технологическая карта по теме " Сфера и шар"
методическая разработка по геометрии (11 класс)

Кошелева Светлана Владимировна

технологическая карта по теме"Сфера и шар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 9 классе «Сфера и шар»

Учебный предмет: геометрия

Класс: 9А класс

Автор: Вакалова Н.Н.

Тема урока: Сфера и шар

Цель  урока: знакомство с шаром и сферой, их элементами и свойствами; выяснить сходства и различия между сферой и шаром; познакомиться с формулами объёма шара и площади сферы; научиться применять формулы при решении задач; рассмотреть примеры сферы и шара из окружающего мира

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала; постановка и решение учебной задачи

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная

Технология: проблемное обучение

Методы: проблемно-поисковой, словесный, метод учебной дискуссии, устный метод контроля, практический метод, опрос с компьютерной поддержкой (система голосования), индивидуальный опрос, фронтальный опрос

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, мультимедийная доска, система голосования для тестирования; классная доска, указка, магниты для доски; презентация к уроку  «Сфера и шар», учебник; раздаточный  материал; карточки «Окружность» и «Круг»; глобус;  шар из ниток

Межпредметные связи: алгебра, технология, черчение, повседневная жизнь

УМК: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство с шаром и сферой, их элементами и свойствами; выяснить сходства и различия между сферой и шаром; познакомиться с формулами объёма шара и площади сферы; научиться применять формулы при решении задач; рассмотреть примеры сферы и шара из окружающего мира

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы; развивать грамотную математическую речь

Воспитательные: воспитывать умение высказывать свое мнение; воспитывать умения участвовать в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Цели

Личностные

Уметь:

  • излагать свои мысли;
  • понимать смысл поставленной задачи;
  • приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные

Регулятивные

Уметь:

  • организовывать собственную учебную деятельность;
  • оценивать выполненные задания;
  • ставить учебные цели;
  • задавать вопросы на уточнение;
  • адекватно оценивать результаты деятельности;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные

Уметь:

  • извлекать необходимую информацию из прослушанного материала;
  • структурировать информацию в виде записи выводов и определений;
  • обобщать и анализировать полученные знания;
  • находить различия между определенными понятиями.

Коммуникативные

Уметь:

  • вести диалог с учителем;
  • слушать собеседника;
  • участвовать в обсуждении содержания материала;
  • эффективно сотрудничать;
  • плодотворно работать в парах, оказывать и принимать помощь;
  • соотносить свое мнение с мнением других участников учебного коллектива.

Предметные

Уметь:

  • давать определение сферы, шара, радиуса и диаметра сферы, радиуса и диаметра шара;
  • находить различия между сферой и шаром;
  • приводить примеры сферы и шара, которые встречаются в повседневной жизни;
  • применять формулы площади  сферы и объёма шара при решении задач;
  • решать задачи с использованием формул площади  сферы и объёма шара.

Технологическая карта урока

Дидактическая

структура

Цели

Формы, методы

Деятельность

учащегося

Деятельность

учителя

Планируемый

результат

1.

Организационный

момент

Проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).

Активизация учащихся.

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Приветствуют учителя стоя (молча), садятся за парты после приветствия

Приветствует учащихся.

Проверяет их готовность к уроку.

Регулятивные:

уметь организовывать собственную учебную деятельность

2.

Актуализация

опорных знаний

для изучения

новой темы

Проверка знаний основных

определений, умений учащихся различать окружность и круг.

Индивидуальная,

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Отвечают на вопросы,

беседуют с учителем

Спрашивает основные определения, различие между окружностью и кругом.

Проводит опрос с использованием презентации.

Озвучивает тему урока.

Регулятивные:

уметь оценивать выполненные задания

 

3.

Постановка

учебной задачи

Постановка

перед учащимися планируемых целей и задач.

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Слушают учителя

Озвучивает цели и задачи урока

Регулятивные:

Уметь ставить учебные задачи

Коммуникативные:

уметь вести диалог с учителем

4.

Совместное

исследование и

решение

учебной задачи

Поиск решения учебной задачи.

4.1. Теоретическое

изучение основных

определений и

терминов

Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися определений сферы, шара, радиуса и диаметра сферы, радиуса и диаметра шара.

Индивидуальная,

Фронтальная

форма

организации

Метод учебной

дискуссии

Беседуют с учителем, делают записи в тетради

Создает условия для самостоятельной формулировки учащимися определений сферы, шара с помощью наглядных примеров.

Используя презентацию, вводит основные определения.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учащимися гипотезы, организует их обсуждение.

Учебные действия:

знать определение сферы, шара, радиуса и диаметра сферы, радиуса и диаметра шара

Регулятивные:

уметь задавать вопросы на уточнение

Познавательные: 

уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, уметь структурировать информацию в виде записи выводов и определений; находить различия между определенными понятиями

Коммуникативные:

 уметь слушать собеседника; соотносить свое мнение с мнением других участников учебного коллектива

Личностные:  уметь излагать свои мысли; участвовать в творческом, созидательном

процессе, приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

4.2.

Диагностика

Оценка промежуточных результатов усвоения основных определений, понимания разницы между сферой и шаром.

Фронтальная

форма

организации

Словесный,

Проблемно-поисковый

метод

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Беседуют с учителем,

общаются в паре,

отвечают на вопросы учителя

Спрашивает различие между сферой и шаром.

Показывает картинки с изображениями, просит распределить их по понятиям сфера и шар.

