Методическая разработка урока по теме: "Единицы измерения информации"
методическая разработка (информатика и икт, 6 класс) на тему

Сидорова Ирина Валентиновна

Урок по теме: "Единицы измерения информации", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока495.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.92 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по информатике в 6 классе.

Тема урока: Единицы измерения информации.

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
  2. Дать представление о единицах измерения информации;
  3. Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-задания, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания:

- Что мы с вами узнали на последнем уроке? (Векторное кодирование изображений)

- Что значит закодировать в цифровом виде  графическую информацию векторным способом? (закодировать в цифровом виде  последовательность команд для создания изображения)

- Какие способы представления в цифровом виде графической информации вы знаете? (растровый и векторный)

- Какие данные называют цифровыми?  ( представленные в двоичном виде)

- Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?  ( компьютер работает только с информацией представленной в двоичном виде)

- Как можно  представить память компьютера? ( лист бумаги в клеточку)

- Какую информацию можно представить в цифровом виде? ( графическую, текстовую, числовую, звуковую)

   3.Изучение нового материала:

Итак, ребята, мы с вами уже знаем, что вся информация в компьютере представляется в цифровом виде. С помощью нулей и единиц можно представить и текстовую, и графическую, и звуковую информацию. При кодировании текстовой информации каждому символу ставится в соответствие цепочка из 0 и 1. Изображения в памяти компьютера тоже кодируются с помощью 0 и 1. И очень часто важно знать какой объем памяти занимает та или иная информация.

Так вот, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации и как подсчитать объем информации.

Итак,  тема нашего урока: «Единицы измерения информации». Слайд

Откройте тетради и запишите тему. Слайд

- Вам известны единицы измерения длины? Каковы они? (миллиметры, сантиметры, метры, километры).

- В чем измеряется масса? (в граммах, килограммах, центнерах, тоннах).

- В чем измеряются углы? (в градусах).

- Время? (в секундах, минутах, часах).

А в чем же измеряется количество информации?

В этом нам поможет кроссворд.

Слайд  (раздаются листы с кроссвордом)

1.Системный …(БЛОК)

2. У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется … (ДИСПЛЕЙ).

3. Тут нам надо разобраться.

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент.

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ...(ПРИНТЕР)

- И так, посмотрите внимательно на заполненный кроссворд и найдите ключевое слово, которое мы не раз произносили во время предыдущих уроков.

- Правильно БИТ. Бит  - это 0 или 1 в двоичном коде.

- Таким образом, мы с вами выяснили единицу измерения информации  -  БИТЫ.

- 1 бит – это самая маленькая единица измерения информации, но она очень мала и кодировать информацию с помощью 1 бита очень громоздко. Поэтому существуют более крупные единицы измерения информации.

И снова нам поможет кроссворд.

(листы с кроссвордом лежат на столах у учащихся)

  1. Самая маленькая единица измерения информации? (БИТ)
  2. Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ... (МЫШКА)

  1. Под дисплеем – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)

  1. Там веселых игр десятки

Друг за другом, по порядку!

Блок системный все, что нужно,

У нее узнает. Дружно

Трудятся вдвоем

Утром, вечером и днем!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …..(ДИСКЕТА).

 Слайд  Проверка кроссворда

- Посмотрите внимательно, какую единицу измерения информации мы получили? (БАЙТ).

Слайд

- И так, бит и байт единицы измерения информации.

 Запишем в тетради: 1 байт – это 8битов.

Мы знаем что 1 символ текстовой информации кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц, т.е 1 байтом.

Зная это легко подсчитать объем информации в тексте. Надо просто сосчитать число символов. Полученное значение и будет информационным объемом данного текста, выраженным в байтах.

Давайте подсчитаем информационный объем слова «ИНФОРМАТИКА»

Слайд

А теперь, найдите информационный объем ваших ФАМИЛИЯ ИМЯ (пробел тоже символ). Задание выполните в тетради.

_______

Бит самая маленькая единица измерения информации, однако и байт невелик.

Слайд

Например, небольшая книжка содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, а в каждой строке – 60 символов (включая пробелы). Значит, страница содержит 40*60 = 2400 байт информации. Далее полученную величину умножим на число страниц:

2400*150 = 360 000байт.

Уже на этом примере видно, что байт «мелкая» единица. Представьте, если нужно, например, измерить информационный объем целой библиотеки? В байтах это окажется громадным числом!

Поэтому для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы:

Слайд

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт;

1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;

1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

 Запишите  соотношение единиц в тетради.

А чтобы представить, что это за единицы измерения, посмотрите на экран

Слайд

- Давайте теперь поучимся переводить из одних единиц в другие

Примеры переводов

Слайды

4. Физкультминутка

Слайд

- Давайте обсудим:

  1. Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт и гигабайт? (единицы измерения информации)
  2. Как они связаны между собой? (каждая следующая в 1024 раза больше)
  3. Как подсчитать количество информации, передаваемое в символьном сообщении? ( подсчитать количество символов в сообщении)

________________

- Молодцы! А сейчас перейдем к компьютерному практикуму. На предыдущем уроке вы в текстовом редакторе Word делали нумерованные списки, а сегодня мы научимся создавать маркированные списки.

Ваша задача состоит в том, чтобы  оформить в виде маркированного списка соотношение единиц измерения информации, а  потом подсчитать и записать информационный объем данного текста. Подробный алгоритм выполнения у вас в раздаточном материале:

___________________________________________________________________________

 5. Практическая работа «Маркированные списки».

1.Откройте текстовый процессор Word и наберите текст:

Соотношение единиц.

2. Перейдите на новую строку. Щелкните на кнопке   Маркеры   и наберите текст      (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter}):

  1. 1байт =8 битам
  2. 1К (килобайт)=1024байт
  3. 1Мб (мега байт) = 1024Кбайт
  4. 1Гб (гига байт) = 1024 Мбайт

3. Отмените продолжение списка 2 раза нажав клавишу {Enter}.

4.  Подсчитайте информационный объем данного текста в байтах и бита и полученные значения запишите под текстом.

5.  Сохраните файл в папке  (папка находится в папке Мои документы - 6 класс) под своим именем.

______________________________________________________________________

  6. Домашнее задание:

  1. § 1.4,  Р.Т:  № 43, № 44 ( стр. 38)
  2. Подсчитать информационный объем Ф.И.О родителей в битах.

 7.  Подведение итогов и рефлексия:

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал  ….

Я хотел бы узнать еще…

В процессе урока я испытывали трудности  в…

Себе за работу на уроке я поставил бы…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

Разработка урока информатики по теме "Измерение информации" (10 класс)

На уроке вводиттся понятие "измерение информации", рассматриваются вероятностный способ измерения информации (формулы Хартли и Шеннона)....

Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...

Методическая разработка урока по теме "Определение количества информации".

Презентация поможет учащимся в решении задач по определению количества информации....

Разработка урока "Алфавитный подход к измерению информации"

Презентация к уроку "Алфавитный подход к измерению информации"...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...