Представление числовой информации в компьютере
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Тупицына Ирина Игоревна

конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект и презентация227.25 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тема:

«Представление числовой информации в компьютере»

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию по теме «Представление числовой информации в компьютере»; создать условия для учебной и практической деятельности учащихся по ознакомлению с понятием «система счисления», видами систем счисления;
  2. содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
  3. создать условия для формирования потребности в получении новых знаний.

Оборудование:

  1. компьютеры;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. презентация «Представление числовой информации в компьютере»;
  5. обучающая программа С. Шведова.

Тип урока:

                комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный этап (1 – 2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (3 – 5 мин.)
  3. Изучение нового материала (12 – 15 мин.)
  4. Первичная проверка понимания нового материала (4 мин.)
  5. Применение знаний и способов действий (12 – 15 мин.)
  6. Информация о домашнем задании (2 мин.)
  7. Подведение итогов и результатов урока (2 – 3 мин.)
  8. Рефлексия (1 мин.)

Ход работы

Этапы урока

Содержание

Техника

организации

1. Организа-ционный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ирина Игоревна, этот урок информатики буду вести у вас я. Надеюсь, что все вы готовы к занятию, и настроены на работу.

Проверка готовности класса к уроку

2. Актуали-зация опорных знаний

Тема нашего урока «Представление числовой информации в компьютере». Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть историю возникновения чисел, поговорим о десятичной и двоичной системе счисления, о развернутой форме записи числа, т.е. узнаем, как с числами работает сам компьютер. Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради.

Беседа с учащимися

Слайд 1



3. Изучение нового материала

Вы, наверное, понимаете, что счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов.

Сначала люди  просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много».

Первыми понятиями математики были «меньше», «больше» и «столько же». Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбой по ножу, чтобы обмен между племенами состоялся.

Запомнить большие числа было трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления.

Способов счета было придумано немало:
в разных местах придумывались разные способы передачи численной информации. Например, перуанцы употребляли для запоминания чисел разноцветные шнуры с завязанными на них узлами. Для запоминания чисел использовались камешки, зерна, ракушки и т.д.

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать.
Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д.

Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев. Археологами найдены такие «записи» при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10 – 11 тыс. лет до н. э.).

Самая распространенная на сегодняшний день нумерация – арабская. По мнению марроканского историка Абделькари Боунжира арабским цифрам  в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют фигуры.

Рассмотрим главное определение сегодняшней темы.

Система счисления – совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами.

Система счисления, к которой мы все привыкли, называется десятичной. Объясняется это название тем, что в ней используются десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Число цифр определяет основание системы счисления. Если число цифр – девять, то основание системы счисления равно десяти. В двоичной же системе существует всего две цифры: 0 и 1. Основание равно двум. Возникает вопрос, можно ли с помощью всего двух цифр представить любую величину. Оказывается, можно!

Вспомним принцип записи чисел в десятичной системе счисления. Значение цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от места расположения этой цифры в числе (говорят: от позиции цифры). Например, в числе 333 первая цифра справа обозначает три единицы, следующая – три десятка, следующая – три сотни. Этот факт можно выразить равенством:

33310 = 3*102+3* 101+3*100=300+30+3.

В данном равенстве выражение, стоящее справа от знака «равно», называется развернутой формой записи многозначного числа. Вот еще пример развернутой формы записи многозначного числа:

825710=8*103+2*102+5*101+7*100=8000+200+50+7.

Таким образом, с продвижением от цифры к цифре справа налево «вес» каждой цифры увеличивается в 10 раз. Это связано с тем, что основание системы счисления равно десяти.

Компьютер работает с числами в двоичной системе счисления. Эта идея принадлежит Джону фон Нейману, сформулировавшему в 1946 году принципы устройства и работы ЭВМ.

Вот пример многозначного двоичного числа:

1101012.

Двойка внизу справа указывает на основание системы счисления. Это нужно для того, чтобы не перепутать двоичное число с десятичным. Ведь существует же десятичное число 110101! Вес каждой следующей цифры в двоичном числе при продвижении справа налево возрастает в 2 раза. Развернутая форма записи данного двоичного числа выглядит так:

1101012=1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+1*20=5310.

Кроме двоичного представления информации в компьютере используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

В восьмеричной системе счисления числа записываются с помощью восьми цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Основание системы счисления – 8.

В шестнадцатеричной системе счисления используются следующие цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15). Основание системы счисления – 16.

Объяснение нового материала идёт

с опорой на материал презентации

Слайд 2







Слайд 3






Слайд 4










Слайд 5





Слайд 6





Слайд 7





















Слайд 7





Слайд 7






Слайд 8





Слайд 8









Слайд 8





Слайд 9



Слайд 9

4. Первичная проверка понимания нового материала

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое система счисления?

Система счисления – это определенные правила записи чисел и связанные с ними способы выполнения вычислений.

  1. Чему равно основание системы счисления?

Основание системы счисления равно количеству используемых в ней цифр. 

  1. Сколько цифр в двоичной системе счисления, и какие это цифры?

Двоичные числа – числа в двоичной системе счисления. В их записи используются две цифры: 0 и 1.

  1. Что значит развернутая форма записи двоичного числа?

Развернутая форма записи двоичного числа – это его представление в виде суммы степеней двойки, умноженных на 0 или на 1.

  1. С чем связано использование двоичных чисел в компьютере?

Использование двоичных чисел в компьютере связано с битовой структурой компьютерной памяти и простотой двоичной арифметики.

  1. Сколько и какие цифры используются в восьмеричной системе счисления?

Восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

  1. Сколько и какие цифры используются в шестнадцатеричной системе счисления?

Шестнадцать цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15).

Беседа с учащимися, вопросы отражаются на экране

Слайд 10







Слайд 11










Слайд 12

5. Примене-ние знаний и способов действий

А теперь познакомимся с историей возникновения некоторых систем счисления.

Ваша задача: прочитать материал презентации и заполнить таблицу:

Позиционные системы счисления

Непозиционные системы счисления

Название системы счисления

Способы представления числа

Название системы счисления

Способы представления числа





  1. На какие два вида можно разделить все системы счисления?

Существует два вида систем счисления: непозиционные системы счисления (римская система счисления) и позиционные системы счисления.

  1. Почему они так называются?

В позиционной системе счисления записи различаются расположением цифр,    т. е.  позицией.

Слайд 12

Учащиеся эсперимен-тальной группы работают с программой С. Шведова

6. Информа-ция о домашнем задании

Запишите домашнее задание:

  1. Материал лекции.

Слайд 12

7. Подведе-ние итогов и результа-тов урока

Подведём итоги урока. Что нового вы сегодня узнали? Что вызвало затруднения? Что вам запомнилось сегодня на уроке?

Оценки сегодня получили: …

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

8. Рефлексия

Как бы вы оценили свою работу на уроке и почему?

Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представления числовой информации

Представления числовой информации  с помощью систем счисления...

Конспект урока информатики, 10-й класс Представление числовой информации в компьютере

Цели урока: Образовательные:     расширить представление о различных системах счисления;     научить переводить числа, представленные в различных позиционных система...

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Урок + презентация по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления." Урок предназначен для учеников 9 класса обучающихся по учебнику Н.Д.Угринович....

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР. На уроке вводятся следующие понятия:число, цифрасистема счисления;"алфавит" системы счисления;классификация систем счисления;свёрнутая и развёрнута...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ

Презентация по информатике на тему: "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ"...

Презентация "Представление числовой информации в памяти компьютера"

Это презентация для объяснения темы " Представление числовой информации в памяти компьютера" в 9 классе....