Методическая разработка "Исследовательский подход в обучении при введении новых геометрических понятий"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Смородинова Ольга Иосифовна

Данная разработка содержит теоретический материал применения технологии развивающего обучения и практический  пример введения свойств равнобедренной трапеции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Формирование научных понятий – одна из главных задач обучения математике в школе. Формирование конкретного понятия тесно связано с усвоением учащимися соответствующего математического объекта и возникновением общего представления о нем. Усвоить понятие – значит усвоить систему знаний о некотором объекте и научиться использовать их в деятельности. Организовать познавательную деятельность учащихся можно таким образом, чтобы воспроизвести (с некоторой долей достоверности) деятельность ученого – математика, направленную на изучения нового объекта и образования понятия.

     При исследовательском подходе совместная деятельность учителя и учащихся включает следующие этапы:

- постановка цели деятельности;

- эмпирическое изучение нового математического объекта, поиск его свойств;

- формулирование найденных свойств в виде гипотез;

- введение нового термина, определение математического объекта;

- проверка истинности высказанных предположений путем отыскания их доказательств;

- поиск признаков исследуемого объекта (рассмотрение обратных утверждений);

- уточнение логических связей между суждениями, схематизация нового понятия; усвоение этого содержания;

- обучение применению нового понятия в деятельности: решение опорных задач, выделение общих приемов деятельности, способствующих применению понятия;

- применение понятия в нестандартных ситуациях.

       Покажем, как может осуществляться исследовательский подход при изучения понятия «равнобедренная трапеция». Класс разбивается на группы. Перед началом беседы учитель раздает ученикам чертежи равнобедренной трапеции.

Учитель

Ученик

Назовите основные элементы трапеции

Стороны, углы, диагонали.

Сегодня на уроке мы попробуем изучить данный четырехугольник, как, возможно, много веков назад это сделали ученые – математики. Вспомните, что интересует геометров при изучении фигур в первую очередь?

Соотношения между ее сторонами и углами.

Так кто же сформулирует цель нашего исследования?

Цель – выявить соотношения между элементами трапеции, т.е. между сторонами и углами. А также изучить другие особенности фигуры.

Математики уже в древности знали немало свойств и признаков этого четырехугольника. Возьмите в руки линейки, транспортиры. Измерьте, а затем сравните стороны, углы трапеции, ее диагонали. Сформулируйте гипотезы о свойствах этих элементов трапеции.

Работа в группах.

Каким свойством обладают боковые стороны трапеции?

Они равны.

Каким свойством обладают углы этой трапеции?

Углы при каждом основании трапеции равны.

Каким свойством обладают диагонали трапеции?

Они равны.

Какие еще особенности этой трапеции вы заметили?

Варианты ответов:

- высоты трапеции, проведенные из вершин меньшего основания, отсекают от нее равные прямоугольные треугольники.

- диагонали разбивают трапецию на два равных и два равнобедренных треугольника.

Можно ли считать, что мы с вами изучили данную фигуру?

Нет, у нас пока есть только гипотезы.

Что же нужно сделать дальше?

Надо их доказать.

Но ученые доказывают теоремы. Сформулируйте хотя бы одну из них.

Например: если боковые стороны трапеции равны, то и диагонали равны. Заметим, что и обратное утверждение верно.

Далее дается определение равнобедренной трапеции. После этого каждая группа получает задание: сформулировать и доказать одну из  теорем о свойствах равнобедренной трапеции, а также обратную ей теорему.

        На следующем этапе у учащихся формируется умение применять понятие «равнобедренная трапеция» в речи, в рассуждениях при решении задач. Обучение применению понятия можно начать с рассмотрения опорных задач по данной теме, решение которых приводит к общим приемом деятельности.

- проведение высот из вершин меньшего основания (при этом образуются два равных прямоугольных треугольника и прямоугольник)

-  проведение из вершины меньшего основания отрезка, параллельного боковой стороне (трапеция разбивается на параллелограмм и равнобедренный треугольник)

- проведение из вершины меньшего основания отрезка, параллельно диагонали трапеции (при этом образуется равнобедренный треугольник, равновеликий трапеции).

            Для актуализации каждого из приемов необходимо подобрать соответствующую задачу, решение которой не было бы громоздким. В систему упражнений полезно также включить задачи, при решении которых требуется доказать, что трапеция является равнобедренной, т.е. на использование различных признаков понятия. При этом необходимо учить школьников правильно отвечать на вопрос: по каким признакам можно распознать равнобедренную трапецию среди других четырехугольников?

\           Естественно, формирование понятия «равнобедренная трапеция» будет продолжаться и в дальнейшем. Его содержание будет пополняться новыми признаками и свойствами:

- равнобедренная трапеция имеет одну ось симметрии;

- равнобедренную трапецию можно вписать окружность;

- при пересечении диагоналей равнобедренной трапеции получаются два подобных равнобедренных треугольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"

Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...

Конспект урока" Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению. "

Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению....

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе...