Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) на тему

Пляшешник Алла Викторовна

Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя информатики и ИКТ

МОУ СОШ №5 города Ржева Тверской области

Пляшешник А.В.

Программа элективного курса

«Практикум решения задач по информатике»

Ржев 2011

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Практикум решения задач по информатике»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзамена по информатике,  рассчитана на 34 часа и  проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.

Курс  разработан на основе анализа содержания кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по информатике и ИКТ, спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, а также  контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ по информатике и ИКТ Министерства Образования и науки РФ.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ, а также на предварительную психологическую подготовку выпускников. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ.

Программа приобретает большую актуальность в связи с новыми правилами приема в ВУЗы, введенными в 2009 г. Учащиеся все чаще выбирают в качестве выпускного  экзамен по информатике.

Цель изучения курса:

  1. развить  ключевые компетентности учащихся  в процессе комплексной и  всесторонней подготовки к сдаче единого государственного экзамена по информатике.

Задачи курса:

  1. изучить структуру и содержание контроль ных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
  2. осуществлять психологическое сопровождение детей в процессе подготовки  к сдаче ЕГЭ для  более эффективного формирования ключевых компетенций на основе индивидуального подхода.
  3. развивать учебно-познавательные компетенции в процессе тренировки навыков, решения задач в формате ЕГЭ различными методами.
  4. развивать  компетенции самоорганизации в процессе выработки и тренировки наиболее эффективной  стратегии выполнения тестовых заданий во время экзамена;
  5. тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке, тем самым развивая  технологическую компетенцию. 

В содержании изучаемого курса выделяются два раздела: «Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике.  Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ», «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам». Второй раздел изучается в интеграции с элементами курса «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам быстрого и эффективного решения однотипных задач, которые могут им встретиться при выполнении заданий единого государственного экзамена по информатике.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний для решения определенного типа задач.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах контроля:

  1. текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися при выполнении контрольных или индивидуальных заданий;
  2. текущая диагностика и оценка учителем знаний и умений школьников в виде контрольных работ, составленных из задач, содержащихся в курсе.
  3. текущий контроль в форме on-line тестирования на сайте fipi.ru
  4. итоговый контроль в форме репетиционного тестирования в формате ЕГЭ.

Реализация данной программы способствует развитию у учащихся следующих компетенций:

учащиеся

  1. знают особенности проведения ЕГЭ по информатике;
  2. знают структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике.
  3. умеют эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  4. умеют оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  5. умеют оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  6. применяют различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам  по информатике.
  1. владеют фундаментальными знаниями по разделам содержания КИМов
  1. знают принципы кодирования текстовой информации;
  2. умеют решать задачи на подсчитывание информационного объёма сообщения;
  3. решают задачи на  графическое представление информации
  4. решают задачи  на представление информации в двоичном и недвоичном кодировании
  5. определяют скорость передачи информации при заданной пропускной способности
  6. умеют осуществлять перевод из одной единицы измерения информации в другую;
  7. владеют способами решения задач на перевод из одной системы счисления в другую;
  8. владеют способами  арифметических действий в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  9. используют стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  10. умеют строить и преобразовывать логические выражения;
  11. умеют строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  12. считывают данные представленные в разных типах информационных моделей;
  13. ориентируются в файловой системе организации данных;
  14. используют знания, полученные при изучении программного обеспечения разного типа при решении задачи;
  15. применяют знания, полученные при изучении телекоммуникационных технологий при решении задач;
  16. уметь писать программы, используя стандартные алгоритмы:
  17. умеют прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
  18. реализовывать сложный алгоритм с преобразованием некоторых существенных признаков образца решения задачи или на основе творческого подхода.

учебно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Кол-во часов

Тема

Тип занятия,

Дата

Раздел 1. Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ (4ч)

1

1

Комплект КИМов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом). Бланки ЕГЭ

Лекция. Практическое занятие «Анализ содержания КИМов»

2

1

Как лучше подготовиться к занятиям

  Память и приемы запоминания

Лекция, тренинг.

3-4

2

Входной контрольно-диагностический тест (часть А, В)

тестирование

Раздел 2. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам. (30 ч.)

Тематический блок “Информация и ее кодирование. Системы счисления” (7ч)

5

1

Системы счисления. (А1, А4)

Лекция.

Решение задач.

6

1

Системы счисления (В8)

Решение задач

7

1

Тренинг с использованием заданий А1, А4, В3.

Тестирование

8

1

Информация и её кодирование  (А9, А11, В13).

Лекция.

Решение задач.

9

1

Кодирование звуковой информации (А8, В1, В10).

Лекция.

Решение задач.

10

1

Кодирование графической информации. Решение задач В4.

Лекция.

Решение задач.

