Урок - путешествие: «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Шубенина Ольга Александровна

 

 

Урок - путешествие:  «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»

Класс: 6

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

Задачи:

образовательные:

  •  сформировать понятия алгоритма, исполнителя;
  •  изучить свойства и способы описания алгоритмов;
  •  продолжить знакомство с программой Paint
  • связать полученные знания с практическим применением.

развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей ребенка ;
  • развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
  • развить художественный вкус и творческое воображение, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

воспитательные

  • воспитать в ребёнке творческое восприятие мира;
  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  • воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Методы и формы работы на уроке:

  • словесный – беседа;
  • наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
  • практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.

 Оборудование и пособия:

  • компьютеры;
  • мультимедийная установка;
  • программа графический редактор Paint;
  • карта – практикум для учащегося;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie.rar395.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - путешествие:  «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»

Класс: 6

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

Задачи:

образовательные:

  1.  сформировать понятия алгоритма, исполнителя;
  2.  изучить свойства и способы описания алгоритмов;
  3.  продолжить знакомство с программой Paint
  4. связать полученные знания с практическим применением.

развивающие:

  1. способствовать развитию творческих способностей ребенка ;
  2. развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
  3. развить художественный вкус и творческое воображение, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
  4. способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

воспитательные

  1. воспитать в ребёнке творческое восприятие мира;
  2. создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  3. воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Методы и формы работы на уроке:

  1. словесный – беседа;
  2. наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
  3. практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.

 Оборудование и пособия:

  1. компьютеры;
  2. мультимедийная установка;
  3. программа графический редактор Paint;
  4. карта – практикум для учащегося;

План урока:

1.Организационно – психологический момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела информатики «Алгоритмы и исполнители». Это очень важный раздел информатики и прошу отнестись к его изучению очень внимательно.

Цель нашего урока – узнать, что означает термин “Алгоритм”, познакомиться с линейным алгоритмом.

2.Повторение пройденного материала.

  Алгоритм – конечная последовательность шагов (команд) в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. (слайд 4)

   

Любой алгоритм можно изобразить графически или описать словами. И словесный, и графический алгоритмы должны быть понятны исполнителю. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере, даже если надо выполнить несложную задачу.

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми быд родом из Хорезма, на что указывает его имя. Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, круп-ным научным центром Востока. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Ссылаясь на его книгу, европейцы упоминали: «Так говорил Алгоритми...» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами. (слайд 5)

Блок схема – это графическое изображение алгоритма.

Правила изображения блок-схемы. (слайд 6)

Сами того не замечая, мы используем в повседневной жизни алгоритмы, составленные самостоятельно или другими людьми. Алгоритмом можно назвать и рецепт приготовления блюда, и инструкцию по использованию бытового прибора, и процесс шитья платья, описанный в журнале мод.

Например, выполняя инструкции, указанные в рецепте пирога, человек может не знать, что должно получиться в итоге и не иметь кулинарного опыта, но, тем не менее, он достигнет конечного результата, то есть испечет пирог, возможно даже съедобный.

Пример составления алгоритма:

Вот алгоритм , который составила мачеха для Золушки:

Перемой-ка всю посуду.

Да натри полы повсюду,

Дров на месяц наколи,

Кофе на год намели,

Посади среди цветов

Сорок розовых кустов,

И, пока не подрастут,

Подметай дорожки тут

3.Изучение нового материала.

Линейные алгоритмы состоят из команд, которые выполняются последовательно.

Например, при “ решении задачи” сварить борщ - все действия   выполняются одно за другим. Они как бы выстраиваются в одну линию.  Отсюда  и  название  –  линейный.

Мы использовали два разных способа записи алгоритмов: словесный и с помощью рисунков. Главное - точно и понятно описать шаги алгоритмов. Слайд 9. Исполнителем для разобранных нами алгоритмов является человек. В каком виде нужно написать алгоритм, чтобы его исполнителем был компьютер? В виде программы. Это еще один вид записи алгоритмов.

Итак, запишем в тетрадях способы записи алгоритмов. Слайд 10.

  1. Словесный или словесно-формульный – рассчитан на исполнителя-человека.
  2. Графический – с помощью геометрических фигур, для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере.
  3. Программный – для исполнителя-компьютера.

 4.Практическая работа. Творческое применение знаний.

1.Групповая работа.(10 мин.)

А теперь проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое алгоритм и как правильно описать шаги алгоритмов. Предлагаю вам поиграть в игру. Разделитесь  на 3 группы. Первая группа – придумает и запишет алгоритм выполнения какого-нибудь задания, вторая группа или представитель из нее – выполнит это задание по алгоритму, написанному первой группой, а третья группа попытается восстановить алгоритм по увиденному. Затем сравним алгоритм, написанной первой группой и третьей.

2. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.(5 минут)

Продолжаем наш урок. Для того, чтобы правильно задавать последовательность шагов, т.е. –алгоритм, необходимо правильно и четко формулировать команды. В этом нам поможет следующее задание. Задание в виде карточек раздается по вариантам.

Укажите те задачи, которые вы считаете четко сформулированными:

  1. Измерить температуру.
  2. Помыть посуду.
  3. Купить что-нибудь в магазине.
  4. Починить велосипед.
  5. Взять книгу.

    1.Прочитать рассказ.

     2.Купит молока.

     3.Узнать прогноз погоды на завтра.

     4.Сделать уроки.

     5.Полить розу.

Поменяйтесь с соседом по парте своими карточками и давайте вместе проверим ваши работы.

Физминутка под музыкальное сопровождение(2минуты)

3.Коллективная работа. (7 минут)

Логические задания. Слайд 11.

Из каких геометрических фигур составлены человечки? Слайд 12.

Какой человечек лишний? Слайд 13,14.

Какой цветок пропущен? Слайд 15,16.

4.Практическая работа на компьютере (10 минут)

Нарисовать в программе Paint рисунок по образцу и записать алгоритм рисования в программе WordPad или программе Блокнот. Слайд 17.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали что такое алгоритм, познакомились с его свойствами, способами записи. Научились составлять алгоритмы, четко формулировать команды.

Домашнее задание. Составить алгоритм рисования светофора.

    Рефлексия учащихся.

Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что и вам тоже урок понравился и предлагаю оценить сегодняшний урок. Для этого, выделите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему впечатлению от прошедшего урока, который вы нарисовали при выполнении практической работы и предварительно скопировав, вставьте его в новое окно программы Paint.

Всем большое спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "линейное уравнение и его корни"

использование дидактических игр при изучении нового материала, дифференцированный подход в обучении...

Урок по информатике "Линейный алгоритм"

Данный урок проводится в группе продавцов. Рассматриваются линейные алгоритмы. Прослеживается связь между профессией и предметом информатики.  Цели урока:·создать условия для формирования у ...

Урок по информатике "Линейный алгоритм"

Данный урок проводится в группе продавцов. Рассматриваются линейные алгоритмы. Прослеживается связь между профессией и предметом информатики.  Цели урока:·создать условия для формирования у ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

Конспект урока по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс

Конспек урока информатики в 6 классе по теме "Линейный алгоритм" ....

Открытый урок по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс

Данная разработка урока позволяет провести на высоком уровне урок в 6 классе по теме "Линейные алгоритмы"...