Интерактивное обучение (формы и методы)
материал по информатике и икт по теме

Зус Анна Николаевна

   В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.   Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

  Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

Данная статья будет интересной и востребованной у педагогов, стремящихся к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interaktivnoe_obuchenie.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение

(формы и методы)

                                         

                                          Выполнили:

Плотникова Елена Ильинична,

                                                         Зус Анна Николаевна

        2013

Интерактивное обучение (формы и методы)

   В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

   Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

   Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога (рис.1) уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. [1]

   Целью интерактивного обучения  является общее развитие учащихся,

  1. предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении,
  2.  в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

  1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.  
  2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.  
  3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям
  4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез)
  5. Релаксация

Личностно-ориентированный подход в сочетании с деятельностным, развивающим подходами к обучению – методологическая основа интерактивного обучения. Особенность интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог.  Все это придает личностно-ориентированную, развивающую и творческую  направленность содержанию и процессу обучения в целом.

Ведущими формами интерактивного обучения является такие как диалоговые формы деятельности:

  1. «Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью группы).
  2. «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») – обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всей группе. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
  3. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учеников – участники форума, вступают в обмен мнениями с «аудиторией»
  4. «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (группы).
  5. «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.  

Современные методы обучения оличаются большим разнообразием и выбором (Приложение 2), каждый педагог имеет возможность выбора различных тенденций. Наиболее актуальными и востребованными интерактивными методами являются  Кейс – технологии:

Цель кейс-метода научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  1. анализировать информацию,
  2. сортировать ее для решения заданной задачи,
  3. выявлять ключевые проблемы,
  4. генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  5. выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Дополнительные эффекты  кейс-метода -  обучаемые получают коммуникативные навыки

  1. Развивают презентационные умения
  2. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  3. Приобретают экспертные умения и навыки
  4. Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  5. Надеемся, что изменяют мотивацию к обучению

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс,  относятся:

  1. метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)
  2. метод инцидента;
  3. метод ситуационно-ролевых игр;
  4. метод разбора деловой корреспонденции;
  5. игровое проектирование;
  6. метод дискуссии.

Достоинства интерактивного обучения:

  1. Расширение ресурсной базы
  2. Увеличивается степень мотивации
  3. Максимальная индивидуализация обучения
  4. Акцент на деятельность и практику
  5. Широкие возможности для творчества
  6. Прочность усвоения материала

Недостатки интерактивного обучения:

  1. Строгий лимит обучающихся
  2. Небольшой объем изучаемого материала
  3. Первоначально сформулированная тема может быть рассмотрена поверхностно, если ученики недостаточно подготовлены
  4. Требуется определенное количество времени

Список литературы:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)
  2. Методическое пособие составленное по материалам Шевченко Н.И., к.н.н. доцента  АПКиППРО