Рабочая программа по геометрии для 7 класса Мерзляк на 68 часов
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Качурина Татьяна Владимировна

Данная рабочая программа  составлена на основе  программы по математике для 5-11 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко, 2019 год.

Данная программа ориентирована на учебно-методический комплекс «Геометрия 7 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа рассчитана на 2 часов в неделю, всего 68 часов (34 недели) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

 

Рабочая программа опирается на УМК:

1.  Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2020.

2.  Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полон­ский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

3.  Геометрия: 7 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

4.  Геометрия: 7 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вента­на-Граф, 2017.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_g-7_merzlyak_2021-2022.docx56.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5 города Лесосибирска»

«Согласовано»

Руководитель МО

________/ Ясюкевич М.Н. /

Протокол № ___

от «__»___________2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №5»

_____________/Аминаева Н.В./

«__»____________2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ №5  »

_____________/Зимарева Н.С./

Приказ № ___________

от «__»___________2021г.

Рабочая программа

по предмету «Геометрия»

7 класс

на 2021-2022 учебный год

Составитель Качурина Т.В., Соловьёва А.А.

Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ____

от «__»_______2021 г.

2021 - 2022 учебный год

г. Лесосибирск

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена на основе  программы по математике для 5-11 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко, 2019 год.

Данная программа ориентирована на учебно-методический комплекс «Геометрия 7 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа рассчитана на 2 часов в неделю, всего 68 часов (34 недели) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Рабочая программа опирается на УМК:

1.  Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2020.

2.  Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

3.  Геометрия: 7 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

4.  Геометрия: 7 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания  и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.

Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.

Основная форма организации образовательного процесса предусматривает применение следующих технологий обучения: традиционная классно - урочная; игровые технологии, элементы проблемного обучения; технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология критического мышления, проектная деятельность.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

- технология сотрудничества

- групповые технологии

- интерактивные игровые технологии

Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с  математической  информацией, стимулирует  познавательный интерес к предмету, осуществляет  практическую подготовку  к   экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме онлайн решать  различные  математические  тесты,  разбирать  олимпиадные  задачи,  а  также  принимать  участие  в  интернет-олимпиадах.

Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку.

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Формы уроков: уроки  изучения  нового  материала.  уроки  контроля  и  закрепления , урок- игра, практикум,   урок-зачет, урок-исследование, урок-презентация, интегрированные  уроки  и др.

Формы контроля:  стартовый, текущий и  промежуточный.

Стартовый.

Стартовое оценивание позволяет учителю спланировать личностно-ориентированное обучение, индивидуализировать образовательный процесс.

Текущий.

Формы контроля: контрольные работы, рассчитанные на 40 минут; домашние контрольные работы; тематические тесты и самостоятельные работы на 15 – 25 минут с дифференцированным  содержанием, математические диктанты, и  индивидуальные задания по карточкам, анализ творческих работ, проекты.

Текущий контроль проводится с целью оценки усвоения изучаемого программного материала; оценкой достижения метапредметных результатов является защита индивидуального или группового мини – проекта. Предусмотрены 5  контрольных работ.

Промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа за курс геометрии 7 класса  в формате ОГЭ

Коррекция примерной программы  предусматривает выделение часов на внеурочную учебную деятельность.

              В 7  классе есть ученица с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата).    В связи с этим для организации познавательной деятельности   обучающейся  на уроке математики целесообразно использовать методы и формы обучения с учётом её индивидуальных особенностей здоровья и психических процессов. Необходимо учитывать на уроках:

- здоровьесберегающий ортопедический режим;

- учет физиологических особенностей, профилактика утомления;

 - перегрузок;

- повторение инструкций;

- предоставление дополнительного времени для включения в деятельность и завершения заданий.

 

Предметные результаты освоения

Обучающийся  научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
  • распознавать виды углов, виды треугольников;
  • определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
  • применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
  • овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
  • приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
  • овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  • приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Содержание курса геометрии 7 класса.

Содержание курса геометрии в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства», «Треугольники»,

«Параллельные прямые. Сумма углов треугольника», «Окружность и круг. Геометрические  построения».

Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч)

Точки и прямые. Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов.  Смежные и  вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.

Треугольники. (18 ч)

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч) 

Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.

Окружность и круг. Геометрические  построения (16 ч)

Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника.  Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

Повторение (3 ч)

Календарно – тематическое планирование

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

Номер

урока

Наименование разделов

и тем

Количество часов

дата

 Виды деятельности учащихся

Внеурочная учебная деятельность

Глава 1
Простейшие

геометрические фигуры
и их свойства

15

1

Точки и прямые

2

Приводить примеры геометрических фигур.
Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.

Формулировать:
определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;
свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.
Классифицировать углы.
Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).
Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.
Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
Пояснять, что такое аксиома, определение.

Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения

Мини – проект «Геометрия вокруг нас»

Сообщение с презентацией  « Как возникла геометрия»

2

Точки и прямые

3

Отрезок и его длина

3

4

Отрезок и его длина

5

Отрезок и его длина

6

Луч. Угол. Измерение углов

3

7

Луч. Угол. Измерение углов

8

Луч. Угол. Измерение углов

9

Смежные и вертикальные углы

3

10

Смежные и вертикальные углы

11

Смежные и вертикальные углы

12

Перпендикулярные прямые

1

13

Аксиомы.

1

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

15

Контрольная работа № 1 по теме « Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

Глава 2

Треугольники

18

16

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2

Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.
Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.
Классифицировать треугольники по сторонам и углам.
Формулировать:
определения:
остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного ,  равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;
признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.
Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.
Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.

Решать задачи на вычисление и доказательство

Мини – проекты

 «Почему треугольник считают символом геометрии?»,

«Геометрия в строительстве, столярном деле и рукоделии».

Рисунки на тему: «Конструкции из треугольников»

Сообщение с презентацией  «Флексагон»

Сообщение с презентацией  «Треугольник Пенроуза»

17

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

18

Первый и второй признаки равенства треугольников

5

19

Первый и второй признаки равенства треугольников

20

Первый и второй признаки равенства треугольников

21

Первый и второй признаки равенства треугольников

22

Первый и второй признаки равенства треугольников

23

Равнобедренный треугольник и его свойства

4

24

Равнобедренный треугольник и его свойства

25

Равнобедренный треугольник и его свойства

26

Равнобедренный треугольник и его свойства

27

Признаки равнобедренного треугольника

2

28

Признаки равнобедренного треугольника

29

Третий признак равенства треугольников

2

30

Третий признак равенства треугольников

31

Теоремы

1

32

Повторение и систематизация учебного материала        

1

33

Контрольная работа № 2 по теме « Треугольники»

1

Глава 3

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

34

Параллельные прямые

1

Распознавать на чертежах параллельные прямые.
Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.
Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
Формулировать:
определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;
свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы улов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;
признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Решать задачи на вычисление и доказательство

Ребусы на тему « Параллельные прямые»

Творческая минутка – стихотворения на тему «Параллельные прямые»

Сообщение с презентацией                  « Египетский треугольник»

35

Признаки параллельности двух прямых

2

36

Признаки параллельности двух прямых

37

Свойства параллельных прямых

3

38

Свойства параллельных прямых

39

Свойства параллельных прямых

40

Сумма углов треугольника

4

41

Сумма углов треугольника

42

Сумма углов треугольника

43

Сумма углов треугольника

44

Прямоугольный треугольник

2

45

Прямоугольный треугольник

46

Свойства прямоугольного треугольника

2

47

Свойства прямоугольного треугольника

48

Повторение и систематизация учебного материала

1

49

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1

Глава 4
Окружность и круг.

Геометрические  построения

16

50

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2

Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.
Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
Формулировать:
определения:
 окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник;
свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;
признаки касательной.
Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ;
о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Решать задачи на построение методом ГМТ.
Строить треугольник по трём сторонам.

Решать задачи на вычисление, доказательство  и построение.

Мини – проект «Геометрические построения и измерения на местности»

51

Геометрическое место точек. Окружность и круг

52

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

53

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

54

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

55

Описанная и вписанная окружности треугольника

3

56

Описанная и вписанная окружности треугольника

57

Описанная и вписанная окружности треугольника

58

Задачи на построение

3

59

Задачи на построение

60

Задачи на построение

61

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3

62

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

63

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

64

Повторение и систематизация учебного материала

1

65

Контрольная работа № 4 по теме « Окружность и круг. Геометрические построения»

1

Обобщение
и систематизация
знаний учащихся

3

66

Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

1

Знать материал, изученный в курсе математики за 7 класс

Уметь применять полученные знания на практике.

Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.

 «Газета  любознательных».

67

Промежуточная аттестация

1

68

Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 8 класс (Мерзляк)

продолжение программы 7 класса...

Рабочая программа по геометрии 7 класса (Мерзляк)

Рабочая программа составлена в соответствии с  федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования по математике и авторской  программы по математике дл...

Рабочая программа по геометрии 8 класс Мерзляк

Рабочая программа по геометрии 8 класс...

Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк

Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк...

Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк

Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк...