Рабочая программа по геометрии 7 класс 2018-2019
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Кутько Наталья Александровна

Рабочая программа создана к учебнику Атанасян Л.С (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7r1.docx659.73 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Pictures\2019-04\20190409_181611.jpg

Содержание

Стр.

Раздел 1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета "Геометрия"

3

Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета

5

Раздел 3. Содержание учебного предмета

9

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

14


Раздел 1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный закон № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Программа разработана на основе авторской программы                     Бурмистровой Т.А. Геометрия. 7-9 классы: Сборник рабочих программ к учебнику геометрии Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ.,                    Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы

 5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.

Цели изучения учебного предмета:

  • развитие пространственных представлений и умений, помощь в освоении основных фактов и методов планиметрии;
  • использование геометрического языка для описания предметов,
  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи изучения учебного предмета:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при   решении задач и доказательстве теорем;
  • научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии способствует развитию логического мышления, формированию понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса геометрии 7 класса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане

На изучение курса отводится 70 часов, с расчетом – 2 часа в неделю. Рабочая  программа по геометрии составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5. Календарный план-график для учащихся                           7 классов МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год предполагает реализацию курса  в 7р1  классе в течение 34  недель, 67 часов.

Вследствие этого в  содержании программы были уплотнены темы в следующих разделах:

Раздел 1 "Начальные геометрические сведения"

Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:

- Измерение углов  (1ч)

Раздел 4 "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:

- Сумма углов треугольника (1ч)

- Прямоугольные треугольники, их свойства (1ч)

Ценностными ориентирами по геометрии в 7 классе являются:

  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • овладение приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  • целенаправленное обращение к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясность, точность, грамотность изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, со временные информационные технологии.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение геометрии в основной школе дает возможность:

1) в личностном направлении

  • умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность  мышления,  инициатива,  находчивость,  активность  при  решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение  видеть  математическую  задачу  в  контексте  проблемной  ситуации  в  других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее  в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение  понимать  и  использовать  математические  средства  наглядности  (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение  применять  индуктивные  и  дедуктивные  способы  рассуждений,  видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание  сущности  алгоритмических  предписаний  и  умение  действовать  в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взпимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;
  • измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • применять  знания  о  геометрических  фигурах  и  их  свойствах  для  решения геометрических и практических задач;
  • применять  изученные  понятия,  результаты  и  методы  при  решении  задач  из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую  терминологию  и  символику;  использовать  различные  языки математики  (словесный,  символический,  графический);  обосновывать  суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

В результате изучения геометрии в 7 классе получат развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения у учащихся заложатся основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей - за пределы учебной деятельности в сферу самосознания.

При изучении геометрии приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности ;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.

  • формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение

Раздел 3. Содержание учебного предмета геометрия

Начальные геометрические сведения(11ч)

Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур; 4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

4) выполнять проекты по темам (по выбору).

Треугольники(19ч)

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.

Обучающийся научится:

1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;

2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;

3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;

4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;

2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

3)проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;

4) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.

Параллельные прямые (10ч)

Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.

Обучающийся научится:

1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;

2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;

4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;

5) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом

Обучающийся получит возможность научиться:

1) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;

2) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;

3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.

Соотношения между сторонами и углами треугольника(23ч)

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.

Обучающийся научится:

1) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;

2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

3) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);

4) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;

5) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;

6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2-3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;

2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

3) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.

Итоговое повторение (4ч)

Тематический план

№ раздела

Тема

Кол-во

час

Контрольные работы

1

Начальные геометрические сведения

11

1

2

Треугольники

19

1

3

Параллельные прямые

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

23

2

5

Итоговое повторение

4

1

Итого

67

6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7р1 классе

№п/п

Тема урока

дата

Глава1.Начальные геометрические сведения (11 ч)

1.

Прямая и отрезок.

5.09

2

Прямая и отрезок.

7.09

3

Луч и угол.

12.09

4

Сравнение отрезков и углов

14.09

5

Измерение отрезков

19.09

6

Измерение углов

21.09

7

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

26.09

8

Смежные и вертикальные углы

28.09

9

Перпендикулярные прямые.

3.10

10

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»

5.10

11

Контрольная работа №1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»

10.10

Глава2. Треугольники (19 ч)

12

Анализ контрольной работы.

Треугольники.

12.10

13

Первый признак равенства треугольников.

17.10

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

19.10

15

Перпендикуляр к прямой

24.10

16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

26.10

17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

7.11

18

Свойства равнобедренного треугольника

9.11

19

Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника»

14.11

20

Второй  признак равенства треугольников.

16.11

21

Решение задач на применение второго признака равенства  треугольников.

21.11

22

Третий признак равенства треугольников

23.11

23

Решение задач на применение  признаков равенства  треугольников.

28.11

24

Решение задач на применение  признаков равенства  треугольников.

30.11

25

Окружность

5.12

26

Задачи  на построение

7.12

27

Задачи на построение

12.12

28

Решение задач на построение

14.12

29

Контрольная работа №2 «Треугольники»

19.12

30

 Анализ контрольной работы

Параллельные прямые

21.12

Глава3. Параллельные прямые (10 ч.)

31

Признаки параллельности  прямых.

26.12

32

Признаки параллельности  прямых.

11.01

33

Решение задач по теме: «Признаки параллельных прямых

16.01

34

Аксиома параллельных прямых.

18.01

35

Аксиома параллельных прямых.

23.01

36

Свойства параллельных прямых.

25.01

37

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

30.01

38

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

1.02

39

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

6.02

40

Анализ контрольной работы № 3 "Параллельные прямые"

8.02

Глава4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (23 ч.)

41

Сумма углов треугольника.

13.02

42

Внешний угол треугольника

15.02

43

Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника»

20.02

44

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

22.02

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

27.02

46

Решение задач "Соотношения между сторонами и углами треугольник"

1.03

47

Неравенство треугольника

6.03

48

Неравенство треугольника

13.03

49

Решение задач " Неравенство треугольника"

15.03

50

Решение задач " Неравенство треугольника"

20.03

51

Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

22.03

52

Прямоугольные треугольники, их свойства

3.04

53

Свойства прямоугольных треугольников в решении задач

5.04

54

Свойства прямоугольных треугольников в решении задач

10.04

55

Признаки равенства прямоугольных треугольников

12.04

56

Признаки равенства прямоугольных треугольников

17.04

57

Расстояние от точки до прямой.

19.04

58

Расстояние между параллельными прямыми

24.04

59

Задачи на построение треугольника по трем элементам

26.04

60

Задачи на построение треугольника по трем элементам

3.05

61

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»

8.05

62

Решение задач "Треугольники"

10.05

63

Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

15.05

Итоговое повторение (5ч)

64

Повторение темы «Начальные геометрические сведения». «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

17.05

65

Повторение темы «Параллельные прямые». «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

22.05

66

Итоговая контрольная работа по геометрии

24.05

67

Обобщающий урок по курсу Геометрия 7

29.05

РЕКОМЕНДОВАНО:

Протокол заседание МО учителей математики

 и информатики МБОУ лицея № 5

от  ___________________

руководитель М О - ________Некрасова Е.П.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

Пороло Т.А.______________

от ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....

Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019

Рабочая программа 10-11 классов...

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год

Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...