Открытый урок по теме "Представление информации" в 6 классе
материал по информатике и икт (6 класс) по теме

Штанько Ирина Леонтьевна

Урок закрепление знаний на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Представление информации. Кроссворды, Ребусы, Сканворды.

Цель:

  1. Показать формы представления информации в закодированном виде.
  2. Сформировать представление о различии разного вида головоломок.
  3. Развивать логическое, творческое и абстрактное мышление.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Опрос- 3 мин.
  1. Что такое информация?
  2. Какие бывают формы представления информации?
  3. Что значит знаковая форма представления информации?
  1. Изложение нового материала – в форме беседы и конспекта – 20мин.
  2. Самостоятельная работа – 5 мин (разбор самостоятельной – 7 мин).
  3. Домашнее задание- 3 мин.

Конспект урока.

1. Часть. – 20мин.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Представление информации». И тема сегодняшнего урока у нас звучит так – «Кроссворды, Ребусы, Сканворды».

Скажите знакомы вам эти слова? И каким одним словом можно назвать это множество?

Ответ: ДА. Головоломки.

А чем отличаются эти головоломки друг от друга?

Ответ: Возможно, не все смогут это объяснить, поэтому, в ходе объяснения ребятами зафиксировать правильные определения. Следить за использованием терминов знакомых ребятам (информация, форма представления информации, язык представления информации и т.д.).

Записать формулировки:

Кроссворд – Задача-головоломка - заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова.

Кроссворд - тюремное развлечение

В ЮАР существует целая легенда возникновения кроссворда. Все началось с автомобильной катастрофы в городе Кейптауне. Виктор Орвилл получил три года тюремного заключения. Находясь в камере, он обратил внимание на то, что пол камеры вымощен квадратными плитками. Вписывая в каждый квадрат по букве, он стал добиваться, чтобы в обоих направлениях получались разные слова.

Когда все клетки были заполнены словами, Орвилл взял бумагу и нарисовал на ней сетку, а на обороте дал каждому слову определение. Получилось нечто вроде игры, которую он назвал "Туда-сюда по квадратам" и послал в редакцию местной газеты.

Редактор сначала не обратил должного внимания на послание из тюрьмы, и просто забыл о нем. Однако через пару дней он показал это письмо в кругу друзей. Совместными усилиями собравшиеся решили задачу, и посоветовали редактору напечатать игру в газете. Газета получила большой тираж, а редакция была завалена письмами с просьбами продолжать подобные публикации.

Вскоре игры Орвилла стали печатать другие издания, и когда он вышел на свободу, то на его имя в банке накопилась солидная сумма.

В Кейптауне на могиле Орвилла нарисован кроссворд и сделана надпись:

Виктор Орвилл.

Утерял счастье своей жизни,

Однако создал кое-что,

Приносящее радость людям.


Детский кроссворд

По горизонтали:

1. Как звали лучшего друга Малыша?

5. Кого дети дразнят: "хвост поджала!"?

7. "Пешеходный переход" или "Осторожно, дети!" - как назвать это одним словом?

8. Ответьте в рифму: "Скривлен нос, зеленый хвост. Что за птица это?"

12. Какой герой мультфильма ходил в тумане?

13. Ушастик, друг крокодила.

15. Как правильно называется шахматная королева?

16. Шляпа для светильника.

18. Так называют картошку в Белоруссии, а еще так звали Тараса из повести Гоголя.

По вертикали:

2. Приятный запах цветов.

3. Отгадайте загадку: "Я прыгаю через нее, а она - через меня".

4. Для какого изделия из снега нужна морковка?

5. Человек, которого постоянно сопровождает удача - например, когда он уроки не выучил, его не спрашивают в школе.

6. Один из трех мушкетеров.

9. Место, где одни люди смотрят, как другие играют.

10. Художник берет это и этим же самым держит.

11. Игрушка в виде человечка.

14. Каким еще словом можно назвать код, которым вы с приятелем засекречиваете записки друг другу?

16. Что говорит малыш, когда еще ничего не умеет говорить?

17. Очень большая и очень противная лягушка.

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков (С.И. Ожегов)

Правила решения ребусов

Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Правило 2. Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ТОК.

Правило 3. Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО.

Правило 4. Перевернутые запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой - читаем ЛОН.

Правило 5. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 -

первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что данная буква должна быть опущена. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК. При объединении примеров в правилах 3, 4 и 5 получаем загаданное слово КОЛОНОК.

Правило 6. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ.

Правило 7. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. Например, внутри буквы О нарисованы буквы ЛК - читаем ВОЛК (хотя можно прочесть и как ЛКВО). Сверху написаны буквы АР, снизу ОК - читаем ПОДАРОК (можно было прочесть и ОКПОДАР, НАДОКАР, АРНАДОК - но здесь уж приходится выбирать то, что подходит по смыслу). Впереди написаны буквы ДА, сзади ЧА - читаем ЗАДАЧА.

Правило 8. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ (хотя можно прочитать и как ИПОН, НИЗИ или ИЗИН).

Правило 9. Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом.

Сканворд – это тот же кроссворд, только вопросы записываются не отдельно, а прямо в клеточках. Самая популярная головоломка.

Ребята а какие головоломки вы еще знаете?

Ответ: Танграммы, Лабиринты, Найди отличия, Пазлы,и т.д.

2. Часть - самостоятельная работа. -5 мин.

А теперь ребята, я предлагаю вам напрячь свои пытливые умы и по-разгадывать ребусы. На разгадывание ребуса вам отводится 3 мин.

