Разработка урока по геометрии 9 класс на тему "Длина окружности и площадь круга".
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Разработка урока по геометрии 9 класс на тему "Длина окружности и площадь круга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlina_okruzhnosti_i_ploshchad_kruga.docx646.7 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Длина окружности и площадь круга» (слайд1)

Класс: 9

Цель урока: закрепить знания по теме: Длина окружности и площадь круга.

Цели урока:

1.        Систематизировать знания по теме, формировать умения применять их к решению  задач.

2.        Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, математическую речь.

3.        Развитие любознательности, интереса к геометрии.

Задачи:

1.        Повторить теоретический материал по теме «Длина окружности и площадь круга»

2.        Закрепить знание формул для вычисления длины окружности и площади круга.

3.        Применить формулы для вычисления длины окружности и площади круга в решении практических задач.

Материалы и оборудование урока: интерактивная доска, презентация, доска, мел, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня мы проводим с вами завершающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга». Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова               Алексея Николаевича Крылова

«Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения.» (слайд 1-2)

             

Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата. Получить хорошие оценки и прочные знания. Результаты своей работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно.

Мы завершили изучать большую главу. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (слайд 3,4)

2. Актуализация знаний учащихся

(Слайд5-6)

1.Я предлагаю вам вспомнить изученные формулы. Вы проверите себя и увидите, что вам надо еще подучить. Для этого посмотрим какие величины можно вычислить по данным формулам. (слайд 7)

Учащиеся по очереди называют величины

Какие еще нам могут понадобиться формулы?

3.Устные упражнения.(слайд 8-16)

1.Длина окружности чайного пакетика равна  9 см. Чему равна длина окружности второго пакетика, если его диаметр в 2 раза больше диаметра первого?

Решение:
зависимость прямопропорциональная С=2С1=2·9=18 (см) (слайд 8-9)

2. Найдите площадь  заштрихованной фигуры,(сдайд10-11)

3.Радиус окружности равен 3см. Найдите длину дуги и площадь сектора АОВ, если угол АОВ равен 60http://festival.1september.ru/articles/519419/img3.gif.

Решение: L = http://festival.1september.ru/articles/519419/img4.gif, L = http://festival.1september.ru/articles/519419/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gif (см)        

S=http://festival.1september.ru/articles/519419/img7.gif ,  S = http://festival.1september.ru/articles/519419/img8.gif = http://festival.1september.ru/articles/519419/img9.gif(см2)(слайд12-13)

4.Найдите площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата равна 4см.

http://festival.1september.ru/articles/519419/img10.gif

Решение: а4 = 4см, R= 2см. Sкв = 42 = 16см2 , Sкр = 4http://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gifсм2 . Тогда Sфиг = 16 - 4http://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gif (сл. 14-15)

  1. найдите площадь кольца, если радиус большей окружности равен 7см, а радиус меньшей равен 3 см.

Решение: Sкол. = Sб. кр. – Sм. кр. = 49http://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gif - 9http://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gif= 40http://festival.1september.ru/articles/519419/img1.gif (см2)(сл. 16)

http://festival.1september.ru/articles/519419/img14.gif

4.Работа у доски (слайд 17-19)

Работа учащихся у доски.

Группа №1. Площадь квадрата АВСD равна 16. Найти длину окружности

     

Группа №2. Найти площадь заштрихованной на рисунке фигуры.если ВС=4, угол ВАС=30ᵒ.

AC=8, R=4, AB=

Sкруга =16π

                                                                   S=

Группа №3. Вычислите площадь заштрихованной на рисунке фигуры, если АО=4, угол АОВ=135ᵒ.

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.jpg        C:\Users\user\Desktop\Безымянный2.jpg

4.Физкультминутка (слайд 20)

Провожайте глазами все фигуры по стрелке.

5.Самостоятельная работа (карточки) (слайд21- 23)

6.Решение задач практического содержания(слайд 24-27)

«О Тунгусском метеорите, 1908 г».
Диаметр опалённой площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита равен примерно 38 км.  Какая площадь тайги пострадала от метеорита? Сколько потребуется саженцев для посадки, если на 1га высаживается 1000саженцев? (1км
2=100га) Для чего надо  знать эти сведения лесничему?
Решение:
Ѕ = πr
2; d = 38 км; π = 3,14
R = 38 : 2 = 19(км)
Ѕ = 3,14 · 192 = 3,14 · 361 = 1133,54 км
2= 113354 га

113354000 саженцев.
Ответ: 1133,54 км2, 113354000саженце

«Авария на промышленном объекте».    
Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы.
Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от комбинатов и заводов не может нейтрализовать даже природа!
Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества, такие, как хлор.
На одном химическом заводе произошла авария ёмкости с хлором. Хлор в безветренную погоду стелется по земле, занимая участок поверхности в форме круга. Радиус заражённой зоны 250 м. Нужно узнать  Ѕ – площадь заражённой зоны в га,  длину верёвки для ограждения.
(1га = 10000 м
2) Для чего экологам это надо знать?

