рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс Босова Л. Л.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

Вероника Викторовна Лесотова

 

  1. Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

  3. Босова Л. Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass12.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 6 класс

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по информатике, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
  5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО на 2012 – 2013 учебный год.
  6. Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Число часов по программе: 34. 1 час в неделю. Выпадает 1 урок 09.05.12г. в связи с государственным праздником.

Учебно-методический комплект, в который входят:  

  1. учебник Информатика и ИКТ – 6 класс Босова Л. Л. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. рабочая тетрадь. Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Методическое пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Мультимедийные пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.Lbz.ru; http://metodist.Lbz.ru

Программа рассчитана на 1 час в год (34 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

 

6 класс

практические работы

17

проверочные работы

-

контрольные работы

4

тест

-

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

  1. Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
  2. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 
  3. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Цели программы:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2. пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  4. воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  2. сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  3. сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  4. сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  5. сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  6. сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  7. сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:

  1. формирование обще учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов нами положены такие принципы, как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной  курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом, ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. "Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.

3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают, школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить, каждого  школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

6 класс

учащиеся должны:

  1. Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. Различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
  9. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  10. определять назначение файла по его расширению;
  11. выполнять основные операции с файлами;
  12. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  13. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  14. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  15. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Содержание программы

1. Компьютер и информация (11 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

2. Человек и информация (13 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создание таблиц.

Практическая работа №7. Таблицы. Размещение текста и графики.

Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Графические возможности текстового процессора Word.

Практическая работа №11. Рисунок на свободную тему.

3. Элементы алгоритмизации (9ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13. Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа №15. Работа с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №16. Создание слайд-шоу.

Практическая работа №17. Знакомство со средой программирования Qbasic.

Практическая работа №18. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №19. Исполнитель LINE.

Практическая работа №20. Исполнитель CIRCLE.

4. Итоговый мини-проект (1 ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

Календарно - тематическое планирование

        №

Дата проведения уроков

Раздел программы

Тема урока

Контроль

Практика

Примечание

по плану

факт

1

6.09

Компьютер и информация (11 ч)

Вводный инструктаж по ТБ

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

2

13.09

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

3

20.09

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

4

27.09

Двоичное кодирование числовой информации. 

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

5

4.10

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор.

6

11.10

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

7

18.10

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

8

25.10

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер и  информация»

Контрольная работа

Практическая контрольная работа: Создание документов в MS Word

9

1.11

Растровое кодирование графической информации

10

15.11

Векторное кодирование графической информации

Практическая работа №4 «Нумерованные списки» 

11

22.11

Единицы измерения информации

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

12

29.11

Человек и информация

Информация и знания 

Практическая работа №6 Создание таблиц» (задание 1,2)

13

6.12

Чувственное восприятие окружающего мира

Практическая работа №6 Создание таблиц» (задание 3,4)

14

13.12

Человек и информация (13 ч)

Понятие как форма мышления

Практическая работа №7 «Размещение текста и графики в таблице»

15

20.12

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Построение диаграмм» (задание 1,2)

16

27.12

Контрольная работа №2 по теме «Человек и информация»

контрольная работа

17

17.01

Содержание и объем понятия 

Практическая работа №8 «Построение диаграмм» (задание 3-5)

18

24.01

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задание 1-3)

19

31.01

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.  

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задание 4-7)

20

7.02

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задание 1,2)

21

14.02

Классификация

Практическая работа №10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задание 3)

22

21.02

Суждение как форма мышления

Практическая работа №11 Рисование в редакторе Word» (задание 1-3)

23

28.02

Умозаключение как форма мышления

Практическая работа №11 Рисование в редакторе Word» (задание 4-6)

24

7.03

Контрольная работа №3по теме «Человек и информация»

контрольная работа

25

14.03

Элементы алгоритмизации (9ч)

Понятие алгоритма. Исполнители вокруг нас.  

Практическая работа №12 Рисунок на свободную тему»

26

21.03

Формы записи алгоритмов

Практическая  контрольная работа: Создание графических объектов.

27

4.04

Линейные алгоритмы

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

28

11.04

Линейные алгоритмы

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

29

18.04

Алгоритмы с ветвлениями

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года»

30

25.04

Алгоритмы с ветвлениями

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года»

31

2.05

Алгоритмы с повторениями

Практическая работа №15 «Скакалочка»

32

16.05

Алгоритмы с повторениями

Практическая работа №15 «Скