Наши первые шаги в компьютерном мире
методическая разработка по информатике и икт на тему

Гаврюшина Виктория Анатольевна

Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_kompyuternom_mire.doc302.85 КБ

Предварительный просмотр:

Наши первые шаги в компьютерном мире

Программа дополнительного образования

Направленность - научно - техническая Возраст детей - 7 -12 лет Срок реализации -1 года

Автор: Гаврюшина Виктория Анатольевна, педагог дополнительного образования

Москва 2007 Год

Пояснительная записка

М ы жи ве м н и н форм ац ион н о м обще стве. Необход и м ость компьютерного образования для современного человека, очевидна. Владение компьютером позволяет выполнить различные задачи намного легче, проще и эффективней. Давно исчез стереотип , что компьютер нужен только научно - техническим работникам. На сегодняшний день его используют очень многие: от школьника и студента до профессора, от оператора банка до менеджера торговой фирмы. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с ПК должно обеспечить школьное и дополнительное образование. Повышение эффективности использования персональным компьютером происходит вследствие того, что человек передает компьютеру большую часть своих рутинных действий и у него освобождается таким образом время для творческой работы, недоступной машине. И это творчество человека тем продуктивнее, чем больше у него развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами.

Работая на ПК, дети учатся использовать его в качестве рабочего инструмента, логически мыслить и выходить из затруднительных ситуаций.

В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственными интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву. Именно явно выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить гораздо более высокий уровень знаний детей.

Новизна данной программы выражается в том, что выбранная тематика на сегодняшний день является перспективной и актуальной. При условии успешного освоения материала дети получают возможность реализовать свой творческий потенциал, адаптироваться и самоопределиться в жизни.

Актуальность и педагогическая и несообразность программы,

заключается в том, что не маловажным фактором является желание родителей и самих детей определиться с выбором своей профессиональной ориентации, а объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличился и продолжает увеличиваться

Целесообразность: не в каждой семье детям такого возраста родители могут приобрести персональный компьютер, занятия в объединении «Первые шаги в компьютерном мире» позволяет не только познакомиться с ПК, но и грамотно, и эффективно использовать компьютер,

как средство обучения , развития и возможность использовать его в дальнейшей учебе и при поступлении в другие учебные учреждения.

Направленность программы:

Данная программа относится к научно - техническому направлению и предназначена для занятий с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии).

Наличие дополнительного задания к каждому занятию позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также в случае ограниченного доступа к компьютерной технике или ее отсутствия позволяет педагогу более гибко планировать учебный материал.

Цели программы:

  • овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • научить теоретическим понятиям, логическому мышлению и применению полученных знаний выстроенных в определенном ал гор итм е де йств и й.
  • развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять это при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • способствовать воспитанию интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией, воспитание бережного отношения к персональному компьютеру

Задачи программы:

I. Познакомить с устройством ПК,

2„ Научитьпользоватьсяперсональнымкомпьютером

  1. Развить мотивацию детей к познанию операционной системы
  2. Содействовать воспитанию ответственности, самоорганизованности, трудолюбия.

5„ Развить творческий и умственный потенциал детей

Программа объединения «Первые шаги в компьютерном мире»

рассчитана на 1юд занятий с детьми разного возраста: младшего и среднего.

Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и в зависимости от уровня подготовки теоретических знаний, компьютерной грамотности, практических умений пользования компьютерной техникой детям предлагаются занятии в той или иной группе.

При проведении занятий с детьми возраста от 7 до 9 лет используется основной учебный план. Альтернативный учебный план актуальней использовать с детьми 10-12 лет, при условии, что в начале учебного года педагог определяет навыки детей в области компьютерной технологии и степени их с фор миро ванн ости. Па основе этого дети разбиваются на группы, при этом учитывается возраст ребенка.

Возраст детей: 7-12 лет

Занятия: групповые

Вид учебной группы: постоянный состав, но при успешном освоении отдельных тем программы и умений эффективно применить знания, возможен перевод учащихся в другую группу.

Количество детей в группе: 7—9 человек. Данное количество детей обусловлено санитарными нормами Группы младшего школьного возраста целесообразней формировать в количестве 7 человек, т.к. педагог может уделить больше внимания. Группы среднего школьного возраста формируются в количестве 9 человек, т.к. у них есть выбор работать по альтернативному плану, что предполагает большую возможность усвоения учебного материала и более высокую скорость выполнения практических заданий.

