладных задач».

Форма урока: урок – практикум.

Тип урока: урок применения знаний.

                   

Формы организации познавательной деятельности:

     групповая,   индивидуальная.

Методы обучения: практический, частично-поисковый.

           Цели урока:

Образовательная: способствовать осознанию изученного материала по нахождению объема цилиндра.

 Развивающая: способствовать развитию активной познавательной  деятельности обучающихся.

 Воспитательная: формирование личности обучающегося, его способности к самостоятельному принятию решения.

Задачи урока:

  • формирование умения применять полученные знания об объёме цилиндра

           при решении прикладных задач;

интегрирование знаний и умений учащихся по геометрии и на практике;

  • развитие логического мышления, памяти, кругозора учащихся, умения  

           анализировать;

  • формирование интереса к математике ;
  • воспитание внимания, чувства прекрасного, чувства взаимопомощи при работе в  

           группе.

Оборудование: проектор, доска, экран, презентация.

Девиз урока:

       Три пути ведут к знанию:

                                            Путь размышления – это путь самый благородный;

                                Путь подражания – это путь самый легкий;

                          Путь опыта – это путь самый горький.

                                       (китайский философ и мудрец Конфуций)

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, задач.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок( лобно-затылочная позиция).

 Целеполагание и      

    мотивация

-Сообщает тему урока «Объём цилиндра. Решение практических задач».

-Проводит беседу с использованием предметов, имеющих форму ц. Цилиндр - это тело, ограниченное цилиндрической поверхностью

и двумя кругами. Цилиндры, так же как и призмы, бывают прямые и наклонные.  Мы будем работать только с прямым круговым цилиндром. Рассмотрим элементы цилиндра: радиус основания, ось цилиндра, образующая, боковая поверхность. А где же в жизни мы встречаем  цилиндр? (учащиеся приводят примеры, а потом учитель дополняет). С образом цилиндра человек знаком очень давно. Этому способствовали виды стволов деревьев, из которых со временем стали изготавливать балки для строительства жилищ, мостов и других сооружений. Еще 3-4 тысячи лет назад люди научились украшать дворцы и храмы высокими колоннами, для чего из каменных глыб вытесывали цилиндры.     Древний термин "цилиндр" происходит от греческого слова "Kylindros" -килиндрос, то есть "вращаю", "катаю" или "валик", "свиток ".

Евклид, указывая на способ образования цилиндра, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из его сторон, снова вернется в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет цилиндром.  Многие великие люди занимались изучением этой фигуры. В "Началах" Евклида есть ряд теорем об объеме цилиндра. Площадь боковой поверхности найдена Архимедом в работе "О шаре и цилиндре". Герон в "Метрике" приводит примеры вычисления площади поверхности и объема цилиндра.   В настоящее время цилиндры используются в механике, строительстве, печатном деле, мебельном производстве, гидравлических системах и др. Давайте представим, что было бы, если бы форму цилиндра убрать совсем из архитектуры, строительства и т.д.?  (учащиеся высказывают свои мнения)

илиндра.    

 -Предлагает назвать предметы, имеющие форму цилиндра. .Название происходит от греческого слова «цилиндрус». Так древние греки называли валик или каток. За схожесть формы с этими предметами геометрическая фигура стала именоваться цилиндром.

 Это интересно:

Название этой геометрической фигуры дало название мужскому головному убору. В 19 веке многие мужчины носили шляпы, верх которых по форме напоминал цилиндр. Цилиндры были разных цветов и изготавливались из разных материалов.

Я хожу в цилиндре не для женщин-

В глупой страсти сердце жить не в силе,

В нем удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле.

Сергей Есенин.

 Верх шляпы порой был настолько высок, что в него без труда можно было поместить какие-то важные бумаги. Это привлекло иллюзионистов, которые придумали немало фокусов с доставанием вещей из шляпы. В конце 19 века цилиндр потерял свою популярность. И полностью вышел из употребления после Первой Мировой войны.

Обращается к классу со словами: « Перед каждым из вас сегодня на уроке стоит задача  применить накопленные знания в реальных жизненных ситуациях.  Ведь недаром  известный архитектор  Ле  Корбюзье  сказал:

  «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг –геометрия».

Слушают, записывают дату и тему урока. Называют предметы окружающей действительности

.
Кто придумал цилиндр?