Решение:
1. Ѕ = πr
2;  r = 250 м;  π = 3,14;  Ѕ = 3,14 ·2502 = 3,14 · 62500 = 196250(м2)=

=19,625 га ≈ 20 га.
2. С = 2 πr; С = 2 · 250 · 3,14 = 500 · 3,14 = 1570 м.
Ответ: 20 га; 1570 м.

Готовимся к ОГЭ (слайд 28-31)

Задание 2. Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.

Решение.  Ширина теплицы - это отрезок MN. Поскольку теплица состоит из дуг, то MN - это диаметр окружности.

Диаметр окружности связан с длиной окружности следующей формулой:

L=2пR=пD

В этой формуле, L-длина окружности, D- диаметр окружности, "пи"=3,14

Длину окружности, найдем из следующей информации: "....металлические дуги в форме полуокружности длиной 6,1 метра...."

Поскольку известна длина полуокружности - 6,1 м, то длина окружности равна: L=6,1*2=12,2

12,2=3,14D

D=12,2:3,14=3,89м

Из этих расчетов получаем, что ширина теплицы (с округлением до десятых) равна 3,9м

Ответ: 3,9

Задание 4. Сколько квадратных метров пленки нужно купить для теплицы с учетом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа пленку нужно покупать с запасом 10%. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.

Решение. Чтобы узнать сколько метров пленки нужно купить для теплицы, нужно вычислить площадь ее поверхности. Площадь ее поверхности состоит из двух равных полуокружностей (круга)и прямоугольника.

Пленку нужно купить с запасом 10%. Это 5,16м от площади всей поверхности.  51,59+5,16=56,75м2  (с округлением до целых) 57м2

Ответ: 57

7.Подведение итогов( слайд 32)

Рефлексия

1.Сегодня на уроке я повторил(а)…

2.Сегодня на уроке я узнал(а)…

3.Сегодня на уроке я научился(ась)

4. Сегодня на уроке мне было трудно…

5. Сегодня на уроке у меня получилось …

8.Домашнее задание: (слайд 33)

  • Подготовиться к контрольной работе;
  • Повторить формулы по теме: «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».
  • Кроссворд по изученному материалу.

Закончить урок я бы хотела словами Я.А.Каменского (слайд 34)

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Длина окружности и площадь круга»

Слайд 3

Сформулируйте цель урока

Слайд 4

Цель урока: закрепить знания по теме: «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»

Слайд 5

Радиусы - ОА, ОВ Диаметр - АВ Хорды – D С, АВ

Слайд 6

Радиусы - ОА, ОВ Диаметр - АВ Хорды – D С, АВ d = 2R R = d/2

Слайд 7

Какие величины можно вычислить по следующим формулам:

Слайд 8

Решите задачу устно Длина окружности чайного пакетика равна 9 см. Чему равна длина окружности второго пакетика, если его диаметр в 2 раза больше диаметра первого?

Слайд 9

Решите задачу устно Длина окружности чайного пакетика равна 9 см. Чему равна длина окружности второго пакетика, если его диаметр в 2 раза больше диаметра первого? Решение: зависимость прямопропорциональная С=2С 1 =2·9=18 (см)

Слайд 10

Решите задачу устно Найдите площадь заштрихованной фигуры.

Слайд 11

Решите задачу устно Найдите площадь заштрихованной фигуры.

Слайд 12

Решаем устно Радиус окружности равен 3см. Найдите длину дуги и площадь сектора АОВ, если угол АОВ равен 60 0

Слайд 13

Решение: L = L = =  (см) S сек = , S сек = = (см 2 )

Слайд 14

Решаем устно Найдите площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата равна 4см.

Слайд 15

Решение: а 4 = 4(см), R = 2(см). S кв = 4 2 = 16(см 2) , S кр = 4  (см 2) Тогда S фиг = 16 - 4 

Слайд 16

Решаем устно Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 3 см и 7 см.

Слайд 17

D С В А D Дано: АВС D- квадрат S ABCD = 16 Найти: С

Слайд 18

Дано: ⦟ BAC = 30ᵒ ⦟ A В C = 9 0ᵒ BC= 4 Найти: S з.ф. А В С

Слайд 19

А В O Дано: AO =4 ⦟ AOB = 13 5 ᵒ Найти: S з.ф .

