Рабочая программа по геометрии 8-9 класс ФГОС Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Гончарова Тамара Васильевна

Рабочая программа по учебнику Атанасяна Л.С. 7-9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 44.31 КБ
Файл Аннотация24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное  учреждение города Москвы

“Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова”

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                  

На Методическом совете

ГБОУ Школа № 777  

Протокол №  1  от  «29» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 777

________________ Е.А. Савина

от « 29 » августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

для основного общего образования

Класс:

 8 «Д»  , 8 «В», 9 «А», 9 «В»

Срок реализации программы:

2 года (2018-2020 уч. г.)

Автор-составитель:

Гончарова Т.В.,

учитель математики

Москва 2018

                                                     Пояснительная записка

Рабочая программа курса геометрии для 8-9 классов разработана на основе (примерной) авторской программы курса (Бурмистрова Т.А. Программа курса геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Бурмистрова Т.А. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 78 с.), и ориентирована для работы с учебниками Атанасяна Л.С.  линии автора 7-9 классов.

         

      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

•  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

•  изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

•  распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

•  в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

•  проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

•  вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

•  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

   между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

•  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

•   решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   описания реальных ситуаций на языке геометрии;

•   расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

•   решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

•   решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•   построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

    транспортир).

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин. Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

                                                   

                                           

                                 Содержание учебного предмета (8 класс)

 1.Вводное повторение (2 часа)

2.Четырёхугольники (14ч.)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

3.Площадь (13ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

4.Подобные треугольники (22ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

5.Окружность (14ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

6.Повторение (4ч.) Резерв (1ч.)

                              Содержание учебного предмета (9 класс)

1. Вводное повторение (2 часа)

 2.Векторы. Метод координат. (21 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

 3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

 4.Длина окружности и площадь круга. (11 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

5.Движения. (6 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6.Начальные сведения из стереометрии. (3 часа)

Многогранник. Призма. Пирамида. Параллелепипед. Объем многогранника. Цилиндр.

7.Повторение. Решение задач. (10 часов)

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ОГЭ.

                   

                                              Тематический план

         Распределение учебного материала по курсу геометрии 8   класса

                                                           (базовый уровень)

п / п

Наименование

разделов

 программы

Всего часов

Из них

Примерная (или авторская) программа

Рабочая программа

Контрольные работы

1

Повторение материала геометрии 7 класса

2

2

2

Четырёхугольники.

14

14

1

3

Площадь.

13

13

1

4

Подобные треугольники.

19

22

2

5

Окружность.

17

14

1

6

Повторение.

4

4

-

7

Резерв

2

1

-

ВСЕГО

70

70

5

           Тематическое план

       Распределение учебного материала по курсу геометрии 9  класса

(базовый уровень)

п / п

Наименование

разделов

 программы

Всего часов

Из них

Примерная (или авторская) программа

Рабочая программа

Контрольные работы

1

Повторение.

2

2

2

Векторы

8

8

1

3

Метод координат

10

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

20

17

2

5

Длина окружности и площадь круга.

12

11

1

Движения

8

6

1

6

Начальные сведения из  стереометрии.

2

3

7

Повторение.

8

10

1

Итого

70

70

7



Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы

                     “Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова”

 

СОГЛАСОВАНО          

На Методическом совете

ГБОУ Школа № 777   

Протокол № 1  от  «29» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 777

________________ Е.А. Савина

от «29» августа 2018 г.

АННОТАЦИЯ  К РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ

учебного предмета «Геометрия»

для основного общего образования

Класс:

8 «Д» , 8 «В» , 9 «А» ,9 «В»

Срок реализации программы:

2 года (2018-2020 гг.)

Автор-составитель:

Гончарова Т.В.

учитель математики

                                                                 Москва 2018

Общая характеристика программы

Рабочая программа курса геометрии для 8-9 классов разработана на основе (примерной) авторской программы курса (Бурмистрова Т.А. Программа курса геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Бурмистрова Т.А. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 78 с.), и ориентирована для работы с учебниками Атанасяна Л.С.  линии автора 7-9 классов.

Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса. На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:  приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;  овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;  освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

                                 

                                            Концепция программы

     Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратеги обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов.

              На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане

Предмет «Геометрия» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Математика».

Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 70  часов (2 часа в неделю), для 9 класса на 70 часов ( 2 часа в неделю)

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Обязательные учебники и учебные пособия:

  1. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 383с.: ил. – ISBN 978-5-09-035840-8

Дополнительные (не обязательные) учебники и учебные пособия:

     Материалы по усмотрению учителя.

Сроки реализации программы.

      Программа реализуется в течение двух  учебных лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 10-11 класс. (ФГОС)

Рабочая программа подготовлена  по  ФГОС  геометрии 10-11класс  для УМК Л.С. Атанасян и др....

Рабочая программа по геометрии в 8 классе (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) с учетом требований Федерального  государственного стандарта общего образования и в соотв...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса ФГОС УМК Л.С.Атанасяна

Рабочая программа по геометрии  для 7 класса ФГОС УМК Л.С.Атанасяна с календарно-тематическим планированием на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс, ФГОС (к учебнику Л. С. Атанасяна и других )

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе  рабочей программы к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразо...

Рабочая программа по геометрии для 8 класса ФГОС

Данная рабочая программа по геометрии рассчитана для обучающихся 8 класса и соответствует ФГОС.  Компонентами рабочей программы являются: титульный лист; пояснительная записка; планируемые резуль...

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс ФГОС ООО.

Рабочая программа по геометрии  7-9  класс ФГОС ООО.  УМК А.Г. Мерзляк 68 часов- 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии для 7 класса ФГОС

Геометрия 7-9 классыАвтор(ы) учебника: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина...