Моделирование зависимостей между величинами
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Елена Николаевна Горбачёва

Урок в 10 классе по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс.  "Моделирование зависимостей между величинами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_itog2.doc45.5 КБ
Файл uchitel_goda_itog.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Горбачёва Елена Николаевна,

учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ с УИОП №16, г. Комсомольск-на-Амуре

Урок информатики в 10 «Б» классе

Тема: «Моделирование зависимостей между величинами»

Цели: формировать универсальные учебные действия:

  1. познавательные УУД (образовательная): создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение заданий с использованием опоры, дополнительного материала.
  2. коммуникативные УУД (развивающие): сотрудничество учеников в группе, планирование совместной деятельности.
  3. регулятивные УУД (развивающие): контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
  4. личностные УУД (воспитательные): проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Технологический комплекс урока (педагогические технологии): групповая, ИКТ, деятельностная, интерактивная.

Оборудование: учебник по информатике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов»/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, 2008 г., раздаточный материал, презентация, мультимедиа проектор, компьютер, флипчарт.


Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Продолжительность: 1 -2 минуты.

 «Единственный путь, который ведет к знаниям – это  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»                                                                                                                Б. Шоу;

Приветствие.

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

И доброе утро длится до вечера!

- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!


2. Актуализация и Целеполагание.

Продолжительность: 5 -7 минут.

Методы: создание проблемной ситуации.

- Итак, приступим. Перед вами на слайде пословицы:

  1. Дальше в лес, больше дров.
  2. Тише едешь, дальше будешь.
  3. Подальше положишь, поближе возьмешь.
  4. Как аукнется, так и откликнется.

- Определите слово, которое объединяет все эти пословицы. (зависимость)                                                                 ЗАВИСИМОСТЬ

- На каких уроках вы встречались с этим понятием?

(на математике и физике)

- А между чем бывает зависимость?

(между величинами)                                                         ВЕЛИЧИНЫ

- Какая зависимость может быть между величинами

(прямая и обратная).

- А теперь посмотрите на слайд. Как одним словом можно назвать эти изображения

(МОДЕЛИ)                                                                         МОДЕЛИ

- Что мы можем моделировать? (объекты, процессы, явления)

- Какие виды моделей вы знаете? (материальные и информационные – вербальные, графические, табличные, математические)

- Замечательно, у вас на столах лежат фразы. Расположите их в нужном порядке и дайте определение тому понятию которое у вас получилось.

         ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ

- Чему будет посвящен наш УРОК?  Попробуйте предположить тему нашего урока.

(Я предлагаю каждой группе выдвинуть свою версию темы) ФЛИПЧАРТ

(Демонстрация слайда с ТЕМОЙ)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ.

(Анализ совпадения темы или нет)

- Замечательно!

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Самостоятельная работа.

Продолжительность: 10-15 минут.

Формы работы: групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

- Ребята – сегодня вы школьники, а через год какой статус Вы обретёте? (выпускники)

- Да ребята, это очень важный статус в социализации каждого человека.

А вот интересно, на ваш взгляд, кто играет самую значимую роль в вашей социализации.

Я, семья, школа, общество (вывести на слайд в виде списка +5 ?)

- С помощью диаграммы определите какой из этих институтов играет важнейшую роль.

(вынести результаты работы групп на доску – эскизы круговой диаграммы)

Обоснование

4 агента социализации – создают условия ВАШЕЙ успешности в обществе

Каково оптимальное соотношение этих агентов?

А для это нам необходимо определить модель выпускника школы 21 века.

- Сегодня я предлагаю Вам построить информационную модель выпускника школы, определить в этой модели величины и установить между ними зависимости.

- У вас на столах лежат составляющие модели выпускника 21 века, модель, описанная в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.

Определите, с вашей точки зрения 5 основных составляющих модели и проранжируйте их. По условиям нашей работы у вас есть право добавить еще одну не  входящую в этот набор составляющую.

- Ваша задача: оперативно обсудить в группе модель будущего выпускника и реализовать её в виде компьютерной информационной модели. Необходимо будет защитить свою модель и описать зависимости между величинами.

Далее вы выводите на  печать 5 экземпляров своей работы. После чего занимаете свои рабочие места.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Продолжительность: 9-11 минут.

 

-У каждого из вас на парте ваша модель и модели других групп.

Попробуйте обосновать целесообразность выбора именно этих величин и установить зависимости между ними.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 4-5 минуты.

Мы должны определить, можем ли достичь идеальной модели с вашей точки зрения при таком соотношении агентов социализации.

Сейчас я предлагаю вам внести коррективы в вашу диаграмму, либо оставить её без изменения, если у вас все совпадает

(на доске в итоге перед рефлексией 2 диаграммы каждой группы + распечатка модели)

(величина Я, общество, семья, школа и как следствие зависимость модели от этих величин)

Мы с вами видим, что все в нашей жизни зависит от различных величин, условий, факторов. Но, на мой взгляд, самым важным агентом социализации, самым главным фактором, величиной – являюсь Я САМ!!!! И мы с вами это увидели в наших проектах.

Итак, я предлагаю каждой группе сформулировать жизненный девиз (кредо) выпускника в форме слогана, девиза или лозунга.

Я желаю, чтобы все ваши планы, желания мечты сбылись

ПРИТЧА О БАБОЧКЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горбачева Елена Николаевна учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ с УИОП №16 г. Комсомольск-на-Амуре Моделирование зависимостей между величинами

Слайд 2

«Единственный путь, который ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Б. Шоу

Слайд 3

Дальше в лес, больше дров. Тише едешь, дальше будешь. Подальше положишь, поближе возьмешь. Как аукнется, так и откликнется.

Слайд 5

5 материальные (физические, предметные) модели : информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта, процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром : вербальные – словесные или мысленные знаковые – выраженные с помощью формального языка графические (рисунки, схемы, карты, …) табличные математические (формулы) логические (различные варианты выбора действий на основе анализа условий) специальные (ноты, химические формулы)

Слайд 6

ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ II. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА МОДЕЛИРОВАНИЯ III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ I V . ЭКСПЕРИМЕНТ С МОДЕЛЬЮ V. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Слайд 7

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ

Слайд 8

Общество Школа Семья Я ? В Ы П У С К Н И К

Слайд 10

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато , куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА УРОК! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин (перемещение и скорости) от времени.

Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин (перемещение и скорости) от времени....

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»

Урок - игра "Как я стал учителем математики" подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны....

Перевод единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями, запись чисел в стандартном виде.

Представлена презентация к уроку, проводимого в рамках повторения в конце года курса алгебры 9 класс, подготовка к выпускному экзамену.. Цель: обощение умений, связаннных с единицами измерений....

Моделирование зависимостей между величинами

Цель урока:Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.Учащиеся должны уметь:...

Прямая и обратно пропорциональная зависимости между физическими величинами

В настоящее время в своей работе особое внимание уделяю освоению одной из инновационных технологий - технологии  модерации и методу проектов,  которые позволяют использовать активн...

Открытый урок по информатике "Моделирование зависимостей между величинами" в 11 классе

Интегрированный урок информатики и физики при использовании проектно-исследовательской технологии....

Презентация Исследование статистической зависимости между двумя случайными величинами методами математической статистики

Данная презентация представляет собой исследовательскую работу учащихся. Основная цель работы – проверить зависимость между ценообразованием на бананы и апельсины в различных магазинах города Но...