Цилиндр — шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями — получил свое название благодаря геометрической фигуре. Прообразом цилиндра была круглая шляпа с высокой тульей, появившаяся в мужской моде еще в XV веке и продержавшаяся до XVIII. Новый головной убор в виде «трубы» на голове шляпного торговца Джона Гетерингтона стал для чопорных англичан сенсацией. Тогдашние газеты писали: «Действие шляпы на прохожих было ужасным. Многие женщины при виде этого странного предмета лишались чувства, дети кричали...». А сам Гетерингтон был арестован и доставлен к лорду-мэру, который за нарушение общественного порядка приговорил его к штрафу в 500фунтов стерлингов. Тем не менее эта прогулка по лондонской набережной 26 января 1797 года стала датой рождения нового направления моды. В начале XIX века цилиндр был исключительно аристократической принадлежностью, его не принято было оставлять в прихожей, что создавало определенные неудобства.

Появление в Париже в 30-х годах складного цилиндра — шапокляка, имеющего внутри специальный механизм, позволявший складывать шляпу в продольном направлении, решило эту проблему. В гостиные модники стали входить, держа его под мышкой в сложенном виде.

Одной из разновидностей цилиндра стала новая шляпа — боливар. Своим названием она обязана предводителю движения за независимость южно-американских колоний. Тогда же в моду вошел и «шутэ» — женский цилиндр, предназначенный главным образом для верховой езды.
 «Цилиндр в архитектуре».


Цилиндр является благоприятной формой для восприятия человеческого глаза. Покажем те архитектурные сооружения, которые имеют цилиндрическую форму.

Одним из таких сооружений является церковь Santo Volvo (Приложение А), которая была открыта в декабре 2006 года в Турине, архитектор Марио Ботта. Она была построена на старом индустриальном участке сталелитейных заводов. Возле этой церкви стоит башня, которая раньше была старым дымоходом сталелитейного завода. Башня эта сохранена и была обернута символической структурой металла, которая значит «восхождение наверх». На верхушке этого строения шестидесятиметровый серебряный крест, освещаемый ночью и представляющий собой мощный религиозный маяк.

Архитектор Тичино сделал попытку конструирования здания, отвечающего потребностям винного завода. Такой завод Петры создан (Приложение Б), это футуристическое строительство и оно идеально вписывается в окружающий пейзаж. Этот «собор вина» охватывает 8000м2земли и производит 800тыс. бутылок в год.

Постройка имеет высокопластический образ, состоящий из каменного цилиндра, пересеченного наклонными линиями, параллельными склону.

Центральная цилиндрическая часть винного завода занята растительностью. И весь комплекс вписывается в пейзаж подобно огромному цветку, цветущему на холме.

Актуализация    

     знаний

«Умственная гимнастика»

1.Выполните рисунок цилиндра, обозначьте на рисунке радиус, высоту.

2. Запишите формулу объёма цилиндра.

3. Выразите радиус из формулы объёма цилиндра.

   http://www.fipi.ru/os11/docs/AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B/questions/22660F0BA5068DB54AB174AE54CBC0B1_28copy1_29/xs3qstsrc22660F0BA5068DB54AB174AE54CBC0B1_1_1327676031.png

Площадь боковой поверхности цилиндра равна 

12π

, а диаметр основания равен 6. Найдите высоту цилиндра.

В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 64 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если её перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 4 раза больше диаметра первого? Ответ выразите в сантиметрах.

 

CDA7AB

В цилиндрический сосуд налили 1200 кв.см . воды. Уровень жидкости оказался равным 15 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкостиhttp://www.fipi.ru/os11/images/addfav.gifв сосуде поднялся на 12 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в кв.см.\textrm{см}^3

E8C97518A74C425EA3D9D1CD457C9x13/img1.png

В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 27 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если ее перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 3 раза больше диаметра первого? Ответ выразите в сантиметрах.

Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите объем параллелепипеда.

C660091758904621B077C86F5231Bx17/img1.png

Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 9,5. Найдите объем параллелепипеда.

C660091758904621B077C86F5231Bx19/img1.png

4. Как изменится объём цилиндра, если его радиус увеличить в 2 раза?

Подводя итоги беседы,

предлагает сформули-

ровать цель урока.

Для успешной работы

предлагает девиз.

Предлагает сформировать группы:


1. Сколько тонн бензина можно хранить в цистерне цилиндрической формы, если её диаметр 5м, длина 3м?

Плотность бензина 0,7г/см.

m =V*ρ Ответ:41т.

