Факультативный курс «Основы программирования на языке Turbo Pascal ». (для 10-11 классов, 1 час в неделю.)
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

Арапова Елена Викторовна

В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавания информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с тем ФИПИ требует знаний учащихся в старом объеме курса информатики, особенно в части знания программирования. Так из 32 экзаменационных заданий 11 – проверка знаний алгоритмизации и программирования.

Переход на профильное преподавание информатики, задачу подготовки к ЕГЭ не решает по ряду объективных причин. Статистика итогов проведения ЕГЭ по информатике показывает, что умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности составляет всего 12%. Приказ МО РФ №365 ставит задачу значительного улучшения преподавания информатики и в частности программирования, так как для поступления на многие инженерные специальности требуется сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Факультатив по языку программирования Pascal предназначен для практического изучения языка программирования различными способами.

Базовый курс информатики и ИКТ содержит три фундаментальных раздела -  «Алгоритмы», «Программирование» и «Информационное моделирование». Эти разделы представляют собой фундамент заданий ЕГЭ по информатике. Федеральная предметная комиссия по информатике на основе результатов единого государственного экзамена по информатике отмечает, что в КИМ отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Экзаменуемому требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

В частности на уровне воспроизведения знаний проверяется из трех выше перечисленных разделов фундаментальный теоретический материал:

         - понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

         - основные алгоритмические конструкции;

         - основные элементы программирования;

         - основные элементы математической логики;

         - основные типы информационных моделей;

         - программное обеспечение;

Умения применять свои знания в стандартной ситуации входят во все три части экзаменационной работы:

         -  использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

         - формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;

         - создавать и преобразовывать логические выражения;

         - оценивать результат работы известного программного обеспечения;

         - формулировать запросы к базам данных;

Умения применять свои знания в новой ситуации входят во вторую и третью части работы:

         - решать сложные логические высказывания;

         - анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его  в соответствии с заданием;

         - реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Приемные комиссии вузов указывают, что именно задачи на программирование являются для них определяющими при принятии решения о приеме абитуриентов на обучение.

Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Из выше сказанного следует, что нельзя значительно сокращать раздел алгоритмизации и программирования. Чтобы этого не было и вводится факультатив в 10-11 классе.

Предлагаемый факультатив поможет научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

 

Цели курса:

  • научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

 

Задачи курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач на компьютере и самостоятельного приобретения новых знаний.
  • Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач
  • Овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости
  • Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs10-11.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Основы программирования на языке Turbo Pascal ».

(для 10-11 классов, 1 час в неделю.)

Составил учитель информатики МОУ СОШ№47

Арапова Е.В.

Владимир 2011.


Программа факультативного курса составлена, используя опыт работы учителей информатики МОУ МУК №3 города Костромы в течение 1990-2009 г.г.

Пояснительная записка.

В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавания информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с тем ФИПИ требует знаний учащихся в старом объеме курса информатики, особенно в части знания программирования. Так из 32 экзаменационных заданий 11 – проверка знаний алгоритмизации и программирования.

Переход на профильное преподавание информатики, задачу подготовки к ЕГЭ не решает по ряду объективных причин. Статистика итогов проведения ЕГЭ по информатике показывает, что умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности составляет всего 12%. Приказ МО РФ №365 ставит задачу значительного улучшения преподавания информатики и в частности программирования, так как для поступления на многие инженерные специальности требуется сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Факультатив по языку программирования Pascal предназначен для практического изучения языка программирования различными способами.

Базовый курс информатики и ИКТ содержит три фундаментальных раздела -  «Алгоритмы», «Программирование» и «Информационное моделирование». Эти разделы представляют собой фундамент заданий ЕГЭ по информатике. Федеральная предметная комиссия по информатике на основе результатов единого государственного экзамена по информатике отмечает, что в КИМ отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Экзаменуемому требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

В частности на уровне воспроизведения знаний проверяется из трех выше перечисленных разделов фундаментальный теоретический материал:

        - понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

        - основные алгоритмические конструкции;

        - основные элементы программирования;

        - основные элементы математической логики;

        - основные типы информационных моделей;

        - программное обеспечение;

Умения применять свои знания в стандартной ситуации входят во все три части экзаменационной работы:

        -  использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

        - формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;

        - создавать и преобразовывать логические выражения;

        - оценивать результат работы известного программного обеспечения;

        - формулировать запросы к базам данных;

Умения применять свои знания в новой ситуации входят во вторую и третью части работы:

        - решать сложные логические высказывания;

        - анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его  в соответствии с заданием;

        - реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Приемные комиссии вузов указывают, что именно задачи на программирование являются для них определяющими при принятии решения о приеме абитуриентов на обучение.

Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Из выше сказанного следует, что нельзя значительно сокращать раздел алгоритмизации и программирования. Чтобы этого не было и вводится факультатив в 10-11 классе.

Предлагаемый факультатив поможет научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

Цели курса:

  1. научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

Задачи курса:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач на компьютере и самостоятельного приобретения новых знаний.
  2. Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач
  3. Овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости
  4. Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

Тематическое планирование учебного материала.

Название темы.

Кол-во часов.

Тематическое планирование учебного материала для 10 класса.

Знакомство с редактором Turbo Pascal 7.0. Стандартные функции. Математические вычисления. Структура программы. Оператор вывода.

1

ЭВМ в режиме калькулятора.

1

Линейная программа.

1

Решение физических задач.

2

Оператор условного перехода

1

Оператор условного перехода. Логические связки AND, NOT, OR.

1

Оператор условного перехода. Операторные скобки BEGIN...END.

Решение квадратного уравнения.

1

Оператор варианта

1

Вычисление площадей фигур

2

Циклические процессы. Цикл с предусловием (цикл "ПОКА").

2

Циклические процессы. Цикл с постусловием (цикл "ДО").

2

Циклические процессы. Цикл с заданным параметром (цикл “ДЛЯ”).

2

Сумма. Произведение. Табулирование

2

Применение ширины поля вывода и оператора GOTOXY(x,y).

1

Вложенные циклы. Таблица Пифагора

1

Процедуры.

1

Процедуры. Локальные и глобальные переменные.

1

Процедуры с параметрами. Параметры-значения, параметры-переменные

3

Функции.

3 часа

Повторение.

3

Резерв.

2

Тематическое планирование учебного материала для 11 класса.

25. Строковые функции. Процедуры над строковыми функциями.

Обработка строковых величин.

3

МАССИВЫ. Заполнение и вывод массивов.

2

Суммирование элементов массива

1

Сумма элементов массива по условию.

2

Определение числа элементов массива  по условию.

2

Сумма двух одинаковых по размеру массивов.

1

Объединение двух массивов с чередованием элементов.

2

Инвертирование массива.

1

Формирование массива из элементов другого массива, по заданному условию.

2

Поиск максимального элемента в массиве с запоминанием его положения (индекса).

1

Поиск заданного элемента в массиве.

1

Упорядочение массива.

3

Матрицы. Ввод и вывод матриц.

1

Сумма элементов матрицы.

1

Вычисление следа матрицы. Вычисление суммы элементов строк матрицы.

3

Записи.

1

Файлы.

1

Задачи оптимизации

3

Знакомство с IBM.

2

Резерв.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов «Структуры данных в языке Turbo Pascal» к разделу «Алгоритмизация и программирование» курса информатика и ИКТ в профильной классах.

Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по  темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ....

Элективный курс "Основы программирования на языке Pascal" 10 класс

Данный элективный курс расчитан на изучение в 10 классе. Предполагается расширение базового курса информатики за счет введения электива, который расширяет программу. Элективный курс направлен на изуче...

Пособие по программированию на языке Turbo Pascal

Данный учебник представляет собой пособие по программированию на языке Turbo Pascal. Текст построен в виде практического применения языка. Сопровождается большим количеством иллюстративных, демон...

«Программирование прикладных задач на языке Turbo Pascal» Колесниченко Е.В.

Пояснительная запискаПрограмма определяет содержание элективного курса «Программирование прикладных задач на языке Turbo Pascal». Предназначена для обучающихся 10-11 классов информационно-технологичес...

Тест по программированию в среде Turbo Pascal. 9 класс

Тестироваиние по теме "Тест по  программированию в среде Turbo Pascal" 9 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы

Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы...

Программа элективного курса "Основы программирования на языке Python"

Программа элективного курса "Основы программирования на языке Python"...