Рабочая программа кружка ,,Решение задач по алгебре и геометрии''.9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Антипова Зоя Викторовна

Программа расчитана на подготовку учащихся  к сдаче ОГЭ..и расширения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                              «Чистиковская школа»

Рассмотрена                                                                 Утверждаю __________

на заседании педагогического                   директор МБОУ «Чистиковская

совета школы протокол №____                 школа» В.В.Гнатенко

от _________20____г.                                 приказ № ___от______20___г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                        дополнительного образования (кружок по математике)9 класс

                                    ,,Решение задач по алгебре и геометрии''

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ :

      В ГОД  (33ч.);      

      В НЕДЕЛЮ  (1ч.).

Учитель: Антипова Зоя Викторовна

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ:

       1 ФГОС ООО

2Программы по предмету алгебра для 7-9 кл.

3.Авторской программы:,,Алгебра7-9 кл,’’,Л .С. Макарычев ,2016г.

4Программы по предмету геометрия для 7-9 кл.

5.Авторской программы,,:Геометрия-9 кл,’’,А.В.Погорелов2016г

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:  А.В. Погорелов. Геометрия. 7-9 классы :  учебн. для общеобразовательных  организаций /А.В. Погорелов.(М: Просвещение, 2016г.)

Л.С.Макарычев.Алгебра.7,8,9 кл (М.Просвещение,2015г.

ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: / И.В Ященко, -М. ,,Национальное образование’’,2020.

                      Планируемые результаты изучения курса.

 Программа обеспечивает достижение следующих результатов.  

Личностные:

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:.

Учащиеся должны  знать:

  • основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
  • классифицировать текстовые задачи   и основные методы их решения;
  • особенности их решения;
  • знать применение текстовых задач   в жизни, решать задачи на движение, работу, процентные расчёты, смеси и сплавы;

уметь:

  •  определять тип текстовой задачи  ;
  •  правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;
  •  производить прикидку результатов вычислений;
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;
  • использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
  • решать задачи на совместную работу, на движение и другие составлением систем уравнений.
  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций путем перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях

       После изучения курса учащиеся смогут:

  • определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;
  • самостоятельно  производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.
  • применять математический аппарат к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

                               

                            Формы итогового контроля
  В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные  самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Распределение часов курса по темам.

  Всего на проведение занятий отводится 33 часов. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  • текстовые задачи и техника их применение  - 2 часа. (лекция)
  • задачи на движение  -6 часов;
  • задачи на работу и производительность труда –7 часов
  • задачи на проценты  –4 часов;
  •  задачи на смеси и сплавы – 6 часов;
  • задачи на прогрессии – 2 часа;
  • задачи с геометрическим содержанием – 3 часа;
  • решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ – 4 часа.

                  Содержание занятий.

  1. Текстовые задачи и техника их применение 

 

  •  понятие текстовой задачи и ее виды;
  • этапы решения текстовой задачи;
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;
  •  наглядные образы как средство решения математических задач;
  •  оформление решения текстовых задач;
  •  рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
  1. Задачи на движение.

  • движения навстречу друг другу;
  • движение в противоположных направлениях из одной точки;
  • движение в одном направлении;
  • движение по реке (движение по течению и против течения);
  • движение по кольцевым дорогам;
  • относительность движения;
  • чтение графиков движения;
  • графический способ решения задач на движение.
  1. Задачи на работу.

  • алгоритм решения задач на работу;
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;
  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда;
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;
  • предусмотренного объёма работы;
  • система задач, подводящих к составной задаче.
  1. Задачи на проценты.
  • типы задач на проценты;
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
  1. Задачи на смеси и сплавы.
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;
  • способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);
  • объёмная концентрация;
  • процентное содержание.

      6.Задачи на прогрессии.

  • особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии;
  • решение задач на   формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.

7.Задачи с геометрическим содержанием.

  • вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;
  • практическая работа на местности;
  • решение геометрических задач алгебраическим способом.

     8. Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ .

                               

                         

                       Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Текстовые задачи и техника их применение

2

2.

Задачи на движение.

6

3.

 Задачи на работу.

7

4.

    Задачи на проценты

4

5.

Задачи на смеси и сплавы

6

6.

    Задачи на прогрессии

Задачи  геометрическим содержанием

2

7.

  Задачи  геометрическим содержанием

3

8.

Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ .

4

                    Календарно-тематическое планирование

№ уро-ка

Содержание материала  урока (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

I.

Текстовые задачи и техника их применения

2

 

1

Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи.

1

2

Оформление решения текстовых задач; рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

1

 II.

 Задачи на движение

6

3.

Решение задач на движения навстречу друг другу

1

4.

Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки.

1

5.

Решение задач на движение в одном направлении

1

6.

Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения).

1

7.

Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Относительность движения.

1

8

Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение

1

 III.

Задачи на работу

7

9.

Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ

1

10.

Решение задач на путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа

1

11.

Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

1

12.

Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы

1

13.

Решение задач, в которых требуется найти производительность труда

1

14.

Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

1

15

Решение систем задач, подводящих к составной задаче

1

 IV.

Задачи на проценты

4

16

Решение типовых задач на проценты.

1

17

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы )

1

18

Процентные вычисления в жизненных ситуациях      (банковские операции, голосования)

1

19

Процентные вычисления в жизненных ситуациях      (банковский процент, ипотека)

1

V.

Задачи на смеси и сплавы

6

20

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

1

21

Решение задач, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание» (формулы) смеси  и сплава.

1

22

  Способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);

1

23

Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава)

1

24

 Решение задач на переливание

1

25

Решение задач на процентное содержание смеси (сплава)

1

 VI.

Задачи на прогрессии

2

26

Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

1

27

Решение задач на   формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.

1

VII.

 Задачи с геометрическим содержанием

3

28

Вычисление элементов, периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях.

1

29

Практическая работа на местности

1

30

Решение геометрических задач алгебраическим способом

1

VIII.

 Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ

4

31

 Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»

1

32

  Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»

1

33

 Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач

1

                                                                                                                                   


                       

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...

Рабочая программа кружка "Текстовые задачи"

Данный кружок поможет учащимся лучше подготовится к сдаче  ГИА...

Рабочая программа кружка «Решение нестандартных задач по алгебре».

Рабочая программа кружка «Решение нестандартных задач по алгебре»....

Экспериментальная рабочая программа кружка "Решение олимпиадных заданий по истории"

На уроки истории в среднем звене выделяется всего 2 часа в неделю, для одаренного, думающего школьника этого мало.  Если не «подогревать» интерес ...

Рабочая программа "Физика. Решение задач" 11 класс

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне на усиление предмета. Структура программы полностью соответствует структуре ...

Рабочая программа кружка "Решение практико-ориентированных задач"

Новизна данного курса состоит в том, что заданияпредназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA...