Конспект открытого урока геометрии, 7 класс Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Конспект открытого урока геометрии

 

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 15.03.2019

Предмет: геометрия

Тема урока: Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Класс: 7

Учитель: Трофимова Н.А..

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: научить обучающихся делать выводы из решения практических задач; систематизировать знания детей о треугольниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока геометрии

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 15.03.2019

Предмет: геометрия

Тема урока: Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Класс: 7

Учитель: Трофимова Н.А..

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: научить обучающихся делать выводы из решения практических задач; систематизировать знания детей о треугольниках.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование личностного смысла учения;

формирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

формирование знаний о себе;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: ученик учится формулировать познавательную цель урока, обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач.

Регулятивные УУД: ученик учится принимать и сохранять учебную цель, осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата;

Коммуникативные УУД: ученик учится слушать собеседника, задавать вопросы, позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Предметные результаты

Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока: медиапроектор, листы с практическим заданием, транспортир, линейка.

Ход урока

  1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.)

Здравствуйте, ребята садитесь.

Надеюсь у вас хорошее настроение, вы готовы к работе?

Тогда приступим.

Какие темы  мы изучали на последних уроках? ( сумма углов треугольника, неравенство треугольника, внешний угол треугольника..)

- какая фигура называется треугольником?

- по каким элементам  мы  классифицировали треугольников?  ( по сторонам, по углам)

- какие существуют виды треугольников по сторонам? ( разносторонние, равнобедренные, равносторонние)

-на  какие виды делятся треугольники  по углам?  ( остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).

Учитель фиксирует на доске названные виды треугольников в два столбика с помощью табличек и магнитов.

2. ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Свойства каких из перечисленных треугольников  мы уже изучали? (остроугольных, равнобедренных, равносторонних).

Учитель фиксирует на доске названные виды с помощью магнитов другого цвета.

- о свойствах каких треугольников  мы  знаем меньше всего? (прямоугольных)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?  Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Свойства прямоугольных треугольников)

Можем ли мы на одном уроке изучит все свойства прямоугольных треугольников? ( Нет)

- Значит тема ....... Некоторые .....

- Молодцы. Откройте тетради. Запишите дату и тему урока.

- Какие перед нами стоят цели?

(выявить свойства прямоугольных треугольников, доказать их, научиться применять их на практике при решении задач).

УСТНО:

1) Какой треугольник называется прямоугольным?

2) Как называются стороны прямоугольного треугольника?

3) Что такое гипотенуза и катеты?

Из истории математики

Прямоугольный треугольник занимал почетное место уже Вавилонской геометрии, упоминание о нем часто встречается в папирусе Ахмеса.

Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «hypoteinsa» (ипонейнуоза), обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая».

Термин  «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означало отвес, перпендикуляр

Среди прямоугольных треугольников широкое распространение получил  так называемый египетский треугольник. Кто из вас знает  или слышал об этом?

Это треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или веревка, разделенная отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения.

- К следующему уроку  самые любознательные постараются найти  другие специальные названия прямоугольных треугольников. (Творческое задание)

4. ЭТАП РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ – анализ условия задачи, моделирование выявленных отношений. Изучение нового материала.

Работа в парах. Учащиеся получают  карточки с готовыми чертежами и соответствующими вопросами.

Вопрос№1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?

Вопрос№2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у  которого один из острых углов равен 30 градусов?

Вопрос№3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы?

После того, как учащиеся  приходят к какому-то выводу, представитель каждой подгруппы выдвигает свою гипотезу.

Предполагаемые гипотезы:

1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900.

2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300,

равен половине гипотенузы.

3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы,

то угол, лежащий против этого катета, равен 300.

На доске (заранее на обратной стороне) чертежи свойств с «дано» и «доказать».

Далее  дается задание учащимся  сформулировать и   доказать выдвинутые гипотезы (свойства  прямоугольного треугольника).

В случае затруднения, дать   подсказку (через 2-3 минуты) о том, чтобы достроить треугольник, равный данному.

Заслушать доказательства, отметить, что эти утверждения являются свойствами прямоугольного треугольника.

В тетради каждого ученика все формулировки и одно доказательство на листочке.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

После доказательства свойств прямоугольного треугольника учащимся предлагаются задачи на готовых чертежах (слайды). Задачи решаются устно, быстро.

1.Работа в тетради: Задача № 257, стр. 81 (если позволит время). Один  ученик у доски, остальные в тетради.

Физкультминутка.

Учитель с помощью лазерной указки демонстрирует прямые углы в кабинете: на стенах, потолке, полу, партах, доске и т.д.  Для расслабления глаз  полезно чередовать изображения дальние и близкие.  

2.Тест с взаимопроверкой в парах и самооценкой.

Ответы записывают на листочках. Затем проверяют по образцу с помощью компьютера  ( работа  в парах)  и сами ставят себе оценку.

Критерии:  

«3» - четыре верных ответа

«4» -пять верных ответов

«5» - шесть-семь верных ответов.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выбрать  задание  одного  из  уровней:

Пункт 34: выучить все свойства и доказательство любых двух.      №  255.

Пункт 34: выучить все свойства и  их  доказательство.   № 258

Пункт 34: выучить все свойства и   их  доказательство.   № 260

Творческое задание ( по желанию):  придумать  и  решить  задачу  на  применение всех трех  свойств    прямоугольного треугольника.

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы  их?

- До сегодняшнего дня мы не  знали свойств прямоугольных  треугольников , а сегодня вы сами  исследовали их,  выдвинули гипотезу и доказали.  

- Оцените  насколько хорошо вы справились с поставленной задачей

- Как вы оцените свою работу на уроке,  к какому уровню себя отнесете

Закончи предложение:

Сегодня я узнала…

 Я приобрела…

 Было интересно…

 Я научилась…

 Было трудно…

 У меня получилось …

 Я выполняла задания…

 Я смогла…

 Я поняла, что…

 Я попробую…

 Теперь я могу…

Меня удивило…

 Я почувствовала, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока геометрии в 7 классе "Признаки равенства треугольников"

Цель урока: закрепить навыки в решении задач на применение признаков равенства треугольников, продолжить выработку навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки, повторить основные о...

Открытый урок по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач" для 7 класса

Презентация к открытому уроку по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

"Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"

Данная презентация «Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства» предназначена как для учителя для объяснения и закрепления нового материала, так и для учащихся для самостоятельного...

Открытый урок на тему "Прямоугольный треугольник и его свойства".

Открытый урок на тему "Прямоугольный треугольник и его свойства"....

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Презентация на тему: "Прямоугольный треугольник и некоторые его свойства"

Прямоугольный треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех сторон, одна из которых образует прямой угол, а две другие стороны – катеты – взаимно перпендикулярны и примы...