Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Рабочая программа по геометрии в 7 классе.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

1.Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая  программа по геометрии на 2021-2022 учебный год в 7 классе

МБОО «Заводская СОШ»  составлена на основе:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.08.2020);
  • Закона «Об образовании  в РБ» от 13.12.2013г, №240-V.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрированным в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г №1577);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020 №16;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2021;
  • СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 №2;
  • Распоряжения Правительства России от 24.12.2013г №2506-р «О концепции развития математического образования в РФ»;
  • Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях РБ от 07.08.2019 №02-11/3218.
  • Примерных основных образовательных программ  основного общего образования.
  • ООП ООО  МБОО «Заводская СОШ»;
  • Учебного плана МБОО «Заводская СОШ» на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Для реализации программного содержания используется  

Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.:М.: Просвещение, 2018.

Цели и задачи

Курс геометрии 7 класса характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.  Увеличивается теоретическая значимость материала, расширяются внутренние логические связи, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Цели данной программы: 

  • формирование математического стиля мышления,
  • развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.

Для решения этих целей поставлены следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости для применения в практической деятельности;
  • подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных курсов и курса стереометрии в старшей школе.
  • воспитание средствами предмета культуры личности;
  • воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;
  • знакомство с историей развития геометрии;
  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственного воображения.
  • применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
  • использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
  • развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к геометрии;

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • владение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные результаты:

Начальные геометрические сведения

ученик научится:

  • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам темы; иметь представление об основных изучаемых понятиях (точка, прямая, луч, отрезок, угол) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • измерять длины отрезков, величины углов;
  • строить вертикальные и смежные углы, перпендикулярные прямые;
  • применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
  • измерять и строить углы с использованием транспортира;

ученик получит возможность:

  • овладеть  навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладеть геометрическим языком, использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоить систематические знания о плоских фигурах и их свойства, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Треугольники

ученик научится:

  • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам темы; иметь представление об основных изучаемых понятиях (треугольник, медианы, биссектрисы, высоты треугольника и др.) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • использовать формулы для нахождения периметров;
  • строить треугольники различных типов;
  • строить медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике;
  • формулировать и доказывать признаки равенства треугольников;
  • выполнять построения с помощью циркуля, линейки и угольника;
  • применять свойства равнобедренного треугольника при решении задач;

ученик получит возможность:

  • работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладеть  навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладеть геометрическим языком, использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоить систематические знания о плоских фигурах и их свойства, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Параллельные прямые

ученик научится:

  • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам темы; иметь представление об основных изучаемых понятиях (параллельные прямые, признаки параллельности двух прямых и др.);
  • строить параллельные прямые;
  • формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых;
  • владеть практическими способами построения параллельных прямых;
  • формулировать и применять аксиому параллельных прямых;
  • использовать свойства параллельных прямых при решении геометрических задач;

ученик получит возможность:

  • работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладеть  навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладеть геометрическим языком, использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоить систематические знания о плоских фигурах и их свойства, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

ученик научится:

  • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам темы; иметь представление об основных изучаемых понятиях (соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника, прямоугольные треугольники, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми.);
  • формулировать, доказывать и применять теорему о сумме углов треугольника;
  • использовать соотношения между сторонами и углами треугольника;
  • формулировать и использовать свойства прямоугольного треугольника;
  • формулировать, доказывать и применять признаки равенства прямоугольных треугольников;
  • находить расстояние от точки до прямой,  расстояние между параллельными прямыми;
  • выполнять построение треугольника по трём элементам;

ученик получит возможность:

  • работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладеть  навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладеть геометрическим языком, использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоить систематические знания о плоских фигурах и их свойства, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Повторение геометрии 7 класса

ученик получит возможность:

  • владеть начальными геометрическими сведениями;
  • строить треугольники различных типов, их медианы, биссектрисы и высоты;
  • применять признаки равенства треугольников;
  • выполнять построения с помощью чертёжных инструментов;
  • применять свойства равнобедренного треугольника при решении задач;
  • использовать признаки и свойства параллельных прямых;
  • использовать соотношения между сторонами и углами треугольника;
  • решать  задачи по готовым чертежам;
  • анализировать геометрический текст, извлекать необходимую информацию;
  • применять математическую терминологию;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.

3.Содержание учебного предмета

Начальные геометрические сведения (10ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель: систематизировать знаний учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники (17ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель:  ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников.  Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Параллельные прямые (13ч)

Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель: внести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых, связанный с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей, широко используются  дальнейшем при изучении четырехугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние отточки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель: рассмотреть новые важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам, а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач (12ч)

Тематическое планирование

№ 

раздела

 п/п

Название темы раздела

Всего часов

Из них

Теория

Контрольные работы

1  

Начальные геометрические сведения

10

9

1

2  

Треугольники

17

16

1

3

Параллельные прямые  

13

12

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

16

2

5

Повторение геометрии

7 класса

12

12

Итого

70

65

5

Формы  организации учебной деятельности

Система уроков условна, основные виды:

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: решение различных задач, изучение свойств различных фигур, практическое применение различных методов решения задач.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа 

Урок-защита проектов и т.д.

