Рабочая программа по геометрии 7 класс 2018-2019
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа создана к учебнику Атанасян Л.С (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7r1.docx | 659.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Стр. | |
Раздел 1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета "Геометрия" | 3 |
Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета | 5 |
Раздел 3. Содержание учебного предмета | 9 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование | 14 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Программа разработана на основе авторской программы Бурмистровой Т.А. Геометрия. 7-9 классы: Сборник рабочих программ к учебнику геометрии Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.
Цели изучения учебного предмета:
- развитие пространственных представлений и умений, помощь в освоении основных фактов и методов планиметрии;
- использование геометрического языка для описания предметов,
- овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Задачи изучения учебного предмета:
- ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
- научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
- ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
- изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
- изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
- научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии способствует развитию логического мышления, формированию понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса геометрии 7 класса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане
На изучение курса отводится 70 часов, с расчетом – 2 часа в неделю. Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5. Календарный план-график для учащихся 7 классов МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год предполагает реализацию курса в 7р1 классе в течение 34 недель, 67 часов.
Вследствие этого в содержании программы были уплотнены темы в следующих разделах:
Раздел 1 "Начальные геометрические сведения"
Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:
- Измерение углов (1ч)
Раздел 4 "Соотношения между сторонами и углами треугольника"
Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:
- Сумма углов треугольника (1ч)
- Прямоугольные треугольники, их свойства (1ч)
Ценностными ориентирами по геометрии в 7 классе являются:
- планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладение приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленное обращение к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясность, точность, грамотность изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, со временные информационные технологии.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение геометрии в основной школе дает возможность:
1) в личностном направлении
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взпимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения геометрии в 7 классе получат развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения у учащихся заложатся основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей - за пределы учебной деятельности в сферу самосознания.
При изучении геометрии приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности ;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.
- формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов
Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение
Раздел 3. Содержание учебного предмета геометрия
Начальные геометрические сведения(11ч)
Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур; 4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
Треугольники(19ч)
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Обучающийся научится:
1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3)проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
4) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
Параллельные прямые (10ч)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Обучающийся научится:
1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
5) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом
Обучающийся получит возможность научиться:
1) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
2) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
Соотношения между сторонами и углами треугольника(23ч)
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
Обучающийся научится:
1) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
4) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
5) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2-3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Итоговое повторение (4ч)
Тематический план
№ раздела | Тема | Кол-во час | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 |
2 | Треугольники | 19 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 10 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 23 | 2 |
5 | Итоговое повторение | 4 | 1 |
Итого | 67 | 6 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7р1 классе
№п/п | Тема урока | дата |
Глава1.Начальные геометрические сведения (11 ч) | ||
1. | Прямая и отрезок. | 5.09 |
2 | Прямая и отрезок. | 7.09 |
3 | Луч и угол. | 12.09 |
4 | Сравнение отрезков и углов | 14.09 |
5 | Измерение отрезков | 19.09 |
6 | Измерение углов | 21.09 |
7 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 26.09 |
8 | Смежные и вертикальные углы | 28.09 |
9 | Перпендикулярные прямые. | 3.10 |
10 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 5.10 |
11 | Контрольная работа №1 «Основные свойства простейших геометрических фигур» | 10.10 |
Глава2. Треугольники (19 ч) | ||
12 | Анализ контрольной работы. Треугольники. | 12.10 |
13 | Первый признак равенства треугольников. | 17.10 |
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 19.10 |
15 | Перпендикуляр к прямой | 24.10 |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 26.10 |
17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 7.11 |
18 | Свойства равнобедренного треугольника | 9.11 |
19 | Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника» | 14.11 |
20 | Второй признак равенства треугольников. | 16.11 |
21 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | 21.11 |
22 | Третий признак равенства треугольников | 23.11 |
23 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 28.11 |
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 30.11 |
25 | Окружность | 5.12 |
26 | Задачи на построение | 7.12 |
27 | Задачи на построение | 12.12 |
28 | Решение задач на построение | 14.12 |
29 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 19.12 |
30 | Анализ контрольной работы Параллельные прямые | 21.12 |
Глава3. Параллельные прямые (10 ч.) | ||
31 | Признаки параллельности прямых. | 26.12 |
32 | Признаки параллельности прямых. | 11.01 |
33 | Решение задач по теме: «Признаки параллельных прямых | 16.01 |
34 | Аксиома параллельных прямых. | 18.01 |
35 | Аксиома параллельных прямых. | 23.01 |
36 | Свойства параллельных прямых. | 25.01 |
37 | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | 30.01 |
38 | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | 1.02 |
39 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 6.02 |
40 | Анализ контрольной работы № 3 "Параллельные прямые" | 8.02 |
Глава4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (23 ч.) | ||
41 | Сумма углов треугольника. | 13.02 |
42 | Внешний угол треугольника | 15.02 |
43 | Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника» | 20.02 |
44 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 22.02 |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 27.02 |
46 | Решение задач "Соотношения между сторонами и углами треугольник" | 1.03 |
47 | Неравенство треугольника | 6.03 |
48 | Неравенство треугольника | 13.03 |
49 | Решение задач " Неравенство треугольника" | 15.03 |
50 | Решение задач " Неравенство треугольника" | 20.03 |
51 | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 22.03 |
52 | Прямоугольные треугольники, их свойства | 3.04 |
53 | Свойства прямоугольных треугольников в решении задач | 5.04 |
54 | Свойства прямоугольных треугольников в решении задач | 10.04 |
55 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 12.04 |
56 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 17.04 |
57 | Расстояние от точки до прямой. | 19.04 |
58 | Расстояние между параллельными прямыми | 24.04 |
59 | Задачи на построение треугольника по трем элементам | 26.04 |
60 | Задачи на построение треугольника по трем элементам | 3.05 |
61 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 8.05 |
62 | Решение задач "Треугольники" | 10.05 |
63 | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 15.05 |
Итоговое повторение (5ч) | ||
64 | Повторение темы «Начальные геометрические сведения». «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | 17.05 |
65 | Повторение темы «Параллельные прямые». «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 22.05 |
66 | Итоговая контрольная работа по геометрии | 24.05 |
67 | Обобщающий урок по курсу Геометрия 7 | 29.05 |
РЕКОМЕНДОВАНО: Протокол заседание МО учителей математики и информатики МБОУ лицея № 5 от ___________________ руководитель М О - ________Некрасова Е.П. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР Пороло Т.А.______________ от ______________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....
Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019
Рабочая программа 10-11 классов...
Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...
рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....
Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год
Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...