АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
статья по информатике и икт по теме

Зайцев Алексей Яковлевич

 

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Кузнецова Мария Викторовна

Зайцев Алексей Яковлевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского творчества «Свиблово»

      Одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке может стать внедрение анимационных технологий (анимации) в учебную деятельность.       

     Ни для кого не секрет, что дети (да и многие взрослые) любят мультфильмы. Им нравится смотреть, как персонаж движется в кадре, говорит, поет, беседует со зрителем, - анимация всегда воспринимается как волшебство. Авторы этой статьи много лет работают в анимационной сфере и знают это по собственному опыту: мы являемся режиссерами анимационного кино и руководителями детской анимационной студии «Стрекоза» в ГБОУ ЦДТ «Свиблово». Прежде чем писать данную работу, мы просмотрели огромное количество детских анимационных фильмов, как отечественных, так и зарубежных; совместно с детьми, обучаемыми в анимационной студии, сделали несколько собственных фильмов, которые завоевали престижные награды на различных фестивалях детского творчества, посетили различные детские анимационные студии Москвы с ознакомительной целью. И мы готовы поделиться опытом работы с теми педагогами, которые захотят внедрить анимационные технологии в процесс обучения.

 

Для начала, во избежание путаницы понятий необходимо разобраться с термином «анимация». В настоящее время в образовательных учреждениях города Москвы вводится новый предмет, который называется «анимация». На прошедшем в Суздале 17-м Открытом Российском анимационном фестивале на заседании гильдии аниматоров остро стоял вопрос о том, что, по мнению профессиональных аниматоров, будет происходить на этих занятиях. Обсуждалось, кто будет вести эти занятия и приводились примеры, как учителей русского языка в срочном порядке «переквалифицируют» в аниматоры. Это, по мнению профессионалов – мультипликаторов – немыслимо. На наш взгляд, происходит так называемая подмена понятий. Вполне вероятно, что путаница происходит оттого, что под словом «анимация» в школах имеется в виду создание видео-презентаций, простейшее «оживление» персонажей в различных компьютерных программах и пр.

Термин «анимация» по  материалам из Википедии[1]  может трактоваться как:

Анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

Компьютерная анимация - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, компьютерная анимация наследует те же способы создания изображений: векторная графикарастровая графика, фрактальная графика, трёхмерная графика (3D).       В данной работе мы будем рассматривать вид анимации, создаваемый при помощи компьютера, но с элементами покадровой съёмки последовательных фаз движения объектов.

Существует несколько вариантов использования анимационных технологий в образовательном процессе: это создание анимационного фильма с детьми,  создание учебного анимационного фильма с детьми и создание учебного фильма с элементами анимации (или анимационного) с целью показа его на занятиях.

Первый и второй вариант – создание анимационного фильма с детьми – это трудоемкий процесс, но он, по нашему мнению, наиболее предпочтителен для формирования познавательной активности детей. Занятие анимацией, кроме прочего - это процесс освоения новых технологий. Он имеет важное прикладное значение для развития ребенка, и как необходимая компетенция для психологически комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического подъема.  Анимационное  творчество позволяет развивать креативные способности детей. Анимационное воспитание есть не только художественное воспитание, но и воспитание в ребенке визуальной системности мира и основ познания логики его существования, а также приобщение к культурным ценностям родной страны. Воспитательный компонент обучения складывается не только из способности ребят погрузиться в атмосферу творчества, свободы выбора, активизации фантазии, но и из способности организовать свое рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием анимационного фильма. В процессе обучения этому предмету происходит духовно-нравственное становление личности.


[1] Свободная Интернет-энциклопедия.

 

Л.С. Выготский в лекции «Восприятие и его развитие в детском возрасте» писал: «…исследования показали, что на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой…», поэтому для ребят младшего школьного возраста занятия по анимации, в большей степени - работа с материалами, рисование, игры, а для ребят постарше уже уместно включение в занятия больше теории, анализа, и планирования работы. Создание анимационного фильма - это групповое, командное творчество. Общение в группе помогает ребенку социализироваться. М.И. Лисина писала, что по мере развития детей влияние общения на познавательную активность все больше опосредствуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые, в первую очередь, накладывают свой отпечаток контакты с другими людьми.

     Рассмотрим процесс создания учебного фильма с детьми на примере фильмов «Метаморфоз» и «История воздухоплавания», созданных совместно с обучающимися в ГБОУ ЦДТ «Свиблово» ребятами.

     «Метаморфоз» - учебно-популярный фильм, созданный для того, чтобы наглядно продемонстрировать отличие метаморфоза головастика лягушки от метаморфоза головастика тритона.  Для начала ребятам было дано задание найти в учебной литературе материалы по теме, написать сценарий мультфильма и придумать героев.  Для младшего школьника наиболее интересным является третье задание: придумывание героев. Но для того, чтобы герои были достоверны, необходимо изучить то, как они будут выглядеть в различных стадиях метаморфоза. Детям это понравилось, они увлеченно изучали материал, искали в Интернете рисунки и схемы, изображающие метаморфоз главных героев. В процессе создания героев, совместно с педагогами был написан сценарий фильма.

 

В сценарии сказочные элементы чередовались с учебными видео-презентациями и документальным видео - роликами, которые снял на камеру один из учеников. Для создания персонажей этого фильма мы решили использовать пластилин. Выяснив все про метаморфоз лягушек и тритонов, ребята принялись изготавливать героев на различных стадиях их метаморфоза. Получившийся четырехминутный фильм дети с удовольствием демонстрируют своим друзьям и родственникам, а процесс обучения превратился в увлекательнейшую игру.

