Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Петрова Ольга Георгиевна

Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии по теме "Теорема Пифагора" 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Предполагаемый результат урока:

  • знать теорему Пифагора, ее доказательство;
  • уметь применять теорему при решении задач.

Цель урока: Создать условия для расширения познаний учащихся о жизни великого математика Пифагора, о знаменитой теореме Пифагора и её различных способах доказательства, через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочном тесте.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию навыков решения задач, предусмотренных стандартом образования.
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).
  • Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения оказывать помощь друг другу в ходе работы.
  • Стимулирование положительной мотивации в изучении геометрии.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
    компьютер;
    – экран;
    – проектор.
  2. Дидактическое обеспечение:
    листы с заданиями;
    – таблицы квадратов;
    – слайды.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация.

Приветствие учащихся. На экране заставка к уроку.

Зрительное восприятие слайда заставки к уроку.

– Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

Тема нашего урока «Теорема Пифагора»

Записывают в тетрадях число, тему урока.

Целеполагание.

– Какие цели вы ставите перед собой на данном уроке?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

Каждого из нас объединяет сегодня одна цель: познакомиться с теоремой Пифагора, доказать эту теорему и, конечно, учиться применять ее для решения практических задач. Свою работу мы построим в группах.

Принятие цели.

Планирование.

– А теперь давайте подумаем, как мы построим свою работу на уроке?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

Зрительное восприятие слайда «Сегодня на уроке».

Реализация Планов.

1. Кто же такой Пифагор?

– Что вы уже слышали об этом человеке?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

2. Известно, что Пифагор родился на острове Самос в Эдегейском море у берегов малой Азии около 570 лет до нашей эры.

Зрительное восприятие карты.

3. С биографией Пифагора нас познакомит

Восприятие биографии Пифагора, сообщение.

Практическая работа.

1. А сейчас нам нужно выполнить следующее задание на экране и у вас на столах лежат листы, на которых построен треугольник.

Восприятие задания.

– Какой треугольник изображен на чертеже?

Предполагаемые ответы учащихся:
прямоугольный;

– Как найти площадь данного треугольника?

S = ½ab;

– Найдите площадь этого треугольника, выполнив нужные измерения.

S = ½ * 3 * 4 = 6 см2

Работа ведется в группах.

Каждая группа сообщает результаты вычислений.

2. Установка на работу в группах. В течение трех минут, работая совместно в группах, вы должны выполнить следующее задание:

 

  • Построить квадраты на катетах треугольника.
  • Построить квадрат на гипотенузе треугольника.

Результаты своей деятельности каждая группа представляет на чертеже.

Выполняют построения, высказывают свое мнение, дополняют.

3. Фигуру, которую вы получили, в шутку называют Пифагоровы штаны

Восприятие слайда, соотношение со своим построением.

4. А вот следующее задание для групп: нужно разбить данные квадраты на квадратики со стороной в один сантиметр.

Выполняют разбиение.

5. Внимательно рассмотрите чертеж.

– Что интересного вы заметили?

Восприятие, осмысление, ответ.

 

1. Рассмотреть формулировки теоремы Пифагора старинную и современную

Восприятие и чтение формулировок теорем.

Современную формулировку теоремы записать в тетрадь.

Запись современной формулировки в тетрадь.

2. А вот стихотворение, которое помогает запомнить формулировку теоремы, написанное И. Дырченко

Восприятие, осмысление и запоминание стихотворения.

3. Рассмотрим доказательство теоремы Пифагора

Восприятие доказательства.

4. Работая в группах, познакомьтесь с доказательством теоремы Пифагора и заполните карандашом пропущенные клетки.

Работают в группах, заполняют пропущенные клетки.

5. Чтение доказательства теоремы по частям. Каждая группа зачитывает одну из восстановленных частей, одновременно заполняются пропущенные места на экране.

6. Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него.

Знакомство с китайской формулировкой

В Вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а сома соотношение между гипотенузой и катетом было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор нашел доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста.

Восприятие, осмысление.

Презентация проектов учащихся.

7. С некоторыми доказательствами нас сегодня познакомят ребята

  • Доказательство (зрительное).
  • Индийское доказательство.
  • Арабское доказательство.
  • Доказательство Евклида.
  • Доказательство Аннариция.

Презентация проектов учащихся.

 

1. А теперь попробуем решить с вами две старинные задачи. Первая задача была египтянами, эта задача о лотосе.