Режим занятий: строится из расчета 1 занятие в неделю по часу с необходимыми перерывами, С учетом здоровье - сберегающих технологий (перемена рода деятельности, игровые перемены)

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие технические способности, накопить опыт в процессе восприятия компьютерных технологий современного мира, развить самостоятельность в получение знаний и приобретение исполнительских навыков, научиться анализировать и оценивать значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию но изучаемым в школе предметам (литературе, математике, музыке, рисованию, окружающему миру и русскому языку и т.д)

По прохождению курса обучения дети должны знать, уметь и научиться.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • основные блоки и дополнительные устройства компьютера;
  • н азначен ие о п ераци о н н о й си стеме
  • элементы окна;
  • основные приёмы работы в операционной системе
  • структуру файлов и папок;
  • основныеспособыкопирования, перемещения, переименованиям удаления файлов и папок;
  • основные термины;
  • способы выделения текста;
  • способы копирования, перемещения и удаления текста;
  • правила и приёмы форматирования текста;
  • последовательность постанови рук и пальцев на клавиатуре;

о социальной функции компьютерного творчества и его роли в жизни

  • общества.
  • элементы составления таблицы;
  • значение ошибок;
  • назначение графического редактора;
  • способы задания фонового и рабочего цветов;
  • способы выделения фрагмента изображения;
  • различные инструменты и палитры;
  • свойства и атрибуты текста;

По альтернативному плану:

Выше перечисленное, а также должны знать

  • виды слайдов;
  • режимы просмотра;
  • варианты настройки анимации и эффектов перехода.
  • принципы построения глобальной сети Интернет;
  • возможности сети Интернет;

Учащиеся должны уметь:

  • владетьосновныминавыкамис аппаратны мисредствами ПК (включать и выключать компьютер, вставлять дискеты и диски в дисководы);
  • запускать различные программы на выполнение;
  • лользоватьсясправочнойс истемой;
  • использовать меню;
  • работать с несколькими окнами;
  • работать с файлами и папками (создавать, выделять, копировать, перемешать, переименовывать и удалять);
  • искать файлы и палки;
  • редактировать и форматировать текст;
  • форматировать абзацы;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, колонки;
  • проводить проверку правописания,
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
  • создавать таблицы и форматировать их;
  • набирать текст на клавиатуре десятипальцевым методом;
  • воплощать теоретические навыки в практической работе. 1 вводить данные в ячейки;
  • редактировать и форматировать данные в ячейках;
  • задавать фоновый и рабочий цвета;
  • выделять фрагменты изображения произвольной формы;
  • трансформировать выделенную область;
  • пользоваться различными инструментами и палитрами;
  • вырезать изображение из фона;
  • добавлять текст в изображен не; По ал ътеонативном v плану:

Выше перечисленное, а также должны уметь; создавать слайды;

  • настраивать анимацию;
  • задавать эффекты перехода;
  • настраивать показ слайд-фильма

- находить информацию по заданной теме с использованием поисковых серверов,

Способы проверки ожидаемых результатов:

Входной контроль. При поступлении в студию ребёнок проходит собеседование для установления уровня общего развития и технической подготовки.

Текущий контроль проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ на пройденные темы .

Итоговым контроль:

Результат обучения ребёнка оценивается по ею личным достижениям относительно собственных возможностей

Формы подведения итогов:

  • участие в техническом оформлении различной информации для ЦДТ и школы, оформление кабинета
  • оформление презентаций своей работы
  • проведение конкурсов.

УЧЕБНО - ТЕМА ТИЧЕСКИЙ ПЛАН

м

Тема занятий

Всего часов

Теоретич. часы

Пракпшч. часы

1

Введение. Беседа по технике безопасности.

1

1

_

2

Основные сведения о компьютере.

1

1

-

3

10 пальцевая печать

8

1

7

4

Виды информации.

- носители информации и их использование

2

1

1

5

Ознакомление с типами программ.

2

1

1

6

Итоговое игровое занятие по пройденны и темам.

1

1

7

Ориентация в операционной системе:

  • Введение. Операционная система
  • текстовой редактор Word -Pain!

19

3

16

8

Итоговое занятие. Викторина.

2

2

Итого

36

8

28

Организационные мероприятия

2

-

2

Всего:

38

8

30

АЛЬТЕ РИА ТИВНЫЙ УЧЕБНО -

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

м

Тема занятий

Всего часов

Теоретич. часы

Практич. часы

1

Введение. Беседа по технике безопасности.

1

1

2

10 пальцевая печать

7

1

6

3

Ознакомление с типами программ.

2

1

1

4

Итоговое игровое занятие по пройденным темам.

1

1

5

Ориентация в операционной системе:

  • Введение. Операционная система
  • текстовой редактор Word -Paint

15

3

12

6

Интернет

4

1

з

7

Power Point

4

1

3

8

Итоговое занятие. Викторина.

