Игровые формы в обучении Microsoft Word.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

В статье представлен опыт работы по организации Интернет-проекта: дистанционной игры "Я-пользователь ПК", проводимой в Московском районе г. Нижнего новгорода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izyumenko.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-проект: дистанционная игра  «Я – пользователь ПК».

Л.Л. Изюменко, учитель информатики МОУ СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов № 118,

 О.А. Маланова, учитель информатики МОУ СОШ № 70

В связи с переходом на новый ФГОС  изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие компетенций учащихся в самостоятельном поиске, сборе, анализе и представлении информации. Современный  учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.

Дистанционная игра - увлекательная и эффективная форма занятий, в которой  может принять участие школьник из любого образовательного учреждения района,  для этого достаточно знать технологию организации данного проекта и иметь доступ к Интернет. Именно возможность объединить учеников делает дистанционную игру уникальной. С  2009 года методическое объединение учителей информатики Московского района г. Нижнего Новгорода проводит дистанционную интернет-игру  "Я – пользователь ПК" для учащихся 7-8 классов. В данном проекте за  2 года приняли  участие более 120 учащихся 7-8 классов школ Московского района г. Нижнего Новгорода.

2009-2010 учебный год. В первой дистанционной игре «Редакция газеты» (авторы-разработчики: учителя информатики Маланова О.А. (школа № 70) и Изюменко Л.Л. (школа № 118)) школьники учились писать интервью, репортажи, создавать собственные иллюстрации к написанному, работали с графическими редакторами, подбирали  фотографии и рисунки в Интернет,  осваивали создание буклетов в среде Publisher  для оформления своей газеты. Работы, созданные участниками игры, были продемонстрированы  на методических объединениях  учителей района в качестве наглядного примера по организации творческой деятельности учащихся в Интернет.

2010-2011 учебный год. Во второй дистанционной игре, посвященной 50-летию первого полета человека в космос,  предусматривалось выполнение заданий каждым членом экипажа виртуального космического корабля (автор-разработчик: учитель информатики Красильникова Л.Г. (гимназия № 67)). Учащиеся должны были представить себя в роли бортмеханика – космонавигатора, астрофизика, космобиолога, космопсихолога, специалиста по контактам и выполнить соответствующие задания. Работы, созданные участниками данной игры, используются в качестве дидактических материалов  на уроках информатики  учителями района.

Главная цель дистанционных игр - научить школьников организовывать свою творческую деятельность в команде, научить создавать проект в ограниченное время, используя для этого технологии Microsoft Office и телекоммуникационные средства.

Задачи проведения дистанционных игр следующие:

  1. сформировать целостное и всестороннее представление об окружающем мире, развить метапредметные компетенции  ребят в изучению естественнонаучных дисциплин;
  2. содействовать развитию личности ребенка, наиболее полному раскрытию его способностей и талантов, профориентации подростка;
  3. способствовать формированию коммуникативных навыков, расширять сферу общения.

Любой образовательный проект имеет свою структуру, определяемую его целями и особенностями. Специфика нашей дистанционной игры определяется ее творческой направленностью, реализуемой на основе практических навыков детей при работе на компьютере.  Исходя из 2-х летнего опыта проведения дистанционной игры, мы пришли к выводу о необходимости как можно более детальной  разработки всех этапов организации проекта.

Эта задача особенно актуальна, поскольку такие факторы, как отсутствие очных контактов и ограниченное время на выполнение проекта, требуют четкой регламентации деятельности учеников и их учителей - локальных координаторов для достижения целей, заявленных в дистанционной игре.

Организация и  технология проведения  дистанционной интернет-игры “Я – пользователь ПК”.

Определение темы игры и подбор заданий по теме осуществляет учитель информатики (или группа учителей) одной из школ района – координатор игры. Так как в некоторых школах района установлено СПО, игра носит мультиплатформенный характер и доступна для всех пользователей ПК. При формировании заданий учителя стараются подобрать такие вопросы для ребят, чтобы при их обсуждении и выполнении можно  было не только показать полученные знания, но и приобрести новые, проявить смекалку.

1 этап:  Организационно-подготовительный.

На этом этапе осуществляется:

  1. Рассылка по электронной почте информационных писем–приглашений  администрациям школ - потенциальным участникам игры.
  2. Сбор и обработка заявок от школ, согласившихся участвовать в игре.

2 этап: Проведение игры.

  1. Во время второго этапа игры координатор предлагает участникам  задания, сообщает методические и технические требования к их созданию, оформлению и пересылке.

Рекомендации к заданиям представляют собой алгоритм организации творческой работы учащихся по выполнению ими каждого из заданий игры. В зависимости от идеи и целей игры данные рекомендации носят различный характер.

