Кружок "В мире геометрии" 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Кутько Наталья Александровна

Программа внеурочной деятельности "В мире геометрии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9vneurochka_9_klass.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                     


Содержание

стр

1.

Раздел1.  Пояснительная записка

3

2.

Раздел 2. Планируемые результаты внеурочной деятельности

6

3.

Раздел 3.Содержание внеурочной деятельности

8

4.

Раздел4.Календарно-тематическое планирование

11


Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по «Геометрии» составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования.

4. Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования  по математике.

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение об организации внеурочной деятельности  учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.

Программа внеурочной деятельности «В мире геометрии» реализуется в кружковой форме.

Целью кружка является создание учащимся условий для самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения и углубления знаний при изучении курса «Геометрия вокруг нас».

Задачи кружка:

  1. Формировать представления об эстетическом потенциале и практической значимости геометрии.
  2. Развивать умения применять полученные знания при решении практических задач на местности;
  3. Вовлекать учащихся в практическую, проектную деятельность с целью личностного развития.
  4. Формировать коммуникативные умения и навыки в совместной деятельности.
  5. Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.
  6. Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

  Данная программа внеурочной деятельности предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися 9р2 класса, которая реализует возможность использовать потенциал геометрии для развития учащихся.

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку, необходимую для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.). В связи с высокой плотностью программного материала, многие вопросы курса геометрии изучаются обзорно, в том числе решение треугольников, применение тригонометрии  и подобия при решении практических  задач. Вопросы, связанные с практическим применением  подобия, связи элементов треугольников с тригонометрическими функциями углов, играют немаловажную роль в развитии математического мышления учащихся, привития интереса к предмету. Многие задачи  описывают ситуации, с которыми учащиеся встречаются   в реальной жизни, но на уроках  в основном их успевают решать учащиеся с высоким уровнем подготовки. Важность практических задач описывающих реальные ситуации, ориентация на выбор профессии, связанной  со знанием геометрических формул и законов, обусловила выбор данного курса для учащихся  9 классов.

Учебный план МБОУ лицея №5 предусматривает изучение внеурочной деятельности "В мире геометрии" в 9р2 классе из расчета 34 часа в год                         (1 час в неделю), согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на изучение отводится 32 часа.

    Необходимо расширить кругозор лицеистов, для этого в программу курса включены темы, которые не входят в базовую программу или не получают там должного внимания. Эти темы, с одной стороны, должны быть доступны обучаемым, с другой стороны, позволять им принимать участие в олимпиадах.

Данный курс помогает учащимся применить теоретические знания к решению практических задач, а также понять связь геометрии с другими науками (географией, черчением, физикой). В программу  курса включены вопросы решения прямоугольных  и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей  выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и проектных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают  с защитами своих работ по курсу «Практическая геометрия». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный  геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Раздел 2 .Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов:

Личностные

  1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  7. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение»;
  8. выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
  9. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
  10.  анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  11. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
  12. строить речевые конструкции;
  13. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

Раздел 3.Содержание внеурочной деятельности

1. Введение. Геометрия вокруг нас (2 ч.)

Теория: Вводная беседа о геометрии вокруг нас. Организационный этап работы по методу проектов: выяснение целей и задач работы, выбор тем, деление на группы.

Практическая часть: экскурсия на местности

2. Применение подобия к решению практических задач на местности(6 ч.)

Теория: Повторение признаков подобия треугольников, решение прямоугольных треугольников, приближенных вычислений и прикидок. Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности.    

Практическая часть: Решение поставленных практических задач на выбранной  местности, различными способами. Оформление отчета о проделанной  практической работе.

3. Связь геометрии с другими науками (3ч.)

 Теория: Связь астрономических величин с тригонометрией. Применение геометрии в геодезии.

 Практическая часть: Вычисление размеров небесных светил, расстояний между ними, до Земли по фотографии.

4. Применение тригонометрии к решению  практических задач (3ч.)  

Теория: Повторение тригонометрических формул, теорем синусов и косинусов, значений тригонометрических функций, решения треугольников.    

 Практическая часть: Решение задач на вычисление углов в климатических задачах (высота солнца, угол над горизонтом, высота в атмосфере)  с использованием тригонометрии.

5. Чертежная графика (4ч.)

 Теория: Проекции на плоскость. Элементы геометрического черчения, проекционного черчения, машиностроительного черчения, архитектурно-строительного черчения.

  Практическая часть: Построение объемных фигур, деталей.

 6. Геометрия транспорта (2 ч.)

      Теория: понятие объёма; геометрическое тело; квадрат и куб; прямоугольник и параллелепипед; сходство и различие.

     Практическая часть. Проектная работа «Транспорт будущего».

7. Геометрия в архитектуре. Геометрия  в хакасских писаницах.  (2 ч.)

      Теория: циркуль; круг, окружность; прямоугольник; сходство и различия;

Практическая часть: Проектная работа «Мой новый дом»

8.  Использование геометрических форм животными.  (2 ч.)

Теория: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб, развёртка.

     Практическая часть: моделирование из проволоки и бумаги; создание объёмных фигур из развёрток.

9. Природные творения в виде геометрических фигур. (2 ч.)

     Теория: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб, развёртка.

     Практическая часть: моделирование из проволоки и бумаги; создание объёмных фигур из развёрток.

10. Геометрия в быту. (3 ч.)

     Теория: основные геометрические фигуры; площади и объемы.

     Практическая часть: проектная работа « Ремонт квартиры».

11. Геометрия  лабиринтов (3 ч.)

      Теория: основные принципы построения графов

      Практическая часть: решение олимпиадных задач с помощью  графов.

Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности                           «В мире геометрии»

№ Раздела

Тема раздела

Формы организации видов деятельности

Количество часов

1.

Введение. Геометрия вокруг нас..

Познавательная, проблемно-ценностное общение

2

2.

Применение подобия к решению практических задач на местности.

Познавательная, проблемно ценностное общение

6

3.

Связь геометрии с другими науками

Познавательная, проблемно ценностное общение

3

4.

Применение тригонометрии к решению  практических задач

Познавательная, проблемно ценностное общение

3

5.

Чертежная графика

Познавательная, проблемно ценностное общение

4

6.

Геометрия транспорта.

Познавательная, проблемно ценностное общение

2

7.

Геометрия в архитектуре. Геометрия  в хакасских писаницах.  

Познавательная, проблемно ценностное общение

2

8.

Использование геометрических форм животными.  

Познавательная, проблемно ценностное общение

2

9

Природные творения в виде геометрических фигур.

Познавательная, проблемно ценностное общение

2

10

Геометрия в быту.

Познавательная, проблемно ценностное общение

3

11

Геометрия  лабиринтов

Познавательная, проблемно ценностное общение

3

Итого:

32


Раздел 4. Календарно-тематическое планирование кружка "В мире геометрии", 9р2 класс

№ п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности учащихся

Количество часов

Дата

1

Введение. Геометрия вокруг нас.

Организационный этап работы по методу проектов: выяснение целей и задач работы, выбор тем, деление на группы. Экскурсия на местности

1

4.09

2

Измерительные работы на пришкольной территории.

1

11.09

3

Применение подобия к решению практических задач.

Решение поставленных практических задач на выбранной  местности, различными способами. Создание проекта.

1

18.09

4

Применение подобия к измерению дальних расстояний

1

25.09

5

Применение подобия к измерению высоких предметов.

1

2.10

6

Различные методы измерения, инструменты измерения.

1

9.10

7

Проект. Выбор объекта измерения.

1

16.10

8

Защита проекта:»Измерения в реальном мире»

1

23.10

9

Связь геометрии с другими науками.  

Вычисление размеров небесных светил, расстояний между ними, до Земли по фотографии.

1

13.11

10

Связь геометрии с другими науками.  

1

20.11

11

Связь геометрии с другими науками.  

1

27.11

12

Применение тригонометрии к решению  практических задач.  

Решение задач на вычисление углов в климатических задачах (высота солнца, угол над горизонтом, высота в атмосфере)  с использованием тригонометрии.

1

4.12

13

Применение тригонометрии к решению  практических задач.  

1

11.12

14

Применение тригонометрии к решению  практических задач.  

1

12.12

15

Чертежная  графика.

Построение объемных фигур, деталей.

1

25.12

16

Чертежная  графика.

1

15.01

17

Чертежная  графика.

1

22.01

18

Чертежная  графика.

1

29.01

19

Геометрия транспорта.

Построение пирамиды; построение параллелепипеда.

1

5.02

20

Геометрия транспорта.

1

12.02

21

Геометрия в архитектуре.

Построение окружности; деление круга на несколько равных частей; деление отрезка пополам с помощью циркуля; распознавание окружности на орнаменте.

1

19.02

22

Геометрия  в хакасских писаницах .

1

26.02

23

Использование геометрических форм животными.  

Моделирование из проволоки; создание объёмных фигур из развёрток.

1

5.03

24

Использование геометрических форм животными.  

1

12.03

25

Природные творения в виде геометрических фигур.

Моделирование из проволоки и бумаги; создание объёмных фигур из развёрток.

1

19.03

26

Природные творения в виде геометрических фигур.

1

9.04

27

Геометрия в быту

Измерения и необходимые расчеты при планировании ремонта квартиры

1

16.04

28

Геометрия в быту

1

23.04

29

Геометрия в быту

1

30.04

30

Геометрия лабиринта

. Решение олимпиадных задач с помощью  графов.

1

7.05

31

Геометрия лабиринта

1

14.05

32

Геометрия лабиринта

1

21.05


РЕКОМЕНДОВАНО:

Протокол заседание МО учителей математики

 и информатики МБОУ лицея № 5

от  29.08.2018

руководитель М О - ________Некрасова Е.П.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

Пороло Т.А.______________

от 31.08.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Планирование по геометрии9 класс

Календарное планирование по геометрии 9 класс к учебнику Атанасяна...

«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...