Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения
материал по информатике и икт по теме

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx52.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Фахриева Альбина Рамилевна

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося. Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желания учиться, интереса к профессии.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

Технология проектного обучения или метод проектов является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Суть обучения в том, что учащиеся вместе с мастером производственного обучения проектируют решение какой – либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического и материального продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств: умения самостоятельно конструировать  знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить, умения работать в группе, дисциплинированность.

Цели проектной деятельности:

Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.

Развитие исследовательских умений.

Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

по характеру результата (информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект-инсценировка или организационный проект);

по характеру доминирующей в проекте деятельности (практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект);

по профилю знаний (монопроект, межпредметный проект);

по характеру координации (с открытой координацией, со скрытой координацией);

по уровню контактов (внутригрупповыми; внутриучилищными; региональными; межрегиональными; международными).

по количеству участников (личностные; парные; групповые).

по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные);

Этапы работы над проектом

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:

организационно-подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;

реализация проекта;

защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

Критерии оценки результатов

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Общие критерии оценки проектных работ:

Самостоятельность работы над проектом;

Актуальность и важность темы проекта;

Полнота раскрытия темы;

Технологические критерии –качество выполнения продукта, количество используемого материала,  сложность и объём выполненных работ;

Эстетические критерии – оригинальность, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;

Артистизм и выразительность выступления.

Источники данных для работы над проектом

Для работы над проектом учащиеся могут использовать следующие источники данных:

ресурсы Интернет для образовательных учреждений, подключенных к сети, с помощью которой учащиеся также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;

вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);

лекционный и практический материал уроков специальных дисциплин.

Практическая часть

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны мастера, так и своих товарищей.

Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в училище.

У меня сложилась следующая система. Сначала  актуализируются базовые теоретические знания, которые учащиеся получили при изучении специальных дисциплин. Затем мы переходим к практическим упражнениям, на которых учащиесяформируют основные  профессиональные и общие компетенции. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Применение метода проектов на уроках учебной практики продиктовано особенностью профессионального модуля: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока.

Рассмотрим реализацию данной технологии на уроках учебной практики по модулю «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».

При изучении данного модуля для формирования профессиональных компетенций выделены следующие темы:

Устройство персональных компьютеров;

Операционные системы;

Обработка цифровой информации (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных);

Программы обработки звука;

Программы  обработки графики;

Программы обработки видео-, мультимедиа контента;

Интернет-технологии.

При изучении темы «Устройство персональных компьютеров» учащимся предлагается выполнить следующие проектные работы:

«Устройства вывода информации»,

«Принтеры»,

«Устройства ввода информации»,

«Клавиатура»,

«Компьютерная память»,

«Искусственный интеллект»,

«Сотовые телефоны»,

«Сравнение игровых консолей»,

«Внутреннее устройство системного блока»,

«Периферийные устройства»,

«Оперативная память»,

«Накопители на жестких магнитных дисках»,

«Накопители на гибких магнитных дисках»,

«Материнская плата»,

«Процессоры»,

«Накопители на компакт-дисках»,

«Флэш-накопители»,

«USB. История и перспективы»,

«Интерфейсы периферийных устройств»,

«Подключение компьютера и периферийных устройств»

и другие.

Во время изучения темы «Операционные системы» учащиеся могут выполнить работы

«Операционная система. Принципы и задачи»,

«Операционная система Windows»,

«История операционных систем для персонального компьютера»,

«Сравнение операционных систем для мобильных телефонов».

По данным темам учащиеся выполняют проектную работу в виде презентации и защищают её перед остальными учащимися группы на определенном занятии. При этом все учащиеся группы принимают активное участие в обсуждении данной темы, активно задают вопросы выступающему, приводят собственные примеры.

Самопрезентация проекта имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут  - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой работы.

Существует четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

При изучении темы «Обработка цифровой информации» учащимся предоставляется большой выбор тем проектов, так как здесь рассматривается большое количество программ: текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных и другие офисные программы.

Темы проектных работ при изучении текстового редактора Microsoft Word могут быть любыми, по выбору учащихся. Но при этом предъявляются серьёзные требования к оформлению письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций, и соблюдение единого стиля оформления.

При изучении «Табличного редактора MicrosoftExcel» учащиеся готовят проекты следующего рода:

составляют тесты средствами MicrosoftExcel по выбранной теме,

составляют собственные кроссворды;

составляют анкеты разной направленности (спортивной, социологической и т.д.)

Здесь учащиеся стремятся применить имеющиеся у них знания на практике, создать готовый продукт, несущий практическую значимость и который можно использовать в дальнейшем при проведении предметных недель и мероприятий.

Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов. На уроках специальных дисциплин учащиеся знакомятся с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы PowerPoint , параллельно реализуют мини-проекты:

«Времена года»,  

«Внутреннее устройство ПК»,

«Компьютер и здоровье»,

«Календарь»,

«Викторина».

