Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Тюникова Е.А

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонстрационная презентация к этой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюникова Е.А,  учитель информатики и ИКТ                урок в 6  «В» классе

Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»

Цель урока:

образовательная:

создать условия для формирования первичного представления об алгоритмах, помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнителя алгоритмов, обучение поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;

развивающая:

развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей развитие кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний и способов деятельности учащихся.

Учащиеся должны:

  • иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
  • уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы;
  • уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
  • уметь выполнять простейшие операции на компьютере.

Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группе.

Формы учебной деятельности на данном уроке: групповая.

План урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Алгоритм.
  4. Исполнитель алгоритмов.
  5. СКИ.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Закрепление изученного материала. Практическая работа в PowerPoint.
  8. Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Изучение нового материала:

Учитель: Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, его свойствами, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.

Учитель: Послушайте стихотворение и решите, в чём ошибка?

Пароход упёрся в берег.

Капитан кричит: Вперёд!

Как такому ротозею

Доверяют пароход?

Учитель: В чём же ошибка капитана?

Ответы учащихся …

Учитель: Выслушав и обобщив все ваши ответы можно сделать вывод: ошибка капитана состоит в том, что он действует глупо, бестолково, без всякого плана. По принципу «Тяп – ляп – и готово!»

Учитель: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации.

Мы с вами иногда тоже так поступаем, строим планы на каждом шагу: съем яблоко, потом погуляю, потом надо бы уроки сделать, а после … нет, сначала надо книжку дочитать.

Учитель: Такой план действий в большинстве случаев называют алгоритмом выполнения действий.

Учитель: Как вы думаете, откуда произошло слово “алгоритм”? Давайте послушаем сообщение.

(к доске выходит ученик и читает сообщение (Приложение 2))

Учитель:  В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки информатики. Но прежде чем мы запишем, что такое алгоритм  поиграем.

 (Беседа по игре)

 Запишите определение алгоритма:

Алгоритм - это конечная последовательность шагов при решении задачи, приводящая от исходных данных к  конечному  результату.

Учитель: Давайте рассмотрим примеры алгоритмов.

Ответы учащихся …

Учитель: Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий. Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Учитель: Физкультминутка

Учитель: Если  есть алгоритм, т.е. конечная последовательность шагов, то должен быть и исполнитель этого алгоритма. Кто может быть исполнителем?

Ответы учащихся …

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя - команды, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Учитель: Давайте рассмотрим систему команд, которую исполнитель «Стиральная машина» может выполнить (картинка на экране)

Учитель: Кто управляет работой стиральной машинки? (Человек)

Учитель: Стиральная машина работает по программам, созданным человеком. Программы выбирает человек. Машина работает автоматически, т.е. действует формально.

  1. Домашнее задание:

Уч: §3.1, §3.2, П.Т: №№1-4, стр. 75-77.

  1. Практическая работа: По заданному алгоритму выполнить работу в PowerPoint.
  2. Итог урока:

- У вас получалось выполнить работу?

- А как вы думаете, почему?


Приложение 2

Жил когда-то ал-Хорезми,

Был арабским мудрецом,

Он считал – всего полезней

Чисел всяких быть жрецом.

Ал-Хорезми сам придумал

Правил действий свод простой,

Получал он проще сумму

И любой ответ другой.

Эти  правила доселе

Люди учат, помнят, чтут, -

А науку в самом деле

АРИФМЕТИКОЙ зовут.

В честь ученого назвали

Правил новых стиль и ритм,

Вот тогда и записали:

Ал-Хорезми – алгоритм.

Метод или предписанье,

Способ или же рецепт –

«Алгоритм» всему названье

Уже много-много лет.



Предварительный просмотр:

Жил когда-то ал-Хорезми,

Был арабским мудрецом,

Он считал – всего полезней

Чисел всяких быть жрецом.

Ал-Хорезми сам придумал

Правил действий свод простой,

Получал он проще сумму

И любой ответ другой.

Эти  правила доселе

Люди учат, помнят, чтут, -

А науку в самом деле

АРИФМЕТИКОЙ зовут.

В честь ученого назвали

Правил новых стиль и ритм,

Вот тогда и записали:

Ал-Хорезми – алгоритм.

Метод или предписанье,

Способ или же рецепт –

«Алгоритм» всему названье

Уже много-много лет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Работа  PowerPoint. «Бег лошади»

Для создания анимации используются 5 рисунков бегущей лошадки, они пронумерованы в порядке последовательного показа.