2. Алюминиевый провод диаметром 4мм имеет массу 6,8 кг. Найдите длину провода (плотность алюминия 2,6 г/см3).

3. Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г/см3?

4. Свинцовая труба (плотность свинца 11,4 г/см3) с толщиной стенок 4мм имеет внутренний диаметр 13 мм. Какова масса трубы, если ее длина равна 25м?

5.Определите массу рулона сена, если высота рулона 1.7м, диаметр основания 1.2м, плотность сена 0,03 г/куб.см

Выполняют указания учителя.

Формулируют цель урока.

Слушают, осмысливают.

Формируют  бригады, берут со стола таблички с названием бригады и задание.

Слушают, осмысливают поставленные перед ними задачи.

Самостоятельная работа

Консультирует, оказы-вает помощь в реше-

нии предложенных  задач, корректирует знания.

Решают прикладные задачи.

 Домашнее задание

Предлагает составить и решить задачу по теме.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Предлагает вспомнить цель урока и проанализировать ее достижение, описать свои впечатления о сегодняшнем уроке:

  1. Спасибо за…
  2. Я узнал…
  3. Хорошо, что…
  4. Мне понравилось..
  5. Меня удивило…
  6. Самым важным было…

Анализируют достижение цели, высказывают свое мнение.

Приложение

Инженерам приходится производить расчет объема цилиндра в тех случаях, когда они занимаются проектированием заданий, снабженных колоннами. Правда, в последнее время эти архитектурные элементы в их, так сказать, «классическом» варианте (то есть вместе с базой и капителем) встречаются достаточно редко, но их «упрощенные» разновидности, состоящие из одного ствола (который, собственно говоря, и представляет собой цилиндр) используются весьма широко. Нередко с колоннами приходится иметь дело реставраторам различных сооружений, имеющих большую историческую и культурную ценность, правда, в их работе вычисление объема цилиндра – далеко не самая распространенная процедура. Впрочем, если речь идет о полном восстановлении утраченных по тем или иным причинам колонн, то ее также приходится производить.

Расчет объема цилиндра осуществляется тогда, когда ведётся разработка разнообразных емкостей соответствующей формы. В качестве наглядного примера таковых можно привести, скажем, медицинские шприцы, а также колбы термосов. Следует заметить, что в первом случае такой параметр, как объем, имеет очень важное значение, поскольку от него зависит точное количество медикаментов, вводимого пациенту при инъекциях.

В технике цилиндры распространены чрезвычайно широко: достаточно сказать, что их форму имеют практически все валы и их отдельные составные части, используемые, скажем, в двигателях внутреннего сгорания. К тому же, расчет объема цилиндра – одна из важнейших задач, которую приходится решать конструкторами при проектировании современных бензиновых и дизельных силовых агрегатов, ведь от этого параметра зависит множество их характеристик, и в первую очередь такая важнейшая, как мощность. Почти все типы ДВС снабжаются поршнями, которые также имеют цилиндрическую форму.

Чрезвычайно распространенными деталями, которые присутствуют в конструкции многих сложных технических устройств, являются роликовые подшипники. Как нетрудно догадаться по самому их названию, одними из основных их компонентов являются прочные и износостойкие металлические ролики, имеющие цилиндрическую форму. Именно благодаря такой геометрии, эти детали имеют достаточно большую несущую способность и в большинстве случаев способны выдерживать весьма значительные нагрузки, чем их шариковые аналоги. Роликовые подшипники являются высокоточными деталями, и поэтому при их разработке и проектировании правильный расчет объема цилиндра (в данном случае – ролика) играет немаловажную роль.

Используемая литература:

1.Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б…

Геометрия. 10-11классы:Учебник для общеобразовательных учреждений.М.Просвещение,2009

2.Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. М. Просвещение, 2004.

3.Зив Б.Г., Мейлер В.М… Задачи по геометрии для 7-11 классов. М. Просвещение,2004.

4.Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. Просвещение, 2003.

5. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике 2014года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение прикладных задач в среде Паскаль.

Алгоритмы поиска в массиве: «барьерный» и   дихотомический....

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

«Объем цилиндра. Решение прикладных задач».

Методическая разработка урока геометрии по теме:«Объем цилиндра. Решение  прикладных задач»....

Презентация «Информационный объём сообщения. Решение 13 задачи ЕГЭ»

Вашему вниманию предлагается презентация на тему «Информационный объём сообщения.  Решение 13 задачи ЕГЭ», в которой подробно разобраны задачи демоверсии прошлых лет на эту тему, а та...