Разработка урока "Признаки параллельности прямых"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Урок закрепления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matashova_n.a.konspekt_uroka.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе по теме «Признаки параллельности прямых» провела учитель математики МБОУ «Промышленновская СОШ № 2»  Маташова Н.А.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и отработки навыков (урок-практикум)

Цель: обеспечить повторение, закрепление и корректировку знаний и умений по теме «Признаки параллельности прямых»

Задачи:

Образовательные

  1. Создать условия для повторения и закрепления теоретических знаний и практических умений по теме «Признаки параллельности прямых»;
  2. Формирование умения оформлять геометрические задачи разных видов;
  3. Создать условия для осознанного применения обучающимися теоретических знаний и их корректировка.

Развивающие

  1. Способствовать развитию логического мышления, аналитических умений при решении задач;
  2. Создать условия для развития грамотной устной и письменной речи, аргументированности высказываний;
  3. Способствовать развитию произвольного внимания;
  4. Развитие умения работать с математическим текстом.

Воспитательные

  1. Формирование умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
  2. Воспитание точности и аккуратности записей;
  3. Развитие навыков общения;
  4. Создать условия для самооценки своих знаний обучающимися.

Методы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Формы работы: диалог, беседа- практикум, самостоятельная работа

Контроль на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля

На уроке использованы элементы технологии развивающего обучения и технологии сотрудничества.

Оборудование:

  1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия: учебник 7 – 9 кл.
  2. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И. Юдина. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса.
  1. Карточки задания для самостоятельной  работы
  2. Карточка-заготовка для самооценивания (рефлексия)
  3. Презентация



ХОД УРОКА:

I. Актуализация и целеполагание учебной деятельности учащихся

  • Изучением каких прямых мы занимаемся на последнем уроке? (параллельных)

Слайд 1

  • Что вы уже знаете о параллельных прямых? (определение, обозначение, свойство двух прямых перпендикулярных третьей; виды углов, полученных при пересечении двух прямых третьей; три признака параллельности прямых)

Сегодня мы повторим  изученные понятия и теоремы, а также закрепим наши знания

на практике.

II. Разминка

Слайд №2

Вставьте пропущенное:

1) Две прямые на плоскости называются параллельными, если …(они не пересекаются).

2) Два отрезка называются параллельными, если они ...(лежат на параллельных прямых).

3) Прямая называется секущей по отношению к двум другим прямым, если …(она пересекает их).

4) При пересечении двух прямых секущей образуется …(восемь неразвёрнутых углов).

5) Два луча называются параллельными, если …(они лежат на параллельных прямых).

6) Две прямые, перпендикулярные третьей прямой…(параллельны).

7) Прямая с называется секущей по отношению к прямым а и в, если…(она пересекает их в двух точках).

Теория о параллельности прямых занимает одно из центральных мест в науке «геометрия». А зачем? Неужели параллельные прямые и впрямь играют такую большую роль в жизни человека? Где в окружающей нас жизни мы можем встретиться с параллельными прямыми? (рельсы, линии электропередач, эскалаторы метрополитена, дорожная разметка)

Слайд №3

Особенности взаиморасположения прямых линий используют в науке, технике, искусстве, архитектуре и даже страшно представить, что может произойти, если параллельность исчезнет из нашей жизни.

 Посмотрите на слайд.

Слайд №4

Укажите номера рисунков, на которых изображены параллельные прямые. (в, т.к. а и в перпендикулярны к в, а мы знаем, что если две прямые перпендикулярны третьей, то они параллельны.  Будет ответ- рисунок а) А можем ли мы точно утверждать, что на рис.а изображены прямые. Что мы знаем про прямые? (они бесконечны) Так может быть где-то там, за пределами слайда они все же пересекутся? (может быть)

Слайд №5

Иллюзия Геринга — оптическая иллюзия, обнаруженная немецким физиологом Эвальдом Герингом в 1861 году. Две горизонтальные линии на рисунке прямые, но они выглядят отклоняющимися наружу. Искажения создаются за счёт фона, который создает ложное впечатление глубины.