     Создание другого учебного фильма, «История воздухоплавания», где участие принимали дети 8-11 лет, было изначально разделено на несколько блоков: изучение литературных источников для написания сценария, вычленение необходимого литературного материала, озвучивание, распределение видео, анимационного и фотоматериала, последующий монтаж и подкладка музыки. Ребята с удовольствием приняли участие в создании этого фильма. Нельзя сказать, что им было легко проработать такой, в общем-то, сложный материал: история воздухоплавания была представлена в результате в сжатой форме.  Оставив «выжимку», наиболее интересную на их взгляд, дети научились вычделять из большого материала наиболее важные моменты, они научились структурировать материал, расставлять акценты.

     Работа с литературными источниками, монтаж видео, кадрирование, обработка рисунков в графическом редакторе  и создание анимации – все это, безусловно, делалось с помощью педагогов и составляло зону ближайшего развития детей.  В дальнейшем ребята, приобретая опыт и навыки, способны самостоятельно создать подобный фильм.

Другой пример – создание анимационного фильма «Про Сережу» и создание анимационного фильма «Лунные коты».  В первом случае за основу было взято детское стихотворение,  во втором - сценарий был полностью написан ребятами.  Нельзя сказать, что какой-то вариант более предпочтителен для работы с детьми, так как в обоих случаях учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Некоторым  ребятам сложно придумать цельный сценарий. Ведь фантазия напрямую зависит от жизненного опыта, а маленькому ребенку его как раз не хватает. Безусловно, педагоги должны направлять и помогать, но, ни в коем случае не делать всю работу за детей. Поэтому, если «рождается» сценарий и он хорош, его надо экранизировать, а если не рождается, но очень хочется делать фильм (да, и такое тоже бывает), берем готовую сказку и работаем с ней. Благодаря обучению в этой форме детьми очень хорошо усваивается огромный литературный материал.  Ведь, если искать, например,  наиболее предпочтительную сказку из русских народных,  то «приходится» перечитывать целый сборник! И в процессе ребята настолько увлекаются, что идут дальше и создают собственные сказки, по которым можно сделать анимационные фильмы. Очень хорошо устраивать конкурсы сценариев, причем в условиях конкурсов может быть обговорено участие родителей ребят: таким образом происходит сплочение семьи, укрепляются семейные ценности, появляются общие интересы, ведь занятия анимационным творчеством одинаково доступно и, что наверное, важнее, интересно и взрослым и детям.

 

В связи с эти нам представляется особенно важными пунктами квалификация, опыт и способности педагогов. Педагогу, который ставит своей целью изучение анимационного процесса для последующей работы с применением анимационных техник, необходимо, кроме прочего, иметь представления о таких вещах как сценарное мастерство, режиссура, знание компьютерных программ, при помощи которых создается анимация, знание основных законов анимации и умение применять их на практике. Также пригодятся в работе чувство юмора и терпение. Где же обучиться всему этому? В настоящее время это представляется проблемой, поэтому будущему педагогу придется самостоятельно искать способы получения необходимой информации по этой теме. Ситуацию не спасает то, что появилось довольно много заведений, где обучают компьютерной анимации, а также курсов повышения квалификации по изучению компьютерных программ. Но ведь прежде чем делать фильмы на компьютере, нужно знать азы их создания. Компьютер - это средство, а не цель, о чем, к сожалению, часто забывают многие современные «аниматоры» и педагоги. В анимации компьютер - инструмент, который не заменит нехватку образования. Это все равно, что дать человеку без художественного образования кисти и краски и попросить нарисовать картину. Картину он, конечно, нарисует, но вот что это будет за картина… Так и с учебным фильмом: фильм-то сделать можно и не зная таких вещей как, например, написание сценария, но вот что это будет за фильм?..  Итак, мы предлагаем педагогам, прочитавшим эту статью и нашедшим в себе мужество заняться созданием учебных фильмов с элементами анимации (или анимационных фильмов) следующий алгоритм действий для получения необходимой для работы информации и практических навыков: искать и находить тех, кто уже делает анимационные фильмы с детьми с целью обмена опытом  (посещать  мастер-классы, конференции, открытые занятия); при необходимости получить дополнительное профессиональное образование – анимационное, информационно-техническое, сценарного мастерства и пр.; изучать и анализировать литературу по теме; продвигать учебные фильмы, созданные с детьми на различные фестивали детского творчества; способствовать созданию методической базы для развития анимационных студий для детей; принимать участие в  разработке психолого-педагогических исследований эффективности методики анимационного образования. 

 

Список литературы:

1.Актуальные проблемы инновационно-технологического образования: Материалы Международной научно-практической конференции 3-4 февраля 2012 г./ Под ред. Проф. Карачева А.А., доц. Козлова В.Г., доц. Зименковой Ф.Н.-М.:МПГУ, 2012.Кузнецова М.В., Зайцев А.Я. Проблема подготовки профессиональных кадров анимационного кино. С. 63.

2.Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №3 3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.

3.Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. М.: Институт Практической Психологии, 1996.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М. Просвещение, 1991.

5.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт Практической Психологии, 1997.

6.Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm

7. Усачев А. Сказочное воздухоплавание. М. Рипол. 2011.

8.Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор. Клуб 36`6, 2007.

9.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр «Академия», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» на 2013 - 2015 годы

I. Информационная справкаХарактеристика учрежденияНазвание образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детск...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...