Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса "Занимательная информатика" составлена на основе авторских программ Л. Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bosova6.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

Утверждена

Приказом   №_____от «___»_________2015г.

Директор ______Л. В. Антонова

Рабочая программа факультативного курса
по информатике и ИКТ

для учащихся 6 – го класса

«Занимательная информатика»

Принята на                                                                                                                                    

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № _________                                              

от «___» __________2015г

Руководитель РМО ______

Принята

педагогическим советом                                        

Протокол № __________                                        

от «___» ___________2015г

с. Ишим 2015

Содержание:

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3

Содержание программы ………………………………………………………………………5

Календарно – тематический план..……….…………………………………………..……….10

Список литературы…………………………………………………………………………….13


Пояснительная записка

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.  В базисном учебном плане  предусмотрено преподавание информатики во 2-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и  базовым  курсом  информатики, который   начинается  с  8  класса  (8  - 9 класс) этим связующим звеном и будет являться факультативный курс по информатике «Занимательная информатика». Рабочая программа факультативного курса по информатике «Занимательная информатика» составлена на основе следующих документов:

​ Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089;

​ авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 21;
  • творческая работа – 1.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

5

7

2

Человек и информация

13

6,5

6,5

3

Алгоритмы и исполнители

10

5

5

Итого:

35

16,5

18,5


Содержание программы

Тема 1. Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Создание проекта по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

·требования к организации компьютерного рабочего места;

·виды прикладных программ, основные операции с файлами;

· виды систем счисления;

·виды объектов текстовой информации;

·алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;

связь между единицами измерения информации.

Уметь:

·различать виды информации по способам ее восприятия;

·приводить примеры обработки информации на компьютере;

·определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

·создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;

·запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание;

·сохранять документы;

·приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

·выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;

·переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;

·редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи;

·создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;

·создавать нумерованные списки;

·переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Тема 2.Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. .Создание  таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение  графического  редактора Paint.

Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №11Рисунок на свободную тему.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·достоинства и недостатки представления информации в виде текста;

·способы познания человеком мира через органы чувств;

· логические приемы оперирования с понятием;

·отличия текстового редактора и процессора;

· основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;

·возможности графического редактора Paint;

·виды определений, требования к построению родовидового определения;

·требования классификации, признаки классификации;

·виды суждений;

·правила получения умозаключений.

Уметь:

·создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;

 создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;

·получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;

·создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;

·применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;

·различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы;

·устанавливать логические отношения;

·делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;

·классифицировать понятия по определенному признаку;

·создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;

· встраивать в текст  графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

·понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

·приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

· различать необходимые и достаточные условия;

·уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

·уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Тема 3. Алгоритмы и исполнители

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 15.  Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №16  Создание слайд-шоу.

Практическая работа №17  Знакомство со средой программирования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·пошаговое исполнение алгоритма;

·способы описания алгоритмов;

·понятие  блок-схемы, обозначения блоков;

·правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;

·правила записи разветвленного алгоритма;

·понятие цикла, его разновидности.

Уметь:

·записывать алгоритм известными способами;

·составлять линейные алгоритмы;

 записывать алгоритмы различными способами;

·разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

·использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;

·составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;

·создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;

·составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;

·выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

·иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

·иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.


Календарно-тематический план

Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практика

Дата

Компьютер и информация (12 ч).

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

 

 

2

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

1

0,5

0,5

 

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

0,5

0,5

 

 

4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5

 

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

 Работа с приложением Калькулятор

1

0,5

0,5

 

 

6

Тексты в памяти компьютера.

 Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

0,5

0,5

 

 

7

Кодирование текстовой информации.

 Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

0,5

0,5

 

 

8

Практическая работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

 

1

 

 

9

Растровое кодирование графической информации

Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

1

0,5

0,5

 

 

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки»

1

0,5

0,5

 

 

11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки» (задание 4)

1

0,5

0,5

 

 

12

Создание проекта

1

 

 1

 

 

Человек и информация (13 ч).

13

Информация и знания.

Практическая работа №6 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

14

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 (задания 3-4)

1

0,5

0,5

 

 

15

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7

1

0,5

0,5

 

 

16

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

17

Структурирование и визуализация информации

1

1

 

18

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 (задание 3)

1

0,5

0,5

 

 

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №8 (задания 4-5)

1

0,5

0,5

 

 

20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

21

Определение понятия.

Практическая работа №9 (задания 3-6)

1

0,5

0,5

 

 

22

Классификация.

Практическая работа №8 (задания 7-8)

1

0,5

0,5

 

 

23

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

24

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 3-4)

1

0,5

0,5

 

 

25

Создание проекта

1

 

 1

 

Алгоритмы и исполнители (10 ч).

26

Что такое алгоритм. Практическая работа №11

1

0,5

0,5

 

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

0,5

0,5

 

 

28

Формы записи алгоритмов

1

 

1

 

29

Линейный алгоритм

Практическая работа № 12

1

0,5

0,5

 

 

30

Линейный алгоритм

Практическая работа № 13

1

0,5

0,5

31

Алгоритмы с ветвлениями.

 Практическая работа № 14

1

0,5

0,5

 

 

32

Алгоритмы с ветвлениями.

 Практическая работа № 15

1

0,5

0,5

33

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №17

1

0,5

0,5

 

 

34

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №18

1

0,5

0,5

35

Создание проекта

1

 1

 

 

 


Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows илиAlt Linux.
  2. Пакет офисных приложений  MS Office или OpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

1.  Файлы и папки.

2.  Цифровые данные.

3.  Единицы измерения информации.

4.  Информация и знания.

5.  Чувственное познание.

6.  Мышление.

7.  Понятие.

8.  Содержание и объем понятия.

9.  Отношения между понятиями.

10.  Суждение.

11.  Умозаключение.

12.  Алгоритмы и исполнители.

13.  Типы алгоритмов.

14.  История счета и систем счисления.

15.  История вычислительной техники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса "Создание компьютерной презентации" составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.

Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....