Слайд №6

Иллюзия кафе «Стена». Эта иллюзия была открыта в 1973 году исследователем Ричардом Грегори из Бристольского университета который теперь является почетным профессором нейропсихологии. Посмотрев на одну из стен кафе, исследователь обнаружил причудливую особенность рисунка на стене. В материале и конструкции стены не было ничего необычного, все дело в рисунке из черных и белых кирпичиков, ряды которых были сдвинуты на пол-ширины кирпича и разделены тонкой полоской раствора. Эффект оказался гипнотическим. Из-за того, что иллюзия была найдена на стене кафе, она и получила своё название.

 Таким образом, можем ли мы, опираясь только на свое зрительное восприятие, точно определить параллельность прямых? (нет)

А что нам в этом может помочь? (знание признаков параллельности прямых)

С чем связаны признаки параллельности прямых? (с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей)

Слайд №7

Сколько признаков параллельности 2-х прямых мы знаем?

Слайд №8

Эти признаки математическим языком записаны на слайде. Вам нужно рассказать их словами, используя название углов.

III Основной этап урока

Слайд №9

Выберите верные утверждения.

Мы повторили теоретический материал, теперь проверим, сможете ли вы применять его при решении задач.

Слайд №10 (Работаем устно)

Слайд №11 (Работаем устно)

Слайд №12  ( У детей на партах эта задача есть на листах. Устно разбираем, потом каждый самостоятельно записывает решение у себя на листке, один делает запись на доске. После записи все смотрят, делают вывод, все правильно или нет)

Слайд №13 (У детей на партах эта задача есть на листах. Учитель читает задачу и предлагает самостоятельно выполнить решение на листах. Один учащийся выходит выполнить запись решения к доске. Решает без комментирования. После решения все смотрят, слушают его объяснения и делают выводы о правильности решения. Эту задачу можно решить несколькими способами. Если кто-то предложит еще один способ решения, то выходит к доске и делает запись.)

Слайд №14 (У детей на партах эта задача есть на листах. Учитель читает задачу и предлагает одному учащемуся выйти и записать решение с комментированием у доски)

Слайд №15 (резерв)

Слайд №16 (резерв)

Самостоятельная работа с взаимной оценкой

Слайд №17 ( 3 мин. на самост.раб. Потом меняются листами. Один желающий вслух проговаривает решение)

IV. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание

Слайд №18

Подведём итоги. Все теоретические моменты, изученные на предыдущих уроках и обобщённые сегодня, вы видите в таблице для самооценивания. Если утверждение записанное на карточке можно отнести к вам, поставьте рядом знак +.

Я умею определять накрест лежащие углы при пересечении двух прямых секущей

Я умею определять односторонние углы при пересечении двух прямых секущей

Я умею определять соответственные углы при пересечении двух прямых секущей

Я знаю первый признак параллельности двух прямых

Я знаю второй признак параллельности двух прямых

Я знаю третий признак параллельности двух прямых

Я умею решать задачи с применением признаков параллельности прямых

За каждый плюс в ответах на 1-5 вопрос – поставьте себе 1 балл. За ответ на последний вопрос – 5 баллов. Ведь как бы хорошо мы не знали теоретический материал, он будет бесполезен, если мы не умеем применять его на практике. Посчитайте сколько баллов вы набрали. Я называю баллы, а вы поднимаете руки.

10-11 б. – отлично! Вы полностью усвоили материал.

8-9 б.- очень хорошо! Это неплохой результат.

6-7 б. -  хорошо! Но вам еще есть над чем работать.

Менее 5 б.– это тоже результат, но я уверена, что вы способны на большее.

Пришло время выставить оценки за урок.  Кто по вашему мнению сегодня отработал на пятерку? Обоснуй. На 4?

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Слайд № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Параллельность прямых.7 класс

Урок обобщения по теме "Параллельность прямых"...

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"...

Разработка урока "Параллельные прямые" для 7 класса

Разработка урока "Параллельные прямые" для 7 класса...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...