Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Мухина Ирина Анатольевна

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка.

В состав разработки входят: конспект урока, файл для интерактивной доски Hitachi, тест для проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3.zip449.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Ирина Анатольевна

Учитель информатики

МОУ СОШ №5 г. Апатиты

Мурманской области

Сценарий урока информатики в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски.

Цели урока:

Повторить и закрепить материал по теме линейный алгоритм и по теме создание графических изображений в среде программирования QBasic;

Изучить операторы построения прямоугольника и закрашенного прямоугольника;

Закрепить  умения и навыки  работы в среде программирования QBasic;

Задачи урока:

  1. образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
  2. развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  3. воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка.

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос на повторение) –15 мин.
  3. Изучение нового материала – 10 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
  5. Тест.
  6. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  7. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска,
  2. проектор,
  3. карточки для учеников с рисунками,
  4. файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Линейный  алгоритм». Мы продолжаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание: §12.4, учить операторы по тетради.

Демонстрируется слайд1 – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

Ребята, сегодня у нас первый после каникул урок. Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Итак, первый вопрос: что такое алгоритм?

После ответов учащихся демонстрируется слайд 2 – на нем записано определение алгоритма.

Какой алгоритм мы будем называть линейным?

После ответа учащихся демонстрируется слайд 3, на котором записаны определения алгоритма и линейного  алгоритма.

Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

Мы с вами рассматривали графический способ записи алгоритма на языке блок-схем. В нем используются различные геометрические фигуры.  Давайте вспомним, за что отвечает каждая геометрическая фигура и сопоставим ее изображению название блока.

Демонстрируется слайд 4, на котором изображены геометрические фигуры и перечислены названия блоков.

Выделите, какие из этих блоков используются для изображения линейного алгоритма. Как будет выглядеть блок-схема?

Демонстрируется слайд5, где изображены элементы блок-схемы линейного алгоритма.

Давайте составим алгоритм построения графического рисунка.

Какой оператор используется для перехода в графический режим?

Какую разрешающую способность экрана задает число 12?

Расскажите, какие особенности имеет графический экран в среде программирования Basic? Который из рисунков отображает расположение осей в Basic? Где применяется расположение осей координат, изображенных  на 2 рисунке?

     

Демонстрируется слайды 6,7,8.

Давайте потренируемся определять координаты точек и их цвета.

Демонстрируется слайд 9, на котором изображена ось координат и указаны точки разных цветов.

Учащиеся работают с ИД.

Давайте вспомним оператор, который рисует линию.

 

Демонстрируется слайд 10 с изображением рисунка, ответ закрыт шторкой. На слайде 11 дети сами заполняют пропуски в записи оператора line.

3. Изучение нового материала

Операторы построения прямоугольника и закрашенного прямоугольника

Задача нашего сегодняшнего урока продолжить изучение графических операторов. Давайте откроем тетради и запишем число, название нового оператора ПРЯМОУГОЛЬНИК и его формат LINE (X1,Y1) – (X2,Y2),C,B. С новой строки  ЗАКРАШЕННЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК и его формат LINE (X1,Y1) – (X2,Y2),C,BF.

 

Демонстрируется слайд12  с новыми операторами.

После того как определения записаны, на слайде 13 появляется рисунок и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.

Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка. Переходим по гиперссылке на слайд5, где построен алгоритм и возвращаемся обратно.

4. Применение полученных знаний

Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.

   

Демонстрируется слайд, на котором изображены карточки с заданиями. Карточки (см. Приложение 1)  для работы лежат на системных блоках.

Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

5. Тест. (Приложение 2)

Для тех, кто справится, на рабочем столе лежит тест. Выполнение, которого производится на карточке 4 (Приложение 1). После того как работа закончена, по сети демонстрируются  работы отдельных учеников на интерактивной доске.

6. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми  операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.

Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.

Источники:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
  2. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.  

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный учебник  «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova

Приложение 1

Карточка 1.                                                                     Карточка 4.

Фамилия Имя

Запишите результаты теста:

Задание

Решение

I 1

   2

   3

II 1

    2

    3

    4

    5

III

Нарисуй свою оценку за работу на уроке в виде смайлика

Карточка 2.

Карточка 3.


Приложение 2

Тест находится в файле test2.htm

I. Выберите нужный вариант

1. Бейсик — это:
а) программа;
б) язык программирования;
в) компьютер.

2. Когда вы набираете на клавиатуре конструкции языка программирования, компьютер переводит их в электрические сигналы, которые представляют собой:
а) Бейсик;
б) английский алфавит;
в) нули и единицы.

3. Когда вы вводите программную строку, она:
а) записывается на диск;
б) записывается в оперативную память компьютера;
в) немедленно выполняется компьютером.
г) никуда не записывается и не выполняется.

II. Для каждого оператора, указанного в левой колонке, подберите соответствующее ему назначение, приведенное в правой колонке.

1. SCREEN 12

а. вывод прямоугольника

 

2. PSET (х, у), c

б. рисование отрезка

 

3. LINE (x1, y1) - (х2, у2), c

в. вывод закрашенного прямоугольника

 

4. LINE (x1, y1) - (х2, у2), c, bf

г. установка точки

 

5. LINE (x1, y1) - (х2, у2), c, b

д. задание графического режима

 

III. Вставьте пропущенные слова

1. С помощью оператора __________ переходим в графический экран.
2. Оператор __________ предписывает построить линию.

Ключ

Задание I.

Задание II.

Задание III.

1. б;

1. д

SCREEN

2. в;

2. г

LINE

3. б

3. б

 

 

4. в

 

 

5. а

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...

Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...

разработка урока по английскому языку в 7 классе по теме "Школа" с презентацией для интерактивной доски Clasus и

Урок рассчитан для учащихся 7 класса, учебник Кауфман.. В ходе урока решаются  задачи по совершенст­вованию навыков и умений устной речи, а именно, совершенствованию у школьников речевых ум...

Конспект урока по УМК Spotlight (Английский в фокусе) 5 класс по теме “My family” (с использованием интерактивной доски Promethean)

Учебник Spotlight 5 (5 класс)Module 4a “My family” стр. 56-57Урок с использованием электронной доски Promethean  и презентации на ней в формате flipchart....

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....

Самостоятельная работа к уроку информатики 10 класс на тема "Алгоритмы, блок - схемы"

Самостоятельная работа разработана к уроку "Алгоритмы". Цели данной работы провести контроль знаний и уровень усвоения знаний учениками....