К моменту реализации проекта на ПК у учащихся должен быть собран весь необходимый материал в виде отдельной папки на компьютере, где содержатся графические, музыкальные, видео и текстовые материалы будущей презентации. Описаны основная идея презентации, этапы планирования, вид навигации. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы презентация не была  скучной. Это действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Мастером контролируется и координируется работа над проектами, оцениваются промежуточные результаты. Основной акцент расставляется на творческий подход, создание единого стиля проекта, а также простоту навигации. Изучение темы завершает защита проектов.

При изучении темы «Программы обработки звука» учащиеся на уроках производственного обучения активно разрабатывают мини проекты: из заранее подобранных мелодий и песен создают собственные рингтоны, поппури, создают оригинальную оранжировку мелодий и песен. При этом в процессе работы они также практикуются в умении конвертировать файлы в различные форматы. Многие устанавливают созданные рингтоны на собственные телефоны.

Ещё один большой раздел для возможности проявить умение проектной деятельности – это тема «Программы обработки графики», в которой учащиеся овладевают компетенциями по работе с графическими редакторами Adobe PhotoShop и CorelDraw. При этом учащиеся выполняют собственные работы:

Фотомонтаж,

Фотоколлаж,

Редактирование фотографий,

Ретушь изображений,

Создание фоторамок,

Создание буклета,

Создание афиши,

Создание поздравительной открытки

и другие.

Изучение темы «Программы обработки видео-, мультимедиа контента» сопровождается созданием учащимися таких интересных проектов, как:

«Покачевское профессиональное училище»;

«Моя профессия»;

«Мы»;

«Мы за здоровый образ жизни!»;

«Девушки за рулем»;

«Картинная галерея»;

и другие.

При работе над этими проектами учащиеся проявляют большую заинтересованность. Но эти проекты и относятся к самым насыщенным. Так как, для того чтобы осуществить данный проект, учащимся необходимо проявить большую фантазию и огромное трудолюбие. Ведь они должны подобрать большое количество материала, фотографий, видеофрагментов. Смонтировать их в задуманном порядке и стиле, а также наложить соответствующее звуковое сопровождение. При подготовке данных проектов у учащихся формируются профессиональные и общие компетенции.

Тема «Интернет-технологии» сама по себе вызывает у учащихся большой интерес, в силу того, что хотя ребята уже владеют умениями поиска необходимой информации, они также узнают много новой и необходимой информации. Особый интерес у них вызывает подтема «Язык разметки гипертекста HTML», где ребята учатся создавать собственные web-страницы и сайты.

Так, при создании Web-сайта я использую коллективную работу учащихся. На первом уроке ставлю цель, оговариваю требования к проекту и по ходу работы консультирую учащихся. Учащиеся самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется в ходе самостоятельной деятельности дома. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями мастера.

Очень часто ребята выбирают практически значимую тему, например, создание сайта учреждения, в котором проходят практику.

В нашем училище уже становятся традиционными  учебно-практические конференции. Лучшие работы затем участвуют в различных конкурсах, конференциях, как городских, так и окружных.

В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учащимися:

проектная студенческая работа «Роль ИКТ в профессиональной карьере выпускника» в рамках региональной научно-практической конференции «МОЛОДЕЖЬ XXI века: стратегия, миссия, перспективы» г. Югорск, 2012г.

исследовательская работа «Компьютер в жизни молодежи» в рамках научно-практической конференции среди студентов Лангепасского профессионального колледжа, Лангепасского нефтяного техникума и Покачевского профессионального училища, г.Лангепас, 2012г.

проект «Влияние фильмов 3D формата на здоровье человека»  в рамках учебно-исследовательской конференции учащихся БУ НПО «Покачевское профессиональное училище», г.Покачи, 2012г.

Как показал опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. Правда, при этом правильнее будет говорить об использовании проектного подхода, чем о «полноценном» проекте. Опыт использования проектного подхода показал, что он применим при изучении большинства тем профессионального модуля «Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации» и позволяет сформировать у учащихся практически все профессиональные и общие компетенции по данному модулю.

Даже за 1 год применения проектной технологии в группе «Мастер по обработке цифровой информации» качество обученности по специальным дисциплинам повысилось.

Заключение

Применение проектной деятельности на уроках производственного обучения позволяет учащимся полноценно осмыслить и освоить профессиональные компетенции, сформировать общие компетенции по профессии,  формирует самостоятельность и инициативность ребят. Если выпускник училища приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Работа над проектами позволяет:

развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;

прививает им стремление к приобретению новых знаний;

даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации;

даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим;

развивать чувство ответственности за свои действия;

развивать свой творческий потенциал;

реализовать себя как личность;

развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей.

Таким образом, широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала  учащихся.

В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.


Используемая литература

1.   http://do.gendocs.ru/docs/index-94881.html

http://do.gendocs.ru/docs/index-95132.html

http://festival.1september.ru/articles/418087/

http://lingvist.ucoz.ru/forum/5-263-2

http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1

http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm

http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm

http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_1_5.htm

http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html

Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47

Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.

Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-составитель Э. С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. -155с.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro

Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.

Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.

Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся/Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Доклад «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной деятельности на уроках производственного обучения »

Доклад на тему: «Развитие у студентов умений и навыков  профессиональной деятельности на уроках производственного обучения»...