Восприятие, осмысление, ответ.

В группах продумайте ход решения данной задачи и найдите ответ на вопрос.

Предполагаемый ответ: 5 футов.

2. Что такое фут?

Фут – это английская мера длины, 1 фут = 304, 8 мм = 30, 48 см.

 

– Вычислите расстояние в сантиметрах.

Решение, ответ.
152, 4 см.

3. Вторую задачу придумал индийский математик 12 века

Восприятие, осмысление, ответ.

В группах продумайте ход решения задачи, постройте чертеж и найдите ответ на вопрос задачи. Вычислите длину тополя в сантиметрах.

Предполагаемый ответ: 8 футов; 243, 84 см.

4. Исторический факт (марка).

Восприятие слайда.

Значение теоремы Пифагора

Восприятие слайда.

Рефлексия.

У вас есть треугольники трех цветов. Поднимите треугольник, одну из сторон которого можно найти с помощью теоремы Пифагора.

Известно, что меньший катет равен 6 см, а больший – 8 см. Вычислите гипотенузу этого треугольника, и ответ запишите на треугольнике. Поднимите результаты.

Восприятие, осмысление, ответ.

Домашнее задание.

Записать домашнее задание

Записывают задание в дневниках.

Итог урока.

Выставление оценок, поощрение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрия 8 класс Урок-презентация Теорема Пифагора

Слайд 3

Цель урока: Создать условия для расширения познаний учащихся о жизни великого математика Пифагора, о знаменитой теореме и ее различных способах доказательства через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочном тесте.

Слайд 4

Сегодня на уроке вы познакомитесь: С краткой биографией древнегреческого ученого С теоремой Пифагора С другими версиями доказательства этой теоремы С решением задач по данной теме

Слайд 5

Пифагор – древнегреческий математик, мыслитель и политический деятель. Пифагор – это не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность. Человек – символ, философ, пророк.

Слайд 6

Пифагор( ок. 570- ок.500 гг. до н. э.) Письменных документов о Пифагоре Самосском не осталось, по более поздним свидетельствам трудно восстановить подлинную картину его жизни и достижений. Известно, что Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море у берегов Малой Азии в знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте(по преданию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. Пифагор и его последователи- пифагорейцы- образовали тайный союз. На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Там Пифагор познакомился с восточной математикой. Математика стала частью его учения. Мир для них жил особой жизнью. Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные.

Слайд 7

Задание Построить квадраты на катетах. Построить квадрат на гипотенузе. Разбить квадраты.

Слайд 8

«Пифагоровы штаны»

Слайд 9

Теорема Пифагора : Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на его катетах. ( старое звучание) Теорема Пифагора : В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. (современная формулировка)

Слайд 10

Стихотворение, которое помогает запомнить формулировку теоремы Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём! Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим- И таким простым путём К результатам мы придём. (И. Дырченко) )

Слайд 11

Доказательство теоремы ПИФАГОРА В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами a,b и гипотенузой с (см.рис.1). Докажем, что c ² =a ² + b ² . 2) Достроим треугольник до квадрата со стороной a+b так, как показано на рис. 2 S=( ) ² (1) 3) С другой стороны, это квадрат составлен: из четырех равных прямоугольных треугольников, площадь каждого из треугольников равна: ½ а* и квадрата со стороной С, площадь которого равна ² , т.е. S= * ½ a * + ² = 2ab + ² (2) 4) Таким образом из (1) и (2) следует, что ( ) ² = +c ² раскрываем скобки получаем a ² + 2ab + b ² = 2ab + c ² , откуда c ² =a ² + b ² . c a b b b b c c c c a a a a b

Слайд 12

Теорема Пифагора Китайцы с ранних времен знали теорему Пифагора, а в последствии представили собственное ее доказательство. Согласно легенде, Чжоу-гун, младший сын Вэнь-вана, имел беседу с математиком Шан Гао, в которой упоминаются закономерности, вытекающие из теоремы Пифагора: если надломить линейку- чи под прямым углом на расстоянии 4 и 3 от концов, то кратчайшее расстояние между ними будет равно 5. Это частная формулировка теоремы Пифагора.