11

1

Контрольно-диагностический тест по теме «Информация и её кодирование. Системы счисления».

Тестирование

 

Тематический блок “Основы логики” (7ч)

12-14

3

Логика. Разбор заданий из демонстрационных тестов (А3, А10, В12, В15).

Решение задач

15

1

Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А ( А3, А10).

Тестирование

16-17

2

Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В ( В12, В15 ).

Тестирование

18

1

Контрольно-диагностический тест по теме «Основы логики».

 

Тематические блоки “Алгоритмизация и программирование” и “Технология программирования”, “Моделирование и компьютерный эксперимент” (10ч.)

19

1

Выполнение и анализ простых алгоритмов (А5).  Анализ и построение алгоритмов для исполнителей (В2). Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот  (А13).   

Решение задач

20

1

Оператор присваивания и ветвления (В6).  Анализ программ с циклами (В3).  Анализ программы с циклами и условными операторами (В7).

Решение задач

21

1

Обработка массивов и матриц (А12).   

Решение задач

22

1

Анализ программ с циклами и подпрограммами (В14).

Решение задач

23

1

Тренинг с использованием заданий А5, А12, А13, В2, В3, В6, В7, В14.

Тестирование

24

1

Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в С1 – языки программирования.

Решение задач. Тестирование.

25

1

Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в С2 – языки программирования, технология программирования

Решение задач. Тестирование.

26

1

Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в С3 –  моделирование,  алгоритмы)

Решение задач. Тестирование

28

1

Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в С4 – технология программирования

Решение задач. Тестирование

Тематические блоки, “Технология обработки информации в электронных таблицах”, “Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных”, (2ч)

29

1

Содержательное обобщение изученного материала. Разбор решения задач А6, А7, В5.

Лекция

30

1

Разбор заданий из демонстрационных тестов А2, В9.

Решение задач

Тренинг по вариантам (4ч)

31

1

Поведение на экзамене. Как бороться со стрессом

Тренинг по вариантам с последующим обсуждением результатов

Лекция,

Тестирование

32

1

Тренинг по вариантам  с последующим обсуждением результатов

Тестирование

33

1

Тренинг по вариантам  с последующим обсуждением результатов

Тестирование

34

1

Тренинг по вариантам  с последующим обсуждением результатов

Тестирование


Технологическая карта

Тема раздела. Количество часов.

Основное содержание

Формируемые компетенции

Методы Средства Формы

Виды контроля

Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ (4ч)

ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса.  Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

Психологические рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Учащийся:

  1. понимает назначение экзаменационной работы;
  2. знает структуру экзаменационной работы;
  3. Знает распределение заданий по частям экзаменационной работы;
  4. Знает распределение заданий по разделам курса информатики;
  5. Знает распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности;
  6. Знает система оценивания отдельных заданий и работы в целом;
  7. Владеет понятиями: тестовый балл и первичный балл, знает интерпретацию результатов;
  8. Знает время выполнения работы;
  9. рекомендации психологов для подготовки к экзаменам, поведения на экзамене;
  10. Владеет методами борьбы со стрессом;
  11. Владеет приемами запоминания;

Средства: Кодификатор для ЕГЭ 2012 года по информатике и ИКТ;

спецификация КИМов егэ 2012 года по информатике и икт;

демо-версия егэ  2012; материалы  сайтов http://www.fipi.ru/ , http://ege.edu.ru/,  и т.д.;

материалы лекций «Психологическая подготовка к ЕГЭ», разработанные педагогами –психологами Михеевой М.В., Кусакиной С.Н.,

 доска; мел; ПК; Редактор тестов «М-тест»;

мультимедиапроектор;

Типы  уроков: Урок-лекция; уроки с элементами технологии психологического тренинга;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный.

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Рефлексия

Информация и ее кодирование. Системы счисления (5 ч)

Повторение методов решения задач по теме.

Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход),

кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема,

Кодирование и декодирование информации.

А2,А3,А11-информация и её кодирование,

А1, А4 –системы счисления, В3- системы счисления

В1,В7-информация и её кодирование

  1. Понимает принципы кодирования текстовой информации.
  2. Знает основные  типы кодировок и решает задачи на подсчет информационного объема сообщения в том числе и при использовании  недвоичных сигналов;
  1. Умеет оценивать  объем памяти, необходимый для хранения информации
  2. Умеет решать задачи на кодирование и декодирование информации
  1. Способен оценивать скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала
  2. Знает методы измерения количества информации, и решает задачи на основе вероятностного подхода
  1. Владеет знаниями о двоичное представление информации в памяти компьютера;
  2. Умеет  осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  3. Способен осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

Средства:  Редактор тестов «М-тест»;

Демо –версия ЕГЭ 2012 г., ;

ЕГЭ 2011. Информатика : Экзаменационные задания /Якушин П.А., Крылов С.С.;

доска; мел; ПК; мультимедиапроектор; таблицы.

