разработка урока по информатике по теме "Алгебра логики"
видеоурок по информатике и икт по теме
Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_informatika_logika.rar | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Иргалиева Светлана Мидхатовна – учитель информатики
СОШ им.С.Жаксыгулова
Таскалинского района
Западно-Казахстанской области
Разработка урока по информатике.
Тема: Алгебра логики.
Цели:
- формирование знаний об основах логики;
- формирование умений по применению логических операций;
- продолжить формирование навыков работы в программе Word.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Формы урока: Лекция-беседа, практикум.
Оборудование: компьютеры, проектор, слайдовая презентация по теме урока.
Ход урока:
- Введение в тему урока:
Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики». Разберемся с определениями и запишем их (слайд 1):
Логика – это наука о высказываниях и их связях. Вся наша речь состоит из высказываний.
Высказывание (определение из курса русского языка) – это имеющее смысл языковое выражение.
Давайте разберемся, какое отношение имеют высказывания к информатике – науке цифр?
Во-первых, наука логика существовала с незапамятных времен, в основе логики лежат учения древнегреческого мыслителя Аристотеля. Но своё бурное развитие логика начинает именно с развитием ЭВМ в XIX веке.
Во-вторых, высказывания могут быть двух типов: ложные и истинные. Например:
- Екатерина учится в 8 классе. Это какое высказывание? (истинное).
- Ульяна живет в Египте (ложное)
А теперь поразмышляем (фронтальный опрос):
- Где в курсе информатики мы уже встречались с ложными и истинными высказываниями?
- Каким образом мы обозначаем ложные и истинные высказывания? (с помощью двух символов: 0 и 1).
- Какая система счисления состоит из символов 0 и 1? (двоичная система счисления)
- Какой язык имеет в своем алфавите эти два символа 0 и 1? (машинный язык).
Вывод: Ложные и истинные высказывания, а, значит, и наука логика имеют непосредственное отношение к науке информатике.
Практическое задание. Попробуем с помощью логики рационально решить задачу на отгадывание задуманного числа. На линии от 0 до 100 я задумаю число. С помощью наводящих вопросов (на которые я могу ответить лишь «1» - истина или «0» - ложь), вы как можно быстрее должны отгадать задуманное число.
В информатике высказывания обозначаются заглавными буквами латинского алфавита (слайд 2). В зависимости от их истинности, приравниваются к 0 (если высказывание ложно) или к 1 (истинное). Например:
1) «16 декабря – это День независимости Республики Казахстан». Обозначим это высказывание «А» и приравняем его к «1», т.к. это истинное высказывание. Получаем форму записи: А= 1.
2) «В году 13 месяцев» (В = 0).
3) «Экология – это наука об охране окружающей среды» (С=1).
- Объяснение нового материала.
Но тема нашего урока «Алгебра логики». С определением слова «логика» мы разобрались.
Вопрос к размышлению: Какие ассоциации у вас возникают со словом «алгебра»? (предмет, математика, цифры, решение, сложение, умножение, вычитание и т.д.). Это арифметические действия или арифметические операции над цифрами. В алгебре логики и с высказываниями можно производить логические операции. Запишем в тетрадях подтему урока: «Логические операции» и разберём некоторые из них.
1. Конъюнкция – это логическое умножение (слайд 3). В алгебре логики обозначается символом «^», на естественном языке соответствует союзу «и». Сравним высказывания и произведём между ними логическое умножение:
Запишем результаты конъюнкции в таблицу истинности:
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ
А | В | А ^ B |
1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 |
А
В
Существует графическое изображение логического умножения (в алгебре множеств соответствует операции пересечения множеств) (слайд 4):
Вывод: При конъюнкции составное высказывание является истинным только тогда, когда все исходные высказывания истинны.
2. Дизъюнкция – это логическое сложение (слайд 5). В алгебре логики обозначается символом «V», на естественном языке соответствует союзу «или». Сравним высказывания и произведём между ними логическое сложение:
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ
А | В | А B |
1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 |
Запишем результаты дизъюнкции в таблицу истинности:
Существует графическое изображение логического сложения (в алгебре множеств соответствует операции объединения множеств), (слайд 6):
А
В
Вывод: При дизъюнкции составное высказывание является ложным только тогда, когда все исходные высказывания ложны.
3. Инверсия – логическое отрицание. (слайд 7). В алгебре логики обозначается символом «Ā», на естественном языке соответствует частице «не».
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ
А
Ā
1
0
0
1
Существует графическое изображение логического отрицания (в алгебре множеств соответствует операции дополнения до универсального множества), (слайд 8):
А
Вывод: Инверсия высказывания противоположна самому высказыванию.
- Закрепление материала. Практическая работа (слайд 10).
Задачи:
- Закрепление материала о логических операциях;
- Продолжить формирование навыков работы в программе Word.
Алгоритм работы:
- Находим на Рабочем столе документ под названием «Логика»;
- Переименовываем документ своей фамилией;
- Передвигая объекты по странице, приведите их к соответствию: определение логических операций, их таблицы истинности и графические изображения;
- Сохраняем файл в папке своего класса;
- Отмечаемся в журнале учета использования рабочего времени.
Дополнительные задания для сильных учеников (для тех, кто быстрее сделал практическую работу):
Задание 1.
Произвести логические операции (конъюнкцию, дизъюнкцию) над высказываниями А,В,С:
А ={Абай – великий поэт}
В = {А.С.Пушкин – великий математик}
С = {Наполеон – император Африки}
Ответ:
- А ^ В ^ С =? (конъюнкция)
- А ˅ В ˅ С = ? (дизъюнкция)
Задание 2.
Если высказывание А = {2 3 = 8}, то каким будет высказывание Ā, образованное с помощью логического отрицания (инверсии)? Определите истинность этих двух высказываний.
Ответ:
- А = {2 3 = 8} (истинное или ложное)
- Ā = ? (истинное или ложное)
- Проверка выполнения практической работы (слайд 9).
Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе
Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...
разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Разработка урока - зачет по теме «Основы логики»
Вашему вниманию предлагается проект урока в 10 классе физико – математического направления.Тема урока: Зачет по теме «Основы логики»Место урока в теме: заключительныйУрок проверки, оценки ...
Разработка урока по информатике в 10-м классе на тему Разработка и создание компьютерной презентации средствами программы Power Point
Разработка урока...
Методическая разработка урока по информатике в 8 классе по теме "Алгебра логики"
Предмет / Класс / Автор УМК - Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.Место урока...
Конспект урока по информатике «Элементы алгебры логики. Логические операции.» 8 класс
Класс: 8 классТип урока: урок открытия нового знания.Учебник: «Информатика», ФГОС, Босова Л.Л., издательство «Бином», Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офис...