Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Курносова Татьяна Анатольевна

Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г-8    У-41

Урок геометрии в 8 классе

Учитель математики МБОУ "Авдеевская средняя школа " Зарайского района Московской области Курносова Татьяна Анатольевна.

Тема «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике».

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления понятия «среднее пропорциональное», совершенствования умений находить пропорциональные отрезки с опорой на подобие треугольников, проверки уровня усвоения знаний и умений по теме.

Задачи:

  • установить соответствие между сторонами прямоугольного треугольника, высотой, проведенной к гипотенузе и отрезками гипотенузы;
  • ввести понятие среднего пропорционального;
  • формировать умения применять полученные знания к решению практических задач;

Учебно-методические материалы: учебник «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, презентация «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». 

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • Умение определять границу знания и незнания.
  • Умение математически грамотно излагать мысли.
  • Умение распознавать некорректные высказывания.

Метапредметные

  • Умение планировать свою деятельность по решению учебной задачи.
  • Умение строить цепочку логических рассуждений.
  • Умение давать словесную формулировку факту, записанному в виде формулы.

Предметные

  • Умение находить подобные треугольники и доказывать их подобие.
  • Умение выражать катеты прямоугольного треугольника и высоту, проведенную из вершины прямого угла, через отрезки гипотенузы.
  • Умение читать математическую запись, используя понятие «среднее пропорциональное».

План  конспект урока.

1. Организационный момент. Организация внимания; волевая саморегуляция. (Каждому учащемуся раздаются рабочие листы к уроку на два варианта). 

2. Повторение: Повторим основные сведения темы «Подобные треугольники» (Слайд 1)

  • Дайте определение подобных треугольников
  • Как читается первый признак подобия треугольников
  • Как читается второй признак подобия треугольников
  • Как читается третий признак подобия треугольников
  • Что такое коэффициент подобия?
  • Прямоугольный треугольник. Катеты. Гипотенуза.

3. Тест на установление истинности или ложности высказываний (отвечать “да” или “нет”). (Слайд)

  • Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны. 
  • Два равносторонних треугольника всегда подобны.
  • Если три стороны одного треугольника соответственно пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
  • Стороны одного треугольника имеют длины 3, 4, 6 см, стороны другого треугольника равны 9, 14, 18 см. Подобны ли эти треугольники?
  • Периметры подобных треугольников равны.
  • Если два угла одного треугольника равны 60° и 50°, а два угла другого треугольника равны 50° и 80°, то такие треугольники подобны.
  • Два прямоугольных треугольника подобны, если имеют по равному острому углу.
  • Два равнобедренных треугольника подобны.
  • Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
  • Если две стороны одного треугольника соответственно пропорциональны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

Ключ к тесту: 1. да; 2. да; 3. да; 4. нет; 5. нет; 6. нет; 7. да; 8. нет; 9. да; 10. нет.

Форма проверки теста – взаимопроверка. Ответы и проверка проводятся в рабочих листах к уроку.

4. Фронтальная работа. (Слайд)

В прямоугольном треугольнике опущена высота из вершины прямого угла на гипотенузу.

1. В треугольниках АВС и А1В1С1 СН и С1Н1 -высоты, угол А равен 500, угол В равен 400. Докажите, что подобны треугольники:

а) АВС и А1В1С1

б) АВН и А1В1Н1

               

2. Докажите подобие

а) большого треугольника и левого треугольника;

б) большого треугольника и правого треугольника;

в) левого и правого треугольников.

5. Теоретическое задание по группам. Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает задание. 

Рисунок 1

Группа № 1

По заранее заготовленному чертежу прямоугольного треугольника (рисунок 1)

  1. Запишите, используя знак подобия,  подобие «левого» и «правого» прямоугольных треугольников.
  2. Запишите пропорциональность сходственных сторон.
  3. Выразите из пропорции высоту СН.

Предполагаемая запись 1 группы:

Группа № 2

По заранее заготовленному  чертежу прямоугольного треугольника  (рисунок 1)

  1. Запишите, используя знак подобия,  подобие «левого» и «большого» прямоугольных треугольников.
  2. Запишите пропорциональность сходственных сторон.
  3. Выразите из пропорции катет АС.

Предполагаемая запись 2 группы:

Группа  № 3

По заранее заготовленному чертежу прямоугольного треугольника  (рисунок 1)

  1. Запишите, используя знак подобия, подобие «правого» и «большого» прямоугольных треугольников.
  2. Запишите пропорциональность сходственных сторон.
  3. Выразите из пропорции катет ВС.

Предполагаемая запись 3 группы:

        На доске  по заранее сделанным чертежам и в тетрадях записать доказательство данных утверждений. К доске вызываются по одному человеку из группы.