Слайд 21

Самостоятельная работа (карточка)

Слайд 22

Ответы: 1. 3 2. 1 3. 38 4. 12 5. 13 или31 6. 6 7. 1

Слайд 23

Подсчитайте ваши баллы и поставьте отметку « 5» - 7 баллов «4» - 6 баллов «3» - 4-5 балла

Слайд 24

Задачи практического содержания Диаметр опалённой площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита равен примерно 38 км. Какая площадь тайги пострадала от метеорита? Сколько потребуется саженцев для посадки, если на 1га высаживается 1000саженцев?

Слайд 25

Задачи практического содержания Диаметр опалённой площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита равен примерно 38 км. Какая площадь тайги пострадала от метеорита? Сколько потребуется саженцев для посадки, если на 1га высаживается 1000саженцев?

Слайд 26

«Авария на промышленном объекте» На одном химическом заводе г. Тобольска произошла авария ёмкости с хлором. Хлор в безветренную погоду стелется по земле, занимая участок поверхности в форме круга. Радиус заражённой зоны 250 м. Найдите площадь зараженной зоны и длину веревки для ограждения.

Слайд 27

Решение: 1). Ѕ = πr ; r = 250 м; π = 3,14; Ѕ = 3,14 · 250 = 3,14 · 62500 = =196250(м ) = 19,625 га ≈ 20 га. 2). С = 2 πr; С = 2 · 250 · 3,14 = = 500 · 3,14 ≈ 1570 м. Ответ: 20 га ; 1570 м.

Слайд 28

Готовимся к ОГЭ . Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых. Алексей Иванович решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 6,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Иванович заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 6,1 м каждая и пленку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно .

Слайд 29

Решение. Ширина теплицы - это отрезок MN. Поскольку теплица состоит из дуг, то MN - это диаметр окружности. Диаметр окружности связан с длиной окружности следующей формулой: L =2п R =п D В этой формуле, L-длина окружности, D- диаметр окружности, "пи"=3,14 Длину окружности, найдем из следующей информации: " ....металлические дуги в форме полуокружности длиной 6,1 метра...." Поскольку известна длина полуокружности - 6,1 м, то длина окружности равна: L =6,1*2=12,2 12,2=3,14 D D =12,2:3,14=3,89м Из этих расчетов получаем, что ширина теплицы (с округлением до десятых) равна 3,9м Ответ: 3,9

Слайд 30

Готовимся к ОГЭ . Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.

Слайд 31

Чтобы узнать сколько метров пленки нужно купить для теплицы, нужно вычислить площадь ее поверхности. Площадь ее поверхности состоит из двух равных полуокружностей (круга)и прямоугольника. Пленку нужно купить с запасом 10%. Это 5,16м от площади всей поверхности. 51,59+5,16=56,75м2 (с округлением до целых) 57м2 Ответ: 57

Слайд 32

Рефлексия 1.Сегодня на уроке я повторил(а)… 2.Сегодня на уроке я узнал(а)… 3.Сегодня на уроке я научился(ась) 4. Сегодня на уроке мне было трудно… 5. Сегодня на уроке у меня получилось …

Слайд 33

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе. Повторить формулы по теме: «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга» (п.109-116) Составить кроссворд по изученной теме(мин. 10 слов)

Слайд 34

"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию". Ян Амос Каменский

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе "Выполнение образцов вязания крючком по кругу"

Цель урока- Формирование специальных знаний и умений по технологии вязания по кругу. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятель...

проектная работа на тему "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме "Длина окружности и площадь круга" "

Целью данного проекта является реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» ...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: “ Длина окружности и площадь круга”

В данной работе рассмотрены теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО. Выполнен отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ; анализ задачного материала. Разработан...

Урок по теме: "Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга"

МОУ Шатковская СОШ №2     Урок     Тема: Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга   9 Класс...

Конспект урока с презентацией на тему: "Длина окружности и площадь круга" 6 класс

Тема: Длина окружности и площадь круга.Цель урока: Повторить определения окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, формулы длины окружности и площади круга. Показать практический способ вычисления ...

Презентация к уроку математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга", 6 класс

В данной разработке представлена учебная презентация для проведения урока математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга" для обучающихся 6 класса, УМК "Сферы"...

9 класс геометрия контрольная работа Длинна окружности и площадь круга

1 Вариант1 задача   Радиус окружности 10 см, центральный угол 60°, найдите длину дуги2 задача   В окружность вписаны правильный шестиугольник и правильный четырехугольник. Пери...