Слайд 13

Доказательство (зрительное) Простейшее доказательство теоремы получается в случае равнобедренного прямоугольного треугольника. Вероятно, с него и начиналась теорема. В самом деле, достаточно просто посмотреть на мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы. Например, для треугольника ABC квадрат, построенный на гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах, - по два. Теорема доказана.

Слайд 14

Доказательство (зрительное)

Слайд 15

Индийское доказательство Доказательство, изобретенное индийскими математиками, изображено ниже на чертеже. Здесь один и тот же большой квадрат разрезан на части двумя различными способами. Треугольники справа и слева – одни и те же. Поэтому незаштрихованный квадрат слева равновелик двум незаштрихованным квадратам справа. Но квадрат слева построен на гипотенузе треугольника, а квадраты справа – на его катетах.

Слайд 16

Индийское доказательство

Слайд 17

Доказательство Сабита ибн Корры Это доказательство теоремы Пифагора, изобретено арабским математиком Сабитом ибн Коррой. Оно, как вы можете видеть, чем-то похоже на предыдущее. Сначала мы чертим рядом два квадрата, построенные на катетах, а затем , отрезая и переставляя части получившейся фигуры, складываем из них квадрат гипотенузы.

Слайд 18

Доказательство Сабита ибн Корры

Слайд 19

Доказательство Евклида Доказательство Евклида в сравнении с древнекитайским или древнеиндийским выглядит чрезмерно сложным. По этой причине его нередко называли "ходульным" и "надуманным". Но такое мнение поверхностно. Теорема Пифагора у Евклида является заключительным звеном в цепи предложений I книги "Начал". Для того чтобы логически безупречно построить эту цепь, чтобы каждый шаг доказательства был основан на ранее доказанных предложениях, Евклиду нужен был именно выбранный им путь.

Слайд 20

Доказательство Евклида

Слайд 21

Доказательство Аннариция Багдадский математик и астроном X в. ан-Найризий (латинизированное имя - Аннариций) в арабском комментарии к "Началам" Евклида дал следующее доказательство теоремы Пифагора (рис.). Квадрат на гипотенузе разбит у Аннариция на 5 частей, из которых составляются квадраты на катетах. Конечно, равенство всех соответствующих частей требует доказательства, но мы его за очевидностью оставляем читателю. Любопытно, что доказательство Аннариция является простейшим среди огромного числа доказательств теоремы Пифагора методом разбиения: в нем фигурирует всего 5 частей (или 7 треугольников). Это наименьшее число возможных разбиений. Метод равносоставленных фигур был очень популярен в древности. Вероятно, тогда же была изобретена головоломка, называемая сегодня "Пифагор".

Слайд 22

Доказательство Аннариция

Слайд 23

Египетская задача о лотосе Египетская задача о лотосе : На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем. Определите ,на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящей через точку крепления стебля ко дну.

Слайд 24

Старинная задача индийского математика XII в. Бхаскары На берегу рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?

Слайд 25

Почтовая марка В Греции была выпущена почтовая марка по случаю переименования острова Самос в остров Пифагорейон . На марке надпись : «Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка – почти единственная среди многих тысяч существующих , на которой изображен математический факт.

Слайд 26

Значение теоремы Теорема Пифагора – важнейшее утверждение геометрии. Даже те, кто в своей жизни навсегда «распрощался» с математикой, сохраняют воспоминания о «пифагоровых штанах». Причина такой популярности теоремы Пифагора объясняется ее простотой, красотой, значимостью. Изучение вавилонских, древнекитайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Веревочным треугольником со сторонами 3,4 и 5 единиц пользовались еще в Древнем Египте для построения прямых углов на местности

Слайд 27

Человек- символ, философ, пророк. Пифагор- это древнегреческий математик, мыслитель и политический деятель. Пифагор- это не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность .

Слайд 28

Домашнее задание Пункт 54, вопрос 8; № 483 (б, г); № 484 (в, д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора».

Конспект урока  геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора». Целью урока является закрепление знаний теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора; прим...

План - конспект урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"

Урок изучения нового материала. Содержит сведения из истории математики, старинные задачи на закрепление теоремы Пифагора, элктронную презентацию ее доказательства....

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект содержит подробное описание каждого этапа урока с целями, презентацию...

Конспект урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"

Материалы урока содержат элементы исследовательской работы учащихся , практической работы....

конспект урока геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"

Урок  содержит организацию различных видов деятельности на развитие УУД, прослеживаются межпрежметные связи ....