2

2

             1

Итого

36

8

28

Организационные мероприятия

2

              2

1

Всего:

38

8

30

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема . Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

Введение в программу. Структура и содержание программы. Техника безопасности во время занятий и [[ранила поведения в ЦДТ и классе. Роль компьютера в процессе обучения в школе и будущей профессиональной дея тельноста. Организационные вопросы.

Тема 2: Основные сведения о компьютере.

Особенности работы компьютера. Представление информации в компью тере. Основные блоки компьютера. Дополни [тельные устройства. Назначение клавиш клавиатуры.

Тема 3. Деаитпалщевая печать.

Выработка первичного навыка печати десятипальцевым методом. Опорные символы - ф, ы, в, а, о, л, д, ж;

Символы, вводимые левым указательным пальцем — a, п, к, е, м, и, 5,6;

Символы, вводимые правым указательным пальцем - о, р, и, г, м, ь, 7; Символы,

вводимые левым средним пальцем - у, в, с, 4;

Символы, вводимые правым средним пальцем — ш, л, б, 8;

Символы, вводимые левым безымянным пальцем - ц, ы, ч, 3; Символы,

вводимые правым безымянным пальцем - щ, д, ю,., 9; Символы, вводимые левым

мизинцем — и, ф, я, 1,2;

Символы, вводимые правым мизинцем - з, ж, з, х, ъ, 0.

Тема 4. Виды информации (в зависимости от ее носителя)

Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Носители информации. Язык передачи информации.

Тема 5. Ознакомление с типами программ.

Разнообразие компьютерных программ: Word. Paint т.д. Их разновидности и функции.

Тема 6. Итоговое игровое занятие по пройденным темам.

Проведение игры с целью выявления уровня освоения материала.

Тема 7: Ориентация е операционная системе

Введение. Понятие «операционная система» Указатели мыши. Элементы окна. Использование меню. Панели инструментов. Прокрутка содержимого в окне. Управление размерами и положением окна. Работа с несколькими окнам и. Занятие на повторение и обобщение. Справочная система. Файлы и папки. Длинные имена файлов и папок,. Отображение содержимого папки. Создание ярлыка для часто используемых объектов Копирование объектов. Перемещение объектов. Переименование объектов. Удаление объектов Текстовый редактор Word и Paint.

Тема & Итоговое занятие. Викторина

Проверка усвоения материала в виде викторины (вопрос - ответ).

Дополнительные темы, включенные в альтернативный план:

Тема Интернет* Интернет и его возможности. Подключение к Интернету Использование поисковых систем Интернета.

Тема Power Point

Создание новой презентации. Табличный слайд. Режимы просмотра. Сортировщик слайдов. Анимация. Показ слайдов.

Методическое обеспечение:

Программа «Первые шаги в компьютерном мире» предполагает нал ич и е м атериал ьно-те хни чес ко й базы:

1. Помещение

  • Компьютерный класс, отвечающий сани гарно - гигиеническим нормам
  • Освещение должно быть по периферии всего класса, как расположены компьютерные столы.

2. Мебель

  • Наличие 10 компьютерных столов и 10 стульев, 10 лекционных столов и стульев.
  • Магнитная доска

3. Оборудование

  • Компьютер-трасформер
  • Программное обеспечение в соответствии с содержанием программы должно быть установлено на каждом компьютере.
  • Персональные компьютеры в количестве 9-10 ппук
  • Локальная сеть и выход в Интернет.

Для достижения более высоких и прочных учебно - воспитательных результатов (целей и задач программы) используется совокупность методов и приемов обучения .

Методы обучения:

  • словесные методы (объяснения, рассказ, учебная лекция, беседа),
  • иллюстративно - наглядные методы,
  • практические методы (упражнения репродуктивные и творческие, практические работы).

Приемы обучения:

  • анализ ситуаций,
  • показ практических действий,
  • выполнение заданий,
  • создание проблемных ситуаций,
  • поиск решений.

Формы обучения: разнообразны ^го объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, эвристическая беседа, практическое учебное занятие.

1Га занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая {распределение учащихся на группы для выполнения определенной работы).

Занятия проводятся на базе школы города (по согласованию), в компьютерном классе.

Метод обучения десятипальцевой печати на компьютере дан в приложение 2,

Литература

]. Волохова Е.А., Юкина И В Дидактика. Конспект лекций, - Ростов н\д: Феникс, 2004,

  1. Горячев А,В., Волкова Т.О., Лобачева Л,Л., Спиридонова Т.Ю,, Суворова Н,И, Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы "Информатика в играх и задачах", (Пояснительная записка). /Вестник образования, М. -1996,- № 10. -С.63-70.
  2. Давыдов В.В., Рубцов В В. Тенденции информатизации образования /Сов. педагогика. -1990. 2. -С. 20-43.
  3. Евлидова Е.Б, Дополнительное образование детей. - М: «Владос», 2004. Педагогика: пед.теория, системы, технологии, по ред. Смирновой С.А. - М: ACADEMA, 2004.
  4. Ершов А. П. Концепцияинформатизацииобразования,/Информатикаи образование. -1988, -№6.-С. 3-22
  5. Калмыкова 3, И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 234с.

7. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. Пер. с англ. М , "Мир", -1989. - 254 с

8, Крейнак Д. Microsoft Office М.: ACT - АСТРЕЛЬ, 2004

  1. Крутецкий В, А. Психология обучения и воспитания школьников. М.; Просвещение, 1968, - 246с,
  2. Копыл        В.И. Какие кнопки нажимать - Мн. Харвест, 2004.

П,А.Н. Леонтьев. ^Деятельность. Сознание. Личность1'. М, 1977.

  1. Шумилин        А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. - М,; Изд-во МГУ, 1969. - 124с.
  2. Энциклопедический словарь Информатика ./Под общ. ред Поспелова Д.А. М., "Педагогика-пресс", -1994.-350 с.
  3. Якунин        В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000

Приложение 1

Краткое содержание инструктажа по технике безопасности,

  1. Все учащиеся обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения.
  2. Входить в класс можно только с разрешения педагога.
  3. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  4. На занятия приходить с чистыми сухими руками и сменной обуви.
  5. Запрещается учащимся подходить к электрошигку.
  6. Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога
  7. Бьпь предельно осторожными при работе с техникой.
  8. Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера
  9. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
  10. Запрещается передвигать системный блок и монитор,
  11. Запрещается касаться экрана монитора.

12, В случае возникновения неисправностей учащиеся должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий

по их устранению

Приложение 2.

Выработка первичного навыка печати десятипальиеньш методом.

Обучение печати на клавиатуре ведется по специальной методике - слепому десяти пальцевому методу.

Сначала осваивается правильная посадка и расположение рук. Сидеть следует прямо, не касаясь спинки стула. Ноги держать под столом одну возле другой. Передние края клавиатуры и стола должны совпадать. Кисти рук не должны касаться клавиатуры, локти слегка касаются туловища. Пальцы рук находятся в исходной позиции: левая рука - Ф Ь[ В А, правая рука — О JI Д Ж, большие пальцы полусогнуты над пробелом После печати каждой буквы палец обязательно возвращается в исходную позицию. Это основное правило! Прежде чем приступить к освоению печати новых символов, отрабатываются имитирующие удар движения к этим клавишам, при этом кисть не должна смещаться в сторону от основной позиции. При печати символов верхнего регистра клавиша ЗЫп: нажимается мизинцем свободной руки, т.е. той руки, которая не нажимает основную клавишу. Содержательно обучение нацелено на достижение не столько быстрой, сколько безошибочной печати. Скорость печати легко нарастить в процессе повседневной работы, после освоения клавиатуры в полном объеме. Отработке четких и независимых движений пальцев уделяется основное внимание. Практический курс обучения основан на использовании клавиа турного тренажёра ВАВУТУРЕ 2000 и множества различных упражнений для освоения определённых клавиш. Практика показывает, что их изучение занимает около 30% времен и, затраченного на освоение десятипальцевого метода. На начальном этапе обучение проводится без учёта регистра (строчные буквы). Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы — это уже следующий этап, на который обучающиеся переходят только после овладения навыками слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре.

Наблюдение осуществляется за каждым учеником и при возникновении трудностей или ошибок обучающемуся оказывается помощь и объясняются ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первые шаги в мире музыки"

Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы интереса к музыке?.. Мир звуков окружает ребёнка буквально с рождения.  Чем активнее общение вашего ребёнка с муз...

Открытый урок. Тема: "Первые шаги в мире звуков"

Известно, что детские годы - это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так...

Россия наших дней: шаги первых президентов

На данном уроке рассматриваются особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов Росси...

Наши первые шаги в мир Шекспира

Учащиеся  читают сонеты сонеты, обмениваются презенациями...

Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."

прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Первые шаги компьютерной графики. Программа внеурочной деятельности .5 кл

Первые шаги компьютерной графики -  программа внеурочной деятельности .для 5 класса для обйчающихся с тяжёлой умственной отсталостью.  В программе предусмотрены часы на знакомство с компьюте...