Доклад "Кроссворд как инструмент проверки знаний"
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Оксана Владимировна Грачева

Доклад для выступления на Областной научно-практической конференции педагогических работников «Компетентностный подход в образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_dlya_vistuplenia.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

1        В Межшкольном учебном комбинате ведется обучение школьников по 28 программам профессиональной подготовки и  дополнительного образования. Среди них учебная программа «Информационные технологии в делопроизводстве».

2        Одним из обязательных требований для всех учащихся является овладение понятийным аппаратом в рамках осваиваемой профессии. Мне приходится формировать понятийный аппарат по двум направлениям: информационные технологии и делопроизводство. Зачастую учащиеся очень неохотно правильно и полно проговаривают профессиональные термины, а порой и не запоминают их. Это связанно в большей степени с тем, что данные занятия не являются для них обязательными. Школьники приходят на занятия, потому что хотят более подробно и глубоко изучить персональный компьютер, освоить основные программы операционной системы Windows, познакомиться с методикой слепого десятипальцевого набора текста. Все это им необходимо чтобы более быстро и профессионально работать за компьютером. Также учащихся привлекает и возможность изучить делопроизводство. Поскольку навыки оформления деловых документов могут быть востребованы ими в будущей профессиональной деятельности. Важно отметить, что 20% обучаемых это мальчики.

3        Основанием для начала исследования послужила описанная выше ситуация. Таким образом, налицо объективное противоречие между востребованностью у школьников знания и   отсутствием потребности в запоминании основных терминов, являющихся составной частью этого знания.

Указанное противоречие дало нам основание сформулировать ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: отсутствие у учащихся мотивации к запоминанию профессиональных терминов.

4        Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ввести в учебный процесс такую форму контроля знаний, которая оказалась бы для учащихся привлекательной и увлекательной.

В этой связи я отдала предпочтение работе с кроссвордами.

5        Для достижения цели  были поставлены  ЗАДАЧИ:

  • поиск, изучение и анализ информации по истории  и классификации кроссворда;
  • разработка методических материалов для учащихся по подготовке кроссвордов по различным разделам  программы;
  • внедрение  в учебную деятельность кроссворда как обязательного элемента контроля знаний;
  • проведение опроса среди учащихся с целью выяснения их отношения к введенной системе проверки знаний.

6        В качестве ГИПОТЕЗЫ было выдвинуто предположение о том, что введение в учебный процесс кроссворда как обязательного инструмента контроля знаний позволит школьникам, обучающимся по программе дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве»:

  • овладеть понятийным аппаратом в рамках обозначенной программы;
  • усовершенствовать навыки работы с табличным процессором Microsoft Office Excel  и текстовым редактором Microsoft Office Word.

7        Кроссворд — игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Название  этой игры имеет английское происхождение  и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».

8        В процессе работы я отобрала интересные исторические сведения по истории кроссворда, которые представлены на слайде.

9        Я познакомилась с различными классификациями кроссворда и систематизировала их в виде схем. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию только одну из них, которую считаю для себя наиболее приемлемой.  

10        Так же я  выделила несколько разновидностей кроссвордов и систематизировала в виде схемы. Кроссворд  в учебной деятельности школьников давно используется педагогами.

При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются “сами с собой”: Их работоспособность соревнуется с ленью. Охота с нежеланием. Любознательность с безразличием. Усидчивость с расслабленностью.

Для учащихся работать с кроссвордами гораздо интересней, чем отвечать на вопросы банального теста. Кроссворд отличный способ, с одной стороны, пополнить понятийный аппарат и расширить кругозор, с другой же стороны - это просто прекрасный вариант контроля полученных знаний.

11        Среди задач, которые я решаю на своих занятиях со школьниками сегодня я выделю только одну: организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Для себя я нашла такой метод, который успешно применяю на своих занятиях — это  создание «Кросс-проектов».

12        Прежде чем приступить к введению кросс-проектов в учебный процесс, я подготовила для учащихся методические рекомендации по созданию учебных кроссвордов с использованием  табличного процессора Microsoft Office Excel. Мною было апробировано несколько методик, отобранных в сети интернет. Одну их них я взяла за основу и интерпретировала в рамках своей учебной программы. Разработанные мною методические рекомендации значительно отличаются от оригинала и содержат подробный алгоритм последовательности действий и пошаговые иллюстрации к ним.

1. Сначала создается кроссворд (при этом выполняются простые операции).

2.Затем вводятся вопросы к кроссворду в виде примечаний.

3.Потом создается лист обработки результатов.

4.Далее оформляется титульный лист.

5.Устанавливается защита.

13        Работа над кросс-проектом включает в себя три этапа.

I этап – проектировочный.  На  этом  этапе  знакомлю учащихся  с  понятием  «кроссворд». Мы выясняем: просто ли составить кроссворд, каковы критерии правильного составления кроссворда.  Затем с учащимися обсуждаются возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Большое внимание уделяется выбору темы проекта. Учащиеся овладевают  умениями  и  навыками работы с информационными  потоками  на  основе  информационных  технологий.  

II этап – содержательный.  В процессе работы над проектом учащиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
  • составляют список слов раздельно по направлениям;
  • составляют вопросы к отобранным словам;
  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
  • анализируют составленный кроссворд согласно критериям оценивания;
  • оформляют готовый кроссворд;
  • продумывают защиту кросс-проекта.

III этап – оценочно-результативный. На этом этапе учащиеся представляют свой проект перед зрителями, учениками своей группы, причём каждый раз форма представления может меняться. Один из вариантов – домашнее задание, или же использование кроссворда в этапе урока.

14        Мною были разработаны критерии оценивания кросс-проектов, которые представлены на слайде.

15  Каждый мой ученик является автором нескольких кросс-проектов. Поэтому все они знают, что составить интересный, занимательный и содержательный кроссворд не так-то просто. Тематика проекта определяется разделами учебной программы:

  • 1 год обучения: «Windows», «MS Word», «MS Excel», «MS PowerPoint», «Интернет», «Программное обеспечение», «Вирусы и антивирусные программы».
  • 2 год обучения: «Основы делопроизводства», «Реквизиты деловых документов», «Организационные документы», «Распорядительные документы», «Информационно-справочные документы», «Документация по кадрам», «Регистрация документов», «Хранение документов», «Бездокументарное обслуживание аппарата управления», «Деловой этикет».

16 Работа учащихся над кросс-проектами способствует формированию у них ключевых компетенций.

  • Ценностно-смысловых
  • Учебно-познавательных
  • Социокультурных
  • Коммуникативных
  • Информационных

17 Процесс создания кроссвордов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Создание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Создание кроссвордов можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу.

Опрос, проведенный среди учащихся, обучающихся в МОУ МУК по программе дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве» показал, что школьники понимают значимость кроссвордов в процессе обучения. По мнению учащихся, составление кроссвордов тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

Таким образом, в рамках проведенного исследования автором были выполнены все поставленные задачи, а высказанная гипотеза нашла подтверждение. Использование составления тематических кроссвордов в качестве формы контроля знаний, повышает заинтересованность учащихся  в освоении программы дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве», позволяет учащимся без особых проблем овладевать понятийным аппаратом.

В следующем году планирую добавить темы для кросс-проектов, например, такие:

«Жизнь замечательных людей компьютерного мира», «Деловой этикет в работе секретаря», «Правила оформления реквизитов делового документа», «Житие в среде Internet».

18 И в заключение хочу отметить, что разработанные  мною методические рекомендации по созданию учебных кроссвордов с использованием  табличного процессора Microsoft Office Excel  могут быть использованы как педагогами так и школьниками:

  • По всем учебным программам  на занятиях в МОУ МУК,
  • на уроках информатики  в школе,
  • во внеклассной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса

Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

Поурочная проверка знаний по географии в 6 классе

в этом разделе представлены краткие тесты по географии для каждого урока 6 класса к учебнику Герасимовой...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Примеры КОЗ по информатике и ИКТ с различными инструментами проверки

Примеры КОЗ по информатике и ИКТ с различными инструментами проверки (ключ, модельный ответ, аналитическая шкала). Предназначены для учащихся 6 класса. УМК - Босова Л.Л....

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Удостоверение №17/15 Протокол №15 заседания комиссии по проверке знаний от 3.05.2018г о проверке знаний по программе «Оказание первой помощи»

Данный документ подтверждает, что я прошла проверку знаний  по программе «Оказание первой помощи», 36 часов, май 2018г., АНО Инновационный образовательный центр «Профессион...