Тестирование как форма аттестации учащихся на уроках информации
методическая разработка по информатике и икт на тему

Контроль знаний учащихся, тестирование, ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testirovanie_kak_forma_attestacii_uchenika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс.

Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних трех лет. Его назначение — оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в прошлом году изменился набор вступительных экзаменов в вузы, теперь информатика является одним из четырех вступительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, количе­ство учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике, возросло. Поэтому актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо начинать соответствующую подготовку, какому направлению в этой работе отдать предпочтение? Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ, — это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации на уроке системной работы по контролю учебных достижений на уроке в форме тестов. Данная проблема очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика, где не существует четкой границы между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Школьники могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью. Методологически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии. Под тестом понимается: – проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); – инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (В. П. Беспалько); – стандартизированный метод диагностики уровня и структуры подготовленности (В. С. Аванесов); – система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначно правильные ответы (Е. А. Михайлычев); – метод педагогической диагностики (К. Ингекамп). Примем следующее определение теста. Тест – это инструмент, состоящий из системы стандартизированных заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Отметим, что все основные функции контроля: обучающая, развивающая, мотивационная, диагностическая и прогностическая - реализуются через тестовую форму. Самое существенное требование, отличающее тест от экзамена, контрольной работы и от остальных методов контроля, - это обязательная проверка его качества. Существуют соответствующие научнообоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у школьников определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень успехов учащегося по предмету, как в целом, так и по отдельным разделам со средним уровнем учащихся в классе. К тому же, выполняя тестовые задания, каждый ученик использует знания по всем темам, предусмотренным программой. Еще одно существенное отличие тестов от традиционных методов контроля состоит в том, что использование при тестировании процедур и единых критериев оценки приводит к снижению экзаменационных стрессов. Тест — широкий инструмент и с точки зрения интервала оценивания. В этом отношении тестирование приходит в противоречие с учительским стереотипом о том, что отличную оценку нужно выставлять только в том случае, если все задания выполнены правильно. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения в изучении материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он лишен при традиционном способе оценивания. Под надежностью понимают согласованность результатов проведения теста на одной и той же группе испытуемых, но при изменении условий проведения, чаще всего либо времени, либо набора тестовых заданий. Надёжность - фундаментальная характеристика теста, которая показывает, в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности тестов. Валидность теста, т. е. его пригодность для достижения поставленной цели. Валидность педагогического теста по содержанию может быть определена опытным преподавателем-экспертом, который отмечает, что задания теста: соответствуют учебной программе; охватывают всю программу; имеют высокую вероятность того, что учащийся, успешно ответивший на задания теста, знает предмет в соответствии с полученной оценкой. Тест считается валидным, если, средние результаты соответствуют большей части учащихся группы, а сами данные распределяются по нормальному закону. Если это условие не выполняется, то такой тест считается невалидным с точки зрения соответствия стандартам распределения.

Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

Типы тестовых заданий по блоку "знания":

 - альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет");

 - вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

 - информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);

 - вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

 - вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку "навыки"

 - задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);

 - выполнение определенных действий.

 - Типы тестовых заданий по блоку "умения":

 - задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);

 - выполнение определенных действий.

Тесты позволяют:

 - эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;

 - качественно оценить знания учащихся;

 - освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;

 - повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;

 - в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);

 - вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;

 - применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,

 - повышение мотивационной стороны обучения,

 - использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),

 - большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),

 - возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

В настоящее время ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний. положительные моменты:отрицательные моменты:

1. психологически готовит учащихся к успешному выполнению тестовых заданий ЕГЭ, 2. позволяет добиться более высокого качества контроля знаний, 3. использовать зрительное внимание, укрепляют память, 4. экономны в отношении времени урока, 5. положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания (ученикам нравиться работать с тестами), 6. обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста, 7. побуждают учащихся к самооценке и самоконтролю, намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении, 8. использование компьютеров локальной сети и Интернет, on-line тесты, делает процесс тестирования интерактивным, 9. широкое разнообразие программных средств для компьютерного тестирования, 10. позволяет провести объективную независимую оценку уровня усвоения материала. 1. создание заданий для теста требует более детальных и точных правил, для этого требуется точная и строго определенная спецификация области содержания теста, 2. некорректные формулировки заданий и ответов, не дающие явного преимущества какому-либо одному ответу, 3. неоптимальный уровень трудности, 4. формальные признаки правильного ответа (когда правильный ответ является просто более развернутой формулировкой), 5. недостаточная проработка содержания (контента) тестов, 6. не все задания детерминированы, 7. по всем предметам наши учителя и методисты составляют задания просто плохо, то по информатике — из рук вон плохо.

Однако, как бы мы с вами ни относились к тестированию, оно уже прочно вошло в нашу жизнь. А это значит, что современным школьникам необходимо привыкнуть отвечать на вопросы многочисленных тестов, а нам, учителям, нужно научиться грамотно составлять тесты (памятка «Правила практического тестирования»). На мой взгляд, тестовый контроль подходит для контроля учебных достижений на уроке, особенно теоретическим разделам, но рекомендуется использовать тесты, утвержденные Министерством образования, БИРО или, хотя бы, РМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Применение коллективной формы деятельности учащихся на уроках технологии"

Для успешной работы на современном производстве необходимо владеть системой знаний, умений и навыков, быть дисциплинированным, исполнительным и вместе с тем уметь  трудиться творчески, самостояте...

Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"

Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....

Активные формы обучения учащихся на уроках английского языка

Изучение английского языка формирует умение осуществлять общение, способствует установлению добрых отношей посредством говорения, личностному развитию ребенка и активизирует его творческий потенциал....

Домашние эксперементальные задания - как одна из форм аттестации учащихся

Домашние эксперементальные задания - как одна из форм аттестации учащихся...

Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка

Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...

Коллективные формы деятельности учащихся на уроках.

В презентации рассказывается о коллективной форме деятельности учащихся на уроках и о преимуществах данной технологии обучения. Материал будет полезен учителям , если их интересует технология группово...