Конспект урока «Кодирование информации» 5 кл.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Конспект урока «Кодирование информации» предназначен для учителей информатики, преподающих в 5-х классах.

Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено повторение пройденного материала и изучение новой темы, где рассматриваются различные способы кодирования информации. На втором – выполняются практические задания по группам, для закрепления нового материала. У учащихся повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, внимательность. Происходит развитие навыков групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt1001 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc29 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc35 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование информации Кудильчак Г.Г. учитель информатики МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск

Слайд 2

Вопросы для повторения: Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает). Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Слайд 3

Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Слайд 4

Кодирование информации Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Слайд 5

Существует три основных способа кодирования информации Графический 2.Числовой 3.Символьный - с помощью рисунков или значков - с помощью чисел - с помощью символов того же алфавита, что и текст

Слайд 6

Кодирование числовой информации: – числа, записанные арабскими цифрами – числа, записанные римскими цифрами – русский язык – английский язык Кодирование текстовой информации:

Слайд 7

Кодирование на дорогах Кодирование музыки

Слайд 8

Почтовые индексы «Школьное» кодирование (с указанием кода населённого пункта)

Слайд 9

Азбука Брайля Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Слайд 10

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Слайд 11

Двоичное кодирование 00001110 00010110 00100110 00100110 01000110 01111110 01000110 01000110 1100 0000 1100 0010 1101 0001 00111111 А В С 63

Слайд 12

Практические задания

Слайд 13

Подготовительный этап - Разделение класса на 2 команды. - Придумать и записать название своей команды. - Записать всех участников команды в карточке. - Выбрать капитана команды. Жюри: учитель информатики и гости.

Слайд 14

Работая в группе, будьте взаимовежливы!

Слайд 15

Задание № 1 Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Слайд 16

Команды 1 2 М О Н И Т О Р П Р И Н Т Е Р цифра текст

Слайд 17

ФИЗМИНУТКА

Слайд 18

Задание №2 Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)

Слайд 19

Команды 1 2 13 6 2 9 15 1 12 3 21 12 14 29 26 30 2 21 12 3 1 25 10 19 13 16 Хлеб Звук Буква Знак Мышь Число

Слайд 20

Задание № 3 Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33

Слайд 21

Команды 1 2 Алфавит Тетрадь Блокнот Циркуль 1 13 22 1 3 10 20 20 6 20 18 1 5 30 2 13 16 12 15 16 20 24 10 18 12 21 13 30

Слайд 22

Задание № 4 Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)

Слайд 23

Команды 1 2 Компьютер Клавиатура Таблица График лпнрэяуёс лмбгйбуфсб убвмйчб дсбхйл

Слайд 24

Подведение итогов урока

Слайд 25

Кодирование информации

Слайд 26

Задание на дом: § 1.6 Р/т № 14–19, стр. 17-23

Слайд 27

Спасибо за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

Задание №1

«Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

Команда 1

__   __                         __   .__   .

__   __   __                   .     .

__   .                             .     .   __   .

. .                                  .   __   .

__                                 .   __

__   __   __      

. __ .                

Задание №1

«Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

Команда 2

        . __  __ .               __

        . __ .                      .

        . .                          __   .   __

        __ .                        .     .     .

        __                         __

        __ . .                      

        . __ .                      

 

Задание №2

 «Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)»

Команда 1

23     13     6     2

9     3     21     12

2     21     12     3     1

Задание №2

 «Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)»

Команда 2

9     15     1     12

14     29     26     30

25     10     19     13     16

Задание №3

«Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

Команда 1

Алфавит

Блокнот

Задание №3

«Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

Команда 2

Тетрадь

Циркуль

Задание №4

«Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»

Команда 1

Компьютер

Таблица

Задание №4

«Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»

Команда 2

Клавиатура

График



Предварительный просмотр:

Ключ к выполнению задания

«Буква алфавита и её порядковый номер»

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ё-7

Ж-8

З-9

И-10

Й-11

К-12

Л-13

М-14

Н-15

О-16

П-17

Р-18

С-19

Т-20

У-21

Ф-22

Х-23

Ц-24

Ч-25

Щ-26

Ш-27

Ъ-28

Ы-29

Ь-30

Э-31

Ю-32

Я-33

 

 



Предварительный просмотр:

Ключ к выполнению задания

«Азбука Морзе»

A

• −

И

• •

P

• − •

Ш

− − − −

Б

− • • •

Й

• − − −

С

• • •

Щ

− − • −

В

• − −

К

− • −

Т

Ъ

• − − • − •

Г

− − •

Л

• − • •

У

• • −

Ь

− • • −

Д

− • •

М

− −

Ф

• • − •

Ы

− • − −

Е

H

− •

Х

• • • •

Э

• • − • •

Ж

• • • −

О

− − −

Ц

− • − •

Ю

• • − −

З

− − • •

П

• − − •

Ч

− − − •

Я

• − • −



Предварительный просмотр:

Название команды №1:

___________________________________________________

Капитан:__________________________________________

Участники команды:

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание №1

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

Задание №2



БАЛЛЫ _____________________

Задание №3

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

Задание №4

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

ИТОГО: ___________________________________________________

Название команды №2:

___________________________________________________

Капитан:__________________________________________

Участники команды:

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание №1

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

Задание №2



БАЛЛЫ _____________________

Задание №3

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

Задание №4

___________________________________________________

БАЛЛЫ _____________________

ИТОГО: ___________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ - 5 КЛАСС.