(Раздать карточки с ребусами и ответники).

После разобрать несколько ребусов вместе.

Если задание будет выполнено быстро и до конца урока останется время, предложить ребятам расшифровать фразу.

3 Часть. – Домашнее задание.

Спасибо вам ребята за вашу внимательность и усидчивость.

Ответьте мне на такие вопросы:

  1. Что такое кроссворд?
  2. Скажите, чем отличается кроссворд от сканворда?
  3. Что такое ребус?
  4. Для чего используют головоломки?

А теперь запишите домашнее задание:

Придумайте и оформите на листе формата А4 три ребуса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворды, ребусы, сканворды . Представление информации

Слайд 2

Цели урока: Упорядочить знания о форме представления информации; Сформировать представление о различии разного вида головоломок; Развивать логическое, творческое и абстрактное мышление

Слайд 3

Кроссворд – Задача-головоломка - заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. По горизонтали: 1. Как звали лучшего друга Малыша? 5. Кого дети дразнят: "хвост поджала!"? 7. "Пешеходный переход" или "Осторожно, дети!" - как назвать это одним словом? 8. Ответьте в рифму: "Скривлен нос, зеленый хвост. Что за птица это?" 12. Какой герой мультфильма ходил в тумане? 13. Ушастик, друг крокодила. 15. Как правильно называется шахматная королева? 16. Шляпа для светильника. 18. Так называют картошку в Белоруссии, а еще так звали Тараса из повести Гоголя. По вертикали: 2. Приятный запах цветов. 3. Отгадайте загадку: "Я прыгаю через нее, а она - через меня". 4. Для какого изделия из снега нужна морковка? 5. Человек, которого постоянно сопровождает удача - например, когда он уроки не выучил, его не спрашивают в школе. 6. Один из трех мушкетеров. 9. Место, где одни люди смотрят, как другие играют. 10. Художник берет это и этим же самым держит. 11. Игрушка в виде человечка. 14. Каким еще словом можно назвать код, которым вы с приятелем засекречиваете записки друг другу? 16. Что говорит малыш, когда еще ничего не умеет говорить? 17. Очень большая и очень противная лягушка.

Слайд 4

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков ( С.И. Ожегов) Правила решения ребусов Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой. Правило 2. Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ТОК. Правило 3. Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО. Правило 4. Перевернутые запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой - читаем ЛОН. Правило 5. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что данная буква должна быть опущена. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК. При объединении примеров в правилах 3, 4 и 5 получаем загаданное слово КОЛОНОК. Правило 6. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ. Правило 7. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. Например, внутри буквы О нарисованы буквы ЛК - читаем ВОЛК (хотя можно прочесть и как ЛКВО). Сверху написаны буквы АР, снизу ОК - читаем ПОДАРОК (можно было прочесть и ОКПОДАР, НАДОКАР, АРНАДОК - но здесь уж приходится выбирать то, что подходит по смыслу). Впереди написаны буквы ДА, сзади ЧА - читаем ЗАДАЧА. Правило 8. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ (хотя можно прочитать и как ИПОН, НИЗИ или ИЗИН). Правило 9. Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом.

Слайд 5

Сканворд – это тот же кроссворд, только вопросы записываются не отдельно, а прямо в клеточках. Самая популярная головоломка.

Слайд 6

В и д ы г о л о в о л о м о к Танграмм

Слайд 7

Найди 10 отличий

Слайд 8

Лабиринт Помогите голодному зайцу добраться до чудо-морковки

Слайд 9

Пазлы Найди, какие пять квадратов из рисунка мы вынесли вниз. Имей в виду, что квадраты могут быть повернуты.

Слайд 10

Разгадайте фразу Чему рады все ученики?



Предварительный просмотр:

Проект «Детский кроссворд»

1. Открыть программу Paint

2. Создать клеточное поле кроссворда, используя приемы  создания квадрата, копирование и вставку фигур.

3. Оформить клетки текстом (номер вопроса).

4. Вставить в документ рисунок.

5. Наложить клеточное поле на рисунок.

6. Вставить в документ текст (вопросы) из документа «Вопросы», расположенного в папке «Текст».

7. Написать заголовок – Детский кроссворд – к вставленному тексту.

8. Залить буквы цветом (произвольно).

9. Сохранить документ в свою папку присвоив ему имя «Детский кроссворд»

Пример


Проект «Детский кроссворд»

1. Открыть программу Paint

2. Создать клеточное поле кроссворда, используя приемы  создания квадрата, копирование и вставку фигур.

3. Оформить клетки текстом (номер вопроса).

4. Вставить в документ рисунок.

5. Наложить клеточное поле на рисунок.

6. Вставить в документ текст (вопросы) из документа «Вопросы», расположенного в папке «Текст».

7. Написать заголовок – Детский кроссворд – к вставленному тексту.

8. Залить буквы цветом (произвольно).

9. Сохранить документ в свою папку присвоив ему имя «Детский кроссворд»

Пример


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике 5 класс "Текст как форма представлениея информации"

разработка урока  по информатике в 5 классе , с сопровождением презентации....

открытый урок "Средства массовой информации".

Обобщающий материал по теме "Средства массовой информации". Повторение лексики, грамматических тем (пассивный залог)....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок "Средства массовой информации"

Открытый урок "Средства массовой информации"...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Открытый урок по информатике 7 класс "Представление информации"

Основные понятия: граф, ориентированный и неориентированный граф, взвешенный граф, ребра и дуги.Учащиеся научатся:Решать задачи на нахождение максимально возможного количества путей в ориентированном ...