  1. Запустите  программу  Microsoft Office PowerPoint 2003. 
  2. С помощью последовательности команд Форматфонспособы заливки  рисунок (выбрать рисунок)  ОКприменить ко всем выбрать рисунок для фона нашей презентации.
  3. С помощью команд Вставка  рисунок из файла  (выбрать рисунок)  вставить вставьте рисунок лошадки (1.GIF) на слайд, переместите лошадку в нужное место на слайде, измените размер, если это необходимо.
  4. Далее вставьте новый слайд, на который поместите следующий рисунок (2.GIF) лошадки. Новый слайд создается с помощью последовательности команд Вставка  новый слайд пустой  ОК. При создании каждого следующего слайда старайтесь как можно больше использовать уже имеющийся слайд.
  5. Повторите пункт №4 необходимое количество раз, создайте 15 слайдов.
  6. Когда все 15 слайдов будут готовы, в меню Показ слайдов выберите команду Настройка презентации. Установите флажок непрерывный цикл до нажатия клавиши {Esc} и щелкните на кнопке ОК. В этом режиме происходит циклическое повторение показа слайдов.
  7. В меню Показ слайдов Выберите команду Смена слайдов  Автоматически после  установите промежуток времени  Применить ко всем 
  8. Запустите презентацию, нажав клавишу {F5}.
  9. При наличии времени дополните слайды по своему усмотрению. Сохраните работу в собственной папке под именем Бег лошади.

Работа PowerPoint. «Бег лошади»

Для создания анимации используются 5 рисунков бегущей лошадки, они пронумерованы в порядке последовательного показа.

  1. Запустите  программу  PowerPoint.  Выберите пункт Создать презентацию.
  2. С помощью последовательности команд Форматфонспособы заливки  рисунок (выбрать рисунок)  ОКприменить ко всем выбрать рисунок для фона нашей презентации.
  3. С помощью команд Вставка  рисунок из файла  (выбрать рисунок)  вставить вставьте рисунок лошадки (1.GIF) на слайд, переместите лошадку в нужное место на слайде, измените размер, если это необходимо.
  4. Далее вставьте новый слайд, на который поместите следующий рисунок (2.GIF) лошадки. Новый слайд создается с помощью последовательности команд Вставка  новый слайд пустой  ОК. При создании каждого следующего слайда старайтесь как можно больше использовать уже имеющийся слайд.
  5. Повторите пункт №4 необходимое количество раз, создайте 15 слайдов.
  6. Когда все 15 слайдов будут готовы, в меню Показ слайдов выберите команду Настройка презентации. Установите флажок непрерывный цикл до нажатия клавиши {Esc} и щелкните на кнопке ОК. В этом режиме происходит циклическое повторение показа слайдов.
  7. В меню Показ слайдов Выберите команду Смена слайдов  Автоматически после  установите промежуток времени  Применить ко всем 
  8. Запустите презентацию, нажав клавишу {F5}.
  9. При наличии времени дополните слайды по своему усмотрению. Сохраните работу в собственной папке под именем Бег лошади.



Подписи к слайдам:


Пароход упёрся в берег.

Капитан кричит: Вперёд!

Как такому ротозею

Доверяют пароход?

“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”

“Примеры алгоритмов”

Купить хлеб

“Примеры алгоритмов”

Найти наибольший общий делитель

“Примеры алгоритмов”

Провести фонетический разбор слова

Озвучьте алгоритмы

Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий:

1. Налить в чайник воду.

2. Открыть кран газовой горелки.

3. Поставить чайник на плиту.

4. Ждать, пока вода не закипит.

5. Поднести спичку к горелке.

6. Зажечь спичку.

7. Выключить газ.

Исправьте алгоритм,

чтобы предотвратить несчастный случай.

2. Открыть кран газовой горелки.

Правильный ответ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Весело шагает по городу отряд

(шаги на месте ).

Ветер развивает волосы ребят

(наклоны головы).

Мы друзьям помашем весело разок

(взмахи руками).

А потом вернемся в школу на урок.

Чем исполнитель – машина отличается от исполнителя – человека?

Человек может мыслить.

Он сам принимает решения.

Машина работает автоматически. Она выполняет те команды, которые для неё предусмотрел человек . Машина работает автоматически, т.е. действует формально.




Алгоритм – это конечная последовательность шагов при решении задачи, приводящая от исходных данных к конечному результату.

Исполнитель -человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Система команд исполнителя - команды, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Домашнее задание:




§3.1, §3.2.

П.Т: №1-4, стр 75-77




Компьютерный практикум:

Работа PowerPoint. «Бег лошади»




Выполни алгоритм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Урок по теме "Алгоритм. Исполнители алгоритма"

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».Задачи урока: Образовательные: ·         Создать условия для формирования первичного пред...

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Урок в МЭШ. Алгоритм. Исполнитель алгоритма.

Урок в МЭШАлгоритм. Исполнитель алгоритма....