Учитель: Кудильчак Галина Георгиевна, МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.

ТЕМА УРОКА: Кодирование информации.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Отметить роль кодирования информации.

Научить детей декодировать зашифрованную информацию.

Научить применять свои знания на практике.

Воспитывать интерес к предмету.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Логическое мышление, внимание, память.

Развивать кругозор детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

развитие познавательного интереса

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

интерактивная доска

презентация

раздаточный материал

песочные часы

ПЛАН УРОКА

Организационный момент. 

Сообщение темы, целей и задач урока.

(см. Презентация)

Актуализация знаний. 

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация?

/Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

Какие действия человек совершает с информацией?

/Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

Как человек хранит информацию?

/Хранение информации в уме – собственная (внутренняя информация) – оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

Какие современные носители информации вам известны?

/Магнитные и лазерные диски, флеш-карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

(см. Презентация, слайд 2-3)

Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок – кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код-это система условных знаков для представления информации.

Кодирование- формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

        Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 4)

        Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

        

        Существует три основных способа кодирования информации:

Графический – с помощью рисунков или значков;

Числовой – с помощью чисел;

Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд 5)

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код – русский язык, в Англии – английский и т.д.

(см. Презентация, слайд 6)

с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение

правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков

(см. Презентация, слайд 7)

код используется для оценки ваших знаний в школе («5» отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради – на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы – буквы.

свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

(см. Презентация, слайд 8)

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

(см. Презентация, слайд 9-10)

Двоичное кодирование – это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

(см. Презентация, слайд 11)

Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 12)

(см. Приложение 4)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

(см. Приложение 1, 2, 3)

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше – команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 13, 14)

Задание №1 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

Команда 1                                                        Команда 2

__   __          м               __   .__   .   ц                . __  __ .   п            __               т

__   __   __   о                .     .            и                . __ .         р             .                 е

__   .             н                .     .   __   . ф                . .              и             __   .   __   к

. .                  и                .   __   .       р                __ .           н             .     .     .     с

__                 т                .   __          а                        __             т             __              т

__   __   __   о                                            __ . .         е              

. __ .             р                                           . __ .         р              

(см. Презентация, слайд 15-16)

ФИЗМИНУТКА

Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:

Сердце

Круг

Букву М

Квадрат

Треугольник

Шпалы

(см. Презентация, слайд 17)

Задание №2 «Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)»

Команда 1                                                        Команда 2

23     13     6     2        ХЛЕБ                                9     15     1     12                ЗНАК

9     3     21     12        ЗВУК                                14     29     26     30                МЫШЬ

2     21     12     3     1        БУКВА                        25     10     19     13     16        ЧИСЛО

(см. Презентация, слайд 18-19)

Задание №3 «Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

Команда 1                                                        Команда 2

Алфавит                                                 Тетрадь

1   13   22   1   3   10   20                                20   6   20   18   1   5   30

Блокнот                                                 Циркуль

2 13 16 12 15 16 20                                          24 10 18 12 21 13 30  

(см. Презентация, слайд 20-21)

Задание №4 «Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»

Команда 1                                                        Команда 2

Компьютер                                                Клавиатура

лпнрэяуёс                                                   лмбгйбуфсб

Таблица                                                График

убвмйчб                                                дсбхйл

(см. Презентация, слайд 22-23)

Подведение итогов – команда победитель.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

- повторили материал пройденный на прошлом уроке;

- изучили новый материал – кодирование информации;

- закрепили новый материал на практике.

За активную работу на уроке получают оценки: _______________________________

6.Домашнее задание

§ 1.6;    Р/т № 14–19, стр. 17-23

(см. Презентация, слайд 26)

ЛИТЕРАТУРА:

Босова Л.Л.  «Информатика: Учебник для 5 класса», Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., §1.6, стр.25-28.

Босова Л.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.

Босова Л.Л. «Рабочая тетрадь по информатике 5 класс», Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока "Кодирование информации"

Методическая разработка по теме "Кодирование инфоормации"...

Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс

      Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация»....

Конспект урока "Кодирование информации"

Конспект урока для 5 класса....

Конспект урока "Кодирование информации"

Дать представление о кодировании информации и познакомить учащихся с различными формами представления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другой....