Рабочая программа по геометрии 9 класс 2018-2019
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Кутько Наталья Александровна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9r2geometriya.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Стр.

Раздел 1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета "Геометрия"

3

Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета

6

Раздел 3. Содержание учебного предмета

8

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

12


Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 9р2 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.              № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

4. Примерной авторской программы «Геометрия 7-9» для  общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

5. Основная образовательная  программа  основного  общего образования  МБОУ  лицея №5;

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ  лицея №5;

7. Учебный план МБОУ «Лицея №5» на 2018-2019 учебный год;

8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10

 Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
  • сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.

Задачи учебного предмета:

• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;

• отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;

• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что требуется для изучения дальнейшего курса геометрии;

• расширение знаний учащихся о треугольниках;

• сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач;

• познакомить с использованием векторов и метода координат  при решении геометрических задач; дать представление  об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры;

• развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

• расширение и систематизация знания учащихся об окружностях и многоугольниках;

• знакомство с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом;

• выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач;

• научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения;

• использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения предмета

ФГОС устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные: 

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мыс- ли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; • представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные: 

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур; • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и раз- вертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 на реализацию данной программы отводится 65 часов  в год.

В соответствии с учебным планом МБОУ лицея № 5  на 2018-2019 учебный год на изучение геометрии в 9р2 классе предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5  на 2018-2019 учебный год на реализацию данной программы в 9р2 классе отводится - 65 часов в год.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение,  

Раздел 3. Содержание учебного предмета

1. Повторение курса Геометрия 8 (2 ч)

Цель: Повторение курса 7-8 классов.

Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.

2. Векторы (11 ч )

Определение вектора, начало, конец, нулевой вектор, длина вектора, коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы. обозначение и изображение векторов. Откладывание вектора от данной точки.

Сложение и вычитание векторов. Законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Построение вектора, равного сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, многоугольника. Понятие разности двух векторов, противоположных векторов.

Определение умножения вектора на число, свойства. Применение векторов к решению задач. теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы.

3. Метод координат (10 ч)

Лемма о коллинеарных векторах. Теорема о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число. Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уравнение окружности и прямой. Изображение окружности и прямой, заданных уравнениями, простейшие задачи в координатах.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч) Определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0º до 180º, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Формула основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Формула площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Методы проведения измерительных работ. Теорема о скалярном произведении двух векторов и её следствия.

5. Длина окружности и площадь круга (10 ч)

Определение правильного многоугольника, формула для вычисления угла правильного п - угольника. Теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. Формулы площади круга и кругового сектора.

6. Движения (6 ч)

 Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Тестовая практическая работа по теме: «Параллельный перенос», тестовая практическая работа по теме: «Поворот».

7. Начальные сведения из стереометрии (6 ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Владеть общим приёмом решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

9. Итоговое повторение по курсу «Геометрия 9» (4 ч).

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.


Учебно-тематический план учебного предмета

«Геометрия»

§

Содержание материала

Кол-во

час

Контрольные работы

1

Повторение курса геометрии 8 класса

2

2

Векторы

11

1

3

Метод координат

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

1

5

Длина окружности и площадь круга

10

1

6

Движения

6

1

7

Начальные сведения из стереометрии

6

1

8

Повторение. Решение задач

4

ИТОГО

65

6


Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по геометрии

9р2 класс

№ урока

Раздел и темы урока

дата

Раздел: Повторение курса Геометрия 8 (2ч)

1

Площадь. Подобные треугольники. Окружность. ТБ

3.09

2

Диагностическая работа

7.09

Раздел: «Векторы» (11ч)

3

Понятие вектора

10. 09

4

Равенство векторов.

14.09

5

Откладывание вектора от данной точки.

17.09

6

 «Построение двух векторов»».

21.09

7

Сумма двух векторов.

24.09

8

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

28.09

9

Сумма и вычитание векторов.

1.10

10

Сумма и вычитание векторов.

5.10

11

Произведение вектора на число.

8.10

12

Средняя линия трапеции.

12.10

13

Контрольная работа № 1 «Векторы»

15.10

Раздел: «Метод координат» (10ч.)

14

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

19.10

15

Координаты вектора.

22.10

16

Координаты суммы, разности и произведения вектора на число.

26.10

17

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

9.11

18

Решение задач по теме «Задачи в координатах».

12.11

19

Уравнение линии на плоскости.

16.11

20

Уравнение окружности.

19 .11

21

Уравнение прямой.

23.11

22

Взаимное расположение двух окружностей

26.11

23

Контрольная работа № 2 «Метод координат».

30.11


Раздел: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (16ч.)

24

Синус, косинус угла.

3.12

25

Тангенс, котангенс угла.

7.12

26

Основное тригонометрическое тождество.

10.12

27

Формулы приведения.

14.12

28

Формулы для вычисления координат точки.

17.12

29

Теорема о площади треугольника.

21.12

30

Теорема синусов.

24.12

31

Теорема косинусов.

11.01

32

Решение треугольников.

14.01

33

Решение задач на нахождение неизвестных сторон и углов в треугольнике.

18.01

34

Скалярное произведение векторов.

21.01

35

Скалярное произведение векторов.

25.01

36

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

28.01

37

Скалярное произведение в координатах.

1.02

38

Свойства скалярного произведения векторов.

4.02

39

Контрольная работа № 3 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

8.02

Раздел: «Длина окружности и площадь круга» (10ч)

40

Правильный многоугольник.

11.02

41

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

15.02

42

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

18.02

43

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника.

22.02

44

Формулы для вычисления стороны и радиуса правильного многоугольника.

25.02

45

Построение правильных многоугольников.

1.03

46

Задачи на построение правильных многоугольников.

4.03

47

Длина окружности.  Площадь круга.

11.03

48

Площадь кругового сегмента..

15.03

49

Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга».

18.03


Раздел: «Движения» (6ч)

50

Отображение плоскости на себя.

22.03

51

Понятие движения.

5.04

52

Наложения и движения.

8.04

53

Параллельный перенос

12.04

54

Поворот

15.04

55

Контрольная работа № 5 "Движения"

19.04

Раздел: «Начальные сведения из стереометрии» (6ч)

56

Предмет стереометрии. Многогранник. Призма

22.04

57

Параллелепипед. Объем тела

26.04

58

Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида

29.04

59

Цилиндр. Конус

3.05

60

Сфера и шар

6.05

61

Контрольная работа № 6: «Начальные сведения из стереометрии

10.05

Раздел: «Итоговое повторение по курсу Геометрия 9» (4ч)

62

Обобщающее повторение

13.05

63

Итоговая контрольная работа по курсу Геометрия 9

17.05

64

Обобщающее повторение

20.05

65

Обобщающее повторение

23.05

ИТОГО

65


РЕКОМЕНДОВАНО:

Протокол заседание МО учителей математики

 и информатики МБОУ лицея № 5

от  29.08.2018

руководитель М О - ________Некрасова Е.П.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

Пороло Т.А.______________

от 31.08.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....

Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019

Рабочая программа 10-11 классов...

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год

Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...