  1. Очень важна техническая поддержка выполняемых участниками работ. Требования к работе с пакетом прикладных программ «Microsoft Office» или «Open Office» , к архивации пересылаемых в жюри работ, ставят перед участниками проекта и их учителями задачи по овладению специфическими компьютерными умениями.
  2. Ответственным моментом игры является принятие ответов команд-участников и осуществление обратной связи с командами. Каждый ответ, принятый  по электронной почте,  сопровождается письмом “Ответ получен”. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций в случае несвоевременной пересылки ответов команды.

На этом этапе возможна коррекция содержания и сроков выполнения проекта, связанная с техническими проблемами (например, плохая связь), либо с выясненными в ходе проекта проблемами (например,  уточняются детали предъявляемых требований).

3 этап: Подведение итогов. Награждение.

  1. Проверка работ и подведение итогов по результатам каждого этапа игры. Оперативное опубликование результатов игры способствует развитию соревновательного духа. Критерии оценки работ учащихся отвечают целям и задачам проекта, жюри выбирает лучшие работы, основываясь на следующих положениях:
  1. самостоятельность, нетрадиционность  восприятия,
  2. оригинальность,
  3. владение технологиями Microsoft Office,
  4. художественное оформление работы.
  1. Рассылка по электронной почте дипломов и грамот победителям и участникам игры.

4 этап: Аналитический.

Организация рефлексивного анализа  деятельности всех участников проекта:  координатора, учащихся, учителей-руководителей команд. Цели рефлексии: развитие компетенций учащихся и их учителей в ходе анализа выполненной работы.  Подведение организационных итогов игры.

Правила дистанционной  игры:

1) В игре принимают участие команды, сформированные из учащихся 7-8 классов.

2) Число человек в команде от 5 до 7. Большее число ребят в составе одной команды нецелесообразно.

3) Работой команды руководит учитель информатики.  Его задачей является организовать четкую работу команды, помогать в равномерном распределении нагрузки при выполнении заданий между школьниками, контролировать сроки выполнения и отправления заданий, рекомендовать ребятам информационные источники, взаимодействовать с оргкомитетом игры для своевременного решения возникающих по ходу её проведения вопросов.

4) Сроки проведения:

Игра проходит в несколько этапов и длится 3 часа. Опыт проведения показал, что за меньшее число часов учащиеся не успевают выполнять задания, а большее их число ведет к «растягиванию» игры и потере к ней интереса.  Игра проходит  в третьей учебной четверти.

5) Задания игры высылаются всем командам по электронной почте за 15 минут до официального начала игры.

6) Ответы участники присылают в течение 15 минут после официального окончания игры на электронную почту организатора.

7) Оргкомитет доводит до сведения участников игры итоги каждого этапа  и игры в целом, высылая их по электронной почте.

8) По итогам игры участники награждаются оригинальными грамотами и памятными призами.

9) Планирование следующей игры. В 2011-2012 учебном году планируется проведение игры с использованием возможностей on-line, дистанционной коммуникации участников проекта в виде телеконференций с помощью электронной почты и в режиме реального времени (Chat). Такие формы одновременного общения участников игры, находящихся в разных школах, являются наиболее интенсивными и эмоционально окрашенными. Данные формы требуют разработки особой методики ведения занятий, учитывающей технические телекоммуникационные возможности.  Также планируется размещение материалов игры и результатов на сайте методического объединения учителей информатики Московского района г. Нижнего Новгорода.

В свете новых стандартов  образования, подобные игровые методики способствуют развитию познавательного интереса школьников и более глубокому изучению предмета, стимулируют получение навыков поиска и обработки информации, развивают метапредметные  компетенции участников игры, учат ребят работать в команде, сплачивают коллектив, способствуют более осмысленному восприятию окружающего мира и осознанию своей роли в нем, повышают авторитет преподавателей и участников игры.

Дистанционные интернет-проекты позволяют учиться, играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"

Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких пр...

Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word 2010 и её редактирование с помощью вкладки "Макет".

Работа включает в себя план урока, презентацию и заготовку к лекции по данной теме....

Тест для текущего контроля по теме текстовый редактор Microsoft Word 2010

Данный тест предназначен для текущего контроля усвоения знаний полученных в ходе рассмотрения темы "Работы в текстовом редакторе Microsoft Word 2010"....

Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

Применение игровой формы в обучении математике на примере урока-зачета по геометрии в 8 классе.

Статья о применении игровой формы работы на итоговом уроке-зачете по геометрии в 8 классе, с методической разработкой данного урока....

План - конспект зачетное занятие по теме Microsoft Word 1 год обучения.

План - конспект зачетное занятие по теме Microsoft Word 1 год обучения. Для начальных классов....

Лабораторно-практическая работа «Microsoft Word. Редактор формул Microsoft Equation 3.0»

Лабораторно-практическая работа«Microsoft Word. Редактор формул Microsoft Equation 3.0»...