Учебные действия:

уметь давать определения понятиям сфера и шар, радиус и диаметр сферы, радиус и диаметр шара, уметь находить различия между понятиями сфера и шар

Регулятивные:

уметь адекватно оценивать результаты деятельности

Познавательные: 

уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; обобщать и анализировать полученные знания

Коммуникативные:

 уметь участвовать в обсуждении содержания материала

Личностные: уметь грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе

4.3.

Теоретическое

изучение формул

площади сферы и

объёма шара

Запись  формул

площади сферы и объёма шара.

Фронтальная,

Индивидуальная

форма

организации

Словесно-индуктивный

метод

Слушают учителя, делают записи в

тетради, опираясь

на презентацию, учебник

Сообщает формулы площади сферы и объёма шара

Учебные действия:

узнать формулы площади сферы и объёма шара

Регулятивные:

уметь задавать вопросы на уточнение

Познавательные: 

 уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, уметь структурировать информацию в виде записи выводов и определений

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

Личностные: уметь излагать свои мысли; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

4.4.

Диагностика

Оценка усвоения понимания

области применения формул

площади сферы и объёма круга

Индивидуальная,

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Устный метод контроля

Отвечают на вопросы, беседуют с учителем

Спрашивает у учащихся, где в повседневной жизни встречаются шар и сфера, какие знают формулы для сферы и шара

Учебные действия:

 уметь объяснять область применения уравнения сферы

Регулятивные:

 уметь адекватно оценивать результаты деятельности

Познавательные: 

уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; обобщать и анализировать полученные знания

Коммуникативные:

 уметь участвовать в обсуждении содержания материала

Личностные:  уметь грамотно излагать свои мысли

4.5.Изучение

практического

применения

формул площади

сферы и объёма

круга

Освоение умений

решения задач с

использованием

формул площади сферы и объёма шара

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Практический метод

Записывают решение задачи, работают с учебником

Решают на доске задачу на применение формул

площади сферы и объёма шара  с комментированием

 

Учебные действия:

изучить применение формул

площади сферы и объёма шара  

Коммуникативные:

уметь эффективно сотрудничать

Личностные:  приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

4.6.

Диагностика

Оценка усвоения формул

площади сферы и объёма шара, умений применять ее при решении задач.

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Практический метод

Решают поставленную задачу вместе с учителем, делают записи в тетради, задают вопросы, выходят к доске по команде учителя

Определяет задачи для решения их в классе.

Вызывает учащихся к доске.

Помогает учащимся при решении задач.

Отвечает на вопросы.

Учебные действия:

научиться решать задачи с использованием формул

площади сферы и объёма шара

Регулятивные:

 уметь задавать вопросы на уточнение

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника, уметь эффективно сотрудничать

Личностные:   уметь излагать свои мысли

5.

Решение

частных задач

с применением

открытого

способа решения

адач.

Закрепление

нового материала.

Отработка умений и навыков изображать сферу, применять уравнение сферы для решения задач.

Парная,

 индивидуальная формы

организации

Словесный метод

Практический метод

Решают поставленные задачи самостоятельно в тетради, делают самопроверку парами.

Определяет задачу для решения.

Отвечает на вопросы.

Контролирует процесс самопроверки.

Учебные действия:

отработать умения решать задачи с использованием уравнения сферы

Регулятивные:

уметь осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

уметь плодотворно работать в парах, оказывать и принимать помощь

6.

Контроль и

самопроверка

Оценка уровня

усвоения новых учебных действий.

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Опрос (система голосования)

Проходят тестирование по системе голосования

Объясняет, как пройти тестирование, отвечает на вопросы

Регулятивные:

Уметь осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать результаты деятельности

7.

Подведение

итогов.  

Рефлексия.

Самооценка

достижения целей и

задач урока у учащихся. Рефлексия учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния,

мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем,

сверстниками.

Фронтальная,

индивидуальная формы

организации

Словесный метод

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю

Делают вывод об уровне усвоения и степени эмоциональной усталости во время урока

Подводит итоги занятия.

Отвечает на вопросы учащихся, задает им вопросы по новому материалу.

Регулятивные:

уметь адекватно оценивать результаты деятельности, уметь задавать вопросы на уточнение

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

Личностные:   уметь излагать свои мысли

Своей работой на уроке

я - доволен/ не доволен.

Урок мне показался – коротким/ длинным

За урок я – не устал/ устал

Мое настроение стало – лучше/хуже.

И планируют, что необходимо повторить, выучить, знать к следующему уроку

8.

Инструктаж

по выполнению

домашнего задания

Объяснение оформления и способов работы при выполнении домашнего задания

Фронтальная форма организации

Словесный метод

Записывают домашнее задание, слушают объяснение учителя, задают вопросы

Объясняет, каким образом должно быть оформлено домашнее задание, отвечает на вопросы

Регулятивные:

уметь задавать вопросы на уточнение

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

9. Завершение

Оповещение об окончании занятия после звонка

Фронтальная форма организации

Словесный метод

Убирают учебники, тетради и учебные принадлежности, обеспечивают порядок учебного места, прощаются с учителем

Прощается с учащимися

Регулятивные:

уметь организовывать собственную учебную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

Технологическая карта по теме "Происхождение и эволюция человека"

Использование данных карт на уроках биологии позволяет учащимся изучить большой объем материала, систематизировать, изложить с соблюдением принципа логичности и научности. Способствует развитию метапр...

Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс

Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет:  химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...

Технологические карты по теме "Приготовление борщей"

Технологические карты для приготовления разных видов борщей....

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...