Основные  виды учебной деятельности

Важным условием правильной организации образовательного процесса является выбор рациональной системы педагогических технологий, методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых задач.

В своей работе я  применяю дифференцированный подход к учащимся.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: уровневая дифференциация, игровые, групповые, компьютерные технологии.

Согласно ст.16 Закона об образовании в РФ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий» могут быть применены дистанционные технологии (образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников).

Виды учебной деятельности: словесные (рассказ, беседа,  познавательные игры, учебные дискуссии и др.), наглядные (демонстрация чертежей, моделей, компьютерных презентаций), исследовательские (решение текстовых задач, задач на построение и доказательство), проектирование (решение задач).

4.Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

план

факт

Глава 1. Начальные геометрические сведения

10

 

1

 

Прямая и отрезок. Луч и угол

1

2

 

Сравнение отрезков и углов

1

 

3

 

Измерение отрезков

1

 

4

 

Измерение углов

1

 

5

Измерение углов

1

6

 

Перпендикулярные прямые

1

 

7

 

Перпендикулярные прямые

1

 

8

 

Решение задач

1

 

9

Решение задач

1

10

 

Контрольная работа №1

1

 

Глава 2.Треугольники

17

11

 

Первый признак равенства треугольников

1

 

12

 

Первый признак равенства треугольников

1

 

13

 

Первый признак равенства треугольников

1

 

14

 

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

 

15

 

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

 

16

 

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

 

17

 

Второй признак равенства треугольников

1

 

18

 

Второй  признак равенства треугольников

1

 

19

Второй  признак равенства треугольников

1

20

 

Третий признак равенства треугольников

1

 

21

 

Третий признак равенства треугольников

1

 

22

Третий  признак равенства треугольников

1

23

Задачи на построение

1

24

 

Задачи на построение

1

 

25

 

Решение задач

1

 

26

 

Решение задач

1

 

27

 

Контрольная работа №2

1

 

 

Глава 3.Параллельные прямые

13

 

28

 

Признаки параллельности двух прямых

1

 

29

 

Признаки параллельности двух прямых

1

 

30

 

Признаки параллельности двух прямых

1

 

31

Признаки параллельности двух прямых

1

32

Признаки параллельности двух прямых

1

33

 

Аксиома параллельных прямых

1

 

34

 

Аксиома параллельных прямых

1

 

35

 

Аксиома параллельных прямых

1

 

36

Аксиома параллельных прямых

1

37

 

Решение задач

1

 

38

 

Решение задач

1

 

39

 

Решение задач

1

 

40

 

Контрольная работа №3

1

 

Глава 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

41

 

Сумма углов треугольника

1

 

42

 

Сумма углов треугольника

1

 

43

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

44

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

45

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

46

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

47

 

Контрольная работа №4

1

 

48

Прямоугольные треугольники

1

49

 

Прямоугольные треугольники

1

 

50

 

Прямоугольные треугольники

1

 

51

 

Прямоугольные треугольники

1

 

52

 

Построение треугольника по трем элементам

1

 

53

 

Построение треугольника по трем элементам

1

 

54

 

Построение треугольника по трем элементам

1

 

55

 

Решение задач

1

 

56

 

Решение задач

1

 

57

 

Решение задач

1

 

58

 

Контрольная работа №4

1

 

 

Итоговое повторение. Решение задач

12

 

59

 

Начальные геометрические сведения

1

 

60

 

Первый признак равенства треугольников

1

 

61

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

62

 

Второй признак равенства треугольников

1

 

63

 

Третий признак равенства треугольников

1

 

64

Задачи на построение

1

65

 

Параллельные прямые

1

 

66

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

67

 

Защита проектов

1

 

68

 

Защита проектов

1

 

69

Защита проектов

1

70

Заключительный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 8 класс на 2021 2022 учебный год

Рабочая программа по физике в 8 классе, 2 часа в неделю, по УМК Г.Н.Степановой...

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян. 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы....

Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».-Закона РТ «Об образовании »-Федерального компонента государственного...

Рабочая программа по геометрии 7 класса на 2017-2018 учебный год

        Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. &nd...

Рабочая программа по геометрии 9 класса на 2017-2018 учебный год

   Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической...

Рабочая программа 6 а,б класс литература 2021/2022

Рабочая программа 6 а,б класс литература 2021/2022...