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Проверочная работа; Тестирование;

Компьютерное тестирование

Основы логики (5ч)

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (ин версия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение  логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

А7, А8, А9 – основы логики,

В4, В6 – основы логики.

  1. знает основные понятия и законы математической логики
  2. уметь решать задачи на создание и преобразование логических выражений;
  3. формирует  для логической функции таблицу истинности и логическую схему
  4. использовать приобретенные знания и умения при решении логических задач;

Средства: Демо –версия ЕГЭ 2012 г., ;

ЕГЭ 2011. Информатика : Экзаменационные задания /Якушин П.А., Крылов С.С.;

доска; мел; ПК; Редактор тестов «М-тест»;

мультимедиапроектор; таблицы.

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Проверочная работа; Тестирование;

Компьютерное тестирование

Алгоритмизация и программирование;

Технология программирования;

Моделирование и компьютерный эксперимент

(10ч)

Основные понятия, связанные с использованием основ ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про граммирования. Повторение методов решения задач  на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы.  Решение задач средней сложности  на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).

Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.

А5, А6, А12, А18 - алгоритмизация и программирование;

В2, В5, В8 – алгоритмизация и программирование;

А10, А17 моделирование и формализация

С1, С2, С4 – технология программирования

С3 – моделирование и формализация

  1. знает и умеет использовать основные алгоритмические конструкции при решении задач;
  1. знает особенности использования переменных.
  2. выполняет операции над переменными различных типов;
  3. умеет использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  4. Способен формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
  1. Умеет использовать алгоритм в среде формального исполнителя с фиксированным набором команд;
  2. способен написать программу на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке;
  3. Умеет представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей;
  1. использовать приобретенные знания и умения при оперировании с массивами чисел;
  2. Умеет анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
  3. Способен реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования;
  1. умеет построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию;

Средства:  Демо –версия ЕГЭ 2012 г., ;

ЕГЭ 2011. Информатика : Экзаменационные задания /Якушин П.А., Крылов С.С.;

доска; мел; ПК; Редактор тестов «М-тест»;

мультимедиапроектор;  таблицы.

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Проверочная работа; Тестирование;

Компьютерное тестирование

Программные средства информационных и коммуникационных технологий;

 Телекоммуникационные технологии;

Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации (2ч)

Основные понятия классифика ции программного обеспечения, свойств и функциональных воз можностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме

Повторение прин ципов векторной и растровой графики, в том числе способов ком пьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «простран ственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графи ческий примитив», «пиксель».

Технология  адресации и поиска информации в Интернете

Должен знать/уметь/понимать

  1. Знание технологии обработки графической информации;
  2. оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  3. знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети;
  4. умение осуществлять поиск информации в Интернет;

Средства: Демо –версия ЕГЭ 2012 г., ;

ЕГЭ 2011. Информатика : Экзаменационные задания /Якушин П.А., Крылов С.С.;

доска; мел; ПК; Редактор тестов «М-тест»;

 мультимедиапроектор; таблицы.

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Проверочная работа; Тестирование;

Компьютерное тестирование

Технология обработки информации в электронных таблицах;

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных  (3ч)

Основные  правила адреса ции ячеек в электронной таблице. Понятие абсо лютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

Повторение  принципов организации табличных (реляционных) баз дан ных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки  информации в БД.  Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка

А13- файловая система,  А15- обработка графической и звуковой информации,)

А14 –технология хранения , поиска и сортировки информации в базах данных

А16 – технология обработки информации в электронных таблицах

В9, В10- телекоммуникационные технологии

  1. Знает технологию  и решает задачи на обработку информации в электронных таблицах;
  2. Знает  о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков умеет прочитать данные представленные;
  3. Знать технологию хранения, поиска и сортировки информации в базах данных;

Средства: Демо –версия ЕГЭ 2012 г;

ЕГЭ 2011. Информатика : Экзаменационные задания /Якушин П.А., Крылов С.С.;

доска; мел; ПК; Редактор тестов «М-тест»;

 мультимедиапроектор; таблицы.

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опрос;

Проверочная работа; Тестирование;

Компьютерное тестирование

Тренинг по вариантам (5ч)

Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.

  1. умеют эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  2. умеют оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  3. умеют оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

Средства: 

Online-тестирование на сайте  http://www.fipi.ru/

Типы  уроков: Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки контроля оценки и коррекции знаний;

Методы:  Объяснительно –иллюстративный; словесный, наглядный,

Формы индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Тестирование;

Компьютерное тестирование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса

 Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муни...