        6. Формулировка темы урока. Во всех трех заданиях мы с вами составили некоторые отношения. Как можно назвать элементы, входящие в эти отношения. Ответ: пропорциональные отрезки. Уточним пропорциональные отрезки в …? Ответ: в прямоугольном треугольнике. Итак, ребята тема нашего урока? Ответ: «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». Слайд 3

7. Формулировка доказанных утверждений. Нам необходимо сформулировать доказанные утверждения. Но  прежде, чем работать дальше, введем некоторые новые понятия и обозначения.
Что называется средним арифметическим двух чисел? 
Ответ: Среднее арифметическое чисел m и n называется число а, равное полусумме чисел m и n
Запишите формулу для среднего арифметического чисел m и n. 
1) Сформулируем определение среднего геометрического двух чисел: число a  называется средним геометрическим (или средним пропорциональным) для чисел m и n,  если выполняется равенство 
 
Решим несколько упражнений на закрепление данных определений.

Слайд 5
1.  Найдите среднее арифметическое и среднее геометрическое чисел 3 и 12.
2. Найти длину среднего пропорционального (среднего геометрического) отрезков MN  и KP,  если MN = 9 см, KP = 27 см

 Сформулируем утверждения:

1. Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой.

Задача на осмысление (слайд)   Ответ: СД=10

2. Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между гипотенузой и отрезком гипотенузы, заключенным между катетом и высотой, проведенной из вершины прямого угла.

Задача на осмысление (слайд)    Ответ: АС=15, СВ=20


2)Введем понятия
проекции катета на гипотенузу. Слайд 6.
Теперь используя новые понятия, попытаемся сформулировать доказанные при работе в группах выводы.
Запишите данные утверждения, используя новые обозначения и новые понятия.
(Слайд )
8. Блиц-опрос на закрепление изученных формул. (Слайды)

  • В прямоугольном треугольнике АВС из вершины прямого угла C проведена высота СН.     AН = 36,   НB = 64. Найти AC, AB, CB  и  CН.

(Ответы: АВ=100, АС=60, ВС=80, СН=48)  (Слайд )

  • В прямоугольном треугольнике АВС из вершины прямого угла C проведена высота CН.  AН = 16,   СН = 12. Найти AВ, ВН, АС  и  ВС.

(Ответы:АВ=25, ВН=9; ;  (Слайд)

8. Домашнее задание

п.65. на стр. 146

Вопросы  10,11 на стр. 159

№№572 на стр. 152

Каждому ученику раздается памятка с формулами

Творческое задание: придумать 2 задачи, одна из которых решается подобным спосбом, а вторую решить нельзя.

9. Самостоятельная работа:

Вариант 1.

АН=144

ВН=25

Найти: АВ, АС, ВС, СН.

Вариант 2.

АН=225

ВН=64

Найти: АВ, АС, ВС, СН.

9. Рефлексия

Подвести итоги урока. Собрать рабочие листы и выставить оценку за урок каждому ученику.hello_html_m4a47004b.png

Дополнительные задача: Найти x,y,z.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если за день ничему не научился, зря прожил день». Китайская пословица

Слайд 2

Повторим. Дайте определение подобных треугольников. Как читается первый признак подобия треугольников? Как читается второй признак подобия треугольников? Как читается третий признак подобия треугольников? Что такое коэффициент подобия? Как называются стороны прямоугольного треугольника?

Слайд 3

Тест («да» или «нет») Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны. Два равносторонних треугольника всегда подобны. Если три стороны одного треугольника соответственно пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. Стороны одного треугольника имеют длины 3, 4, 6 см, стороны другого треугольника равны 9, 14, 18 см. Подобны ли эти треугольники? Периметры подобных треугольников равны. Если два угла одного треугольника равны 60° и 50°, а два угла другого треугольника равны 50° и 80°, то такие треугольники подобны. Два прямоугольных треугольника подобны, если имеют по равному острому углу. Два равнобедренных треугольника подобны. Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. Если две стороны одного треугольника соответственно пропорциональны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

Слайд 4

Проверка теста 1 Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны. да 2 Два равносторонних треугольника всегда подобны. да 3 Если три стороны одного треугольника соответственно пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. да 4 Стороны одного треугольника имеют длины 3, 4, 6 см, стороны другого треугольника равны 9, 14, 18 см. Подобны ли эти треугольники? нет 5 Периметры подобных треугольников равны. нет

Слайд 5

Проверка теста 6 Если два угла одного треугольника равны 60° и 50°, а два угла другого треугольника равны 50° и 80°, то такие треугольники подобны. нет 7 Два прямоугольных треугольника подобны, если имеют по равному острому углу. да 8 Два равнобедренных треугольника подобны. нет 9 Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. да 10 Если две стороны одного треугольника соответственно пропорциональны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. нет

Слайд 6

«Кто малое не познал, великое не познает». Узбекская пословица

Слайд 7

Думаем, рассуждаем, отвечаем, обосновываем A B C A 1 B 1 C 1 40 0 5 0 0 ВОПРОС ОТВЕТ ОБОСНОВАНИЕ a ) Подобны ли Δ ABC и Δ A 1 B 1 C 1 ? Δ ABC~ Δ A 1 B 1 C 1 б) Подобны ли Δ ABD и Δ A 1 B 1 D 1 ? Да Да 1. ∟В= ∟В1 ( прямые) 2. ∟ A= ∟ A1 D D 1 1. ∟ D = ∟ D 1 ( прямые) 2. ∟ A= ∟ A1 Δ ABD~ Δ A 1 B 1 D 1

Слайд 8

Думаем, рассуждаем, обосновываем Докажите, что высота, проведенная из вершины прямого угла, разделяет треугольник на два подобных треугольника, каждый из которых подобен данному.

