Разработка урока по геометрии "Второй признак подобия треугольников"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Разработка урока по геометрии "Второй признак подобия треугольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока153.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская СОШ»

Урок  геометрии по теме    «Второй признак равенства треугольников»

7 класс

Учитель:  Гомбоева Вера Ринчиндоржиевна

Педагогическая         технология

проблемного обучения

ФИО: Гомбоева Вера Ринчиндоржиевна

Место работы: МБОУ «Мылинская СОШ»

Предмет: геометрия. 

Тема: «Второй признак равенства треугольников».

Тип урока: изучение нового материала;

Цели урока: формирование у учащихся понимания отличий между первым и вторым признаками равенства треугольников, совершенствование навыков применения признаков равенства треугольников при решении задач.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у учащихся навыки доказательства утверждений с помощью   ранее изученных понятий и теорем;

- формировать у учащихся умение применять второй признак равенства при определении равенства треугольников;

Развивающие:

формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы), проблемную (умение ставить проблемы и с помощью имеющихся знаний находить выход из ситуации); коммуникативную ( умение слушать и слышать других )

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

предметные: обучающиеся умеют доказывать равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам по данному алгоритму

метапредметные:  осуществляют самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; понимают точку зрения другого;

личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.

Познавательные УУД: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).                                                                              Коммуникативные УУД: Высказывают свое отношение в устной форме; слушают и понимают речь других, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.                                                                                                                                                                        Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работают по составленному плану; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывают свое предложение; регулируют свою волю в ситуации затруднения.                                                                                                                                                  Личностные УУД:осуществляют  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формируют учебную мотивацию; понимают необходимость приобретения новых знаний; умеют аргументировать свою точку зрения.

Средства обучения:Геометрия: 7-9 класс / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2019.

Раздаточные материалы с задачами.Мультимедийная техника.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Примечание

I.Организационный

Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

  Приветствие, проверка готовности учащихся: к уроку, организация внимания.

- Здравствуте,ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе – дневник, учебник, рабочая тетрадь,черновик, ручка, карандаш, линейка, транспортир .Всё готово, мы начинаем наш урок.

Включаются в деловой ритм урока.

Проявление интереса к материалу изучения.

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка выполнения домашнего задания. Контроль и анализ ошибок, допущенных учащимися в задаче.

№117

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

III. Актуализация субъектного опыта учащихся

 Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Цель, которую хочет достичь учитель: 

Проверить знание учащихся ранее изученного материала.

Задачи: развивать память, логическое мышление.

Методы организации работы: репродуктивные, словесные.

Устный счет.

https://lh5.googleusercontent.com/s7AIK8YfKMDz4gx4e6eXeOOYdjtUbBVg8V29Cznyc_UrFwVeZESD-tFiqI4mKpc99Js8Xr0oYAFkOX6rhSDN_ttQpJJCM_Dze-7DxYH0XUqwTBjiUdAzudyacZO28J1r33k9mRZGHobCOiw9MA

Дано: ДС =12 см, ВС=20см.

Найти: Периметр АВСД.

Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой.

- Давайте вспомним, с какими фигурами мы с вами работали на предыдущих уроках? (С треугольниками).

-  Хорошо, а какие же треугольники называют равными? (Те, которые при наложении совпадают).

-  А какие признаки равенства треугольников мы с вами уже знаем?

- Сформулируйте 1 признак равенства треугольников.

  (Обратить внимание учащихся , что при наложении двух треугольников, третья вершина обоих треугольников  находилась по одну сторону  от противоположной стороны).

-  Ребята, с какими видами треугольников вы знакомы?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют знания, умения.

Ученики называют признаки равенства треугольников.

 

Учащиеся дают определение 1 признака равенства треугольников.

Ученики формулируют определение равнобедренного и равностороннего треугольников, вспоминают свойства равнобедренного треугольника

Познавательные: 

структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: 

 Побудить обучающихся к активной работе на уроке.

Задачи:обеспечение мотивации, знаний.

 Учитель мотивирует учеников, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

 

 -С помощью транспортира и линейки построй треугольник АВС, в котором 

∟А=26°, ∟С=68°, АВ=7см.

Можно ли задать алгоритм построения для такого треугольника?

Что нужно поменять в данных, чтобы треугольник можно было построить?  (Задать величину угла В=68°)

Какие шаги выполнить при построении?

Строим отрезок АВ

Строим ∟А=26°

Строим ∟В=68°

Измерим стороны ВС и АС. Какие длины у вас получились?

Можно ли воспользоваться этим алгоритмом для построения треугольника, у которого известны одна сторона и два прилежащих к ней угла?

Выдвижение гипотезы; фиксирование затруднения в пробном действии, определение границы между знанием и незнанием.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Выполняют чертеж в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

V. Цели урока. Тема урока

Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Вопросы ученику:

Почему получились равные стороны?

Что можно сказать о построенных треугольниках?

Почему же получились равные треугольники?

Какой же признак равенства вы можете сформулировать?

Гипотеза: треугольники равны, если у них равна одна сторона и два угла.

Учащиеся ставят перед собой цели:

-Выяснить по какому еще признаку можно судить о равенстве треугольников?

-Доказать или опровергнуть собственную гипотезу равенства двух треугольников по стороне и двум углам.

-Научиться применять новый признак при решении задач.

VI. Изучение нового материала

Цель: изучить второй признак равенства треугольников.

Задачи: развивать умения работать с учебником, анализировать, делать выводы.

 Метод: в форме диалога и наглядный

Разработка проекта выхода из затруднений.    

Попробуем доказать или опровергнуть наше предположение.

Выполним чертеж.

Запишем, что дано и что требуется доказать.

Каким способом будете доказывать утверждение?(наложением)

Обсуждение: составим алгоритм действий при наложении треугольников

 Алгоритм действий:

Вершину А совместим с вершиной А1.

Наложить сторону АВ на сторону А1В1.

Угол ВАС совместится с углом В1А1С1

Угол АВС совместится с углом А1В1С1. Вершина С совместится с вершиной С1.

Учащиеся после обсуждения   выполняют доказательство признака, выполняя по очереди пункты плана доказательства признака.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Прочитать признак в учебнике.

2.Проговорить формулировку теоремы

3.Проговорить формулировку и доказательство теоремы

VII. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

- Давайте немного отдохнём-выполним физические упражнения.

Учащиеся поднимаются с места и повторяют действия за учителем, получают эмоциональный заряд.

VIII. Применение изученного в новой ситуации.

Организация и контроль за процессом решения примеров по готовым рисункам:C:\Users\Admin\Desktop\ЖИЛЕНКО\треугольники.jpeg

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учениками и учителем.

IX. Обобщение и систематизация полученных знаний

Цель: формирование навыка  применения признаков равенства треугольников при решении задач.

Организация и контроль за процессом решения задачи.

Прочитайте задачу.

О чем говорится в задаче?

В зависимости от предложенных вариантов строится дальнейший разбор и решение задачи.

2) Письменно на черновике и в тетради:

№125.

Дано: DАС = DВС

АO=OВ

Доказать:  С = D, АС= BD

Доказательство:

1.DВO = CAO   по второму признаку

DАС = DВС по условию,

1 = 2       как вертикальные

Значит  С = D, АС= BD.

Решают задачу.

 Обсуждают подходы для решения задачи. Выполняют краткую запись по условию задачи, отвечают на поставленные вопросы

Комментируют действия для решения задачи.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь учителя.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 X. Контроль и самоконтроль.

Цель: проверить усвоение полученных знаний и умений,

Выявляют качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливают причины выявленных ошибок

Дается тест.

Сейчас проведем тест на знание признаков равенства треугольников.

 Учащиеся получают лист с изображением 14 пар треугольников, на которых отмечены соответственно равные элементы. Предлагается отыскать пары треугольников, о равенстве которых можно утверждать, опираясь на один из признаков.  Приложение 1C:\Users\Admin\Desktop\ЖИЛЕНКО\i.jpg 

Учащиеся анализируют свою работу, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения теста.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

XI.Рефлексия.

Цель: Соотнесение цели урока и результата.

Подведём итоги работы. Организуем обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую задачу ставили?

Каким способом решали поставленную задачу?

Какие открытия сделали на уроке?

Что научились делать?

Какие способы вы знаете, чтобы определить равенство треугольников?

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему "Признаки подобия треугольников"

Презентация к уроку на тему "Признаки подобия треугольников" 8 класс, геоетрия...

Методическая разработка урока геометрии (8-й класс) по теме: «Признаки подобия треугольников»

Урок обобщения знаний. Технология урока - деловая игра. Технологическая карта урока и дидактический материал...

Технологическая карта урока по теме "Признаки подобия треугольников" УМК: Геометрия 8 класс , авт. Бутузов В.Ф.

Технологическая карта урока  геометрии 8 класс по теме "Признаки подобия треугольника. Тип урока: урок комплексного применения знаний...

Урок по теме "Признаки подобия треугольников"

Разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Признаки подобия треугольников" УМК Атанасян....