Слайд 9

A C B D Если в Δ ABC ∟С=90 0 и CD – высота, то: Δ А DC~ Δ С D В; Δ А DC~ Δ A СВ; Δ BDC~ Δ ВСА.

Слайд 10

«Труд при ученье скучен, да плод от ученья вкусен». Русская пословица

Слайд 11

Работа по группам. 1. Записать с помощью знака подобия подобие двух прямоугольных треугольников. 2. Записать пропорциональность сходственных сторон. 3. Выразить из пропорции нужный отрезок.

Слайд 12

B C A Д 1 2 Δ АСД ~ Δ СВД

Слайд 13

B C A D Δ АВ C~ Δ АС D

Слайд 14

B C A Д Δ А BC~ Δ С B Д

Слайд 15

Выводы: 1. В ходе работы мы составили равенства некоторых отношений. Как можно назвать элементы этих отношений? Пропорциональные отрезки Точнее, пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Слайд 16

Тема нашего урока «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике».

Слайд 17

A C B D Если в Δ ABC ∟С=90 0 и CD – высота, то:

Слайд 18

Новое понятие Среднее арифметическое Средним арифметическим чисел m и n называется число а, равное полусумме чисел m и n . Среднее пропорциональное Средним геометрическим (пропорциональным) чисел m и n называется число а, равное квадратному корню из произведения чисел чисел m и n .

Слайд 19

Закрепим понятие. 1. Найдите среднее арифметическое и среднее геометрическое чисел 3 и 12. 2. Найти длину среднего пропорционального (среднего геометрического) отрезков MN и KP, если MN = 9 см, KP = 27 см

Слайд 20

Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой.

Слайд 22

Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между гипотенузой и отрезком гипотенузы, заключенным между катетом и высотой, проведенной из вершины прямого угла.

Слайд 24

«Ученье- семена знаний, а знания - семена счастья». Грузинская пословица

Слайд 25

Новые понятия а - катет b - катет а с - проекция катета а на гипотенузу b с - проекция катета b на гипотенузу h - высота

Слайд 26

Физкультминутка.

Слайд 27

Блиц- опрос №1 Дано: АН=36, НВ=64. Найти: АС, АВ, СВ, СН. АВ=100 АС=60 ВС=80 СН=48

Слайд 28

Блиц- опрос №2 Дано: АН=16, СН=12. Найти: АВ, АС, АВ, СВ. АВ=25 ВН=9 АС=20 ВС=15 ;

Слайд 29

Задание на дом. п.65. на стр. 146 Вопросы 10,11 на стр. 159 №№572, 573 на стр. 152

Слайд 30

Самостоятельная работа Вариант 1 АН=144 ВН=25 Найти: АВ, АС, ВС, СН. Вариант 2 АН=225 ВН=64 Найти: АВ, АС, ВС, СН. АВ=169 АС=156 ВС=65 СН=60 АВ=279 АС=255 ВС=136 СН=120

Слайд 31

Оцените свою работу на уроке Критерии оценивания: "3"- 8-10 баллов "4"- 11-13 баллов "5"- 14 и более баллов

Слайд 34

Спасибо за урок!

Слайд 35

Задача.

Слайд 36

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Г-8 У-41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии 8 класса "Координаты середины отрезка"

готовая презентация к уроу геометрии по теме "Декартовы координаты на плоскости"...

Урок геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников".

Урок геометрии в 7 классе по исследованию и доказательству свойств прямоугольных треугльников. Материал содержит конспект урока, карточки с заданиями для исследования, карточки с тестом, презентацию у...

Урок геометрии 7 класс на тему: "Сумма внутренних углов треугольника"

Данный материал содежит подробный конспект урока, сопровождающий презентацией.В данном конспекте урока учащиеся изучат теорему о сумме внутренних углов треугольника.  А также в данном конспекте о...

Геометрия 8 класс презентация "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

Презентация содержит теоретический материал, а также решение задач по данной теме....

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Признаки равенства прямоугольных треугольников".

Предложенная работа является разработкой урока геометрии в 7 классе по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» с использованием проблемно-диалогической технологии. Урок соста...

8 класс. ПР: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Геометрия. 8 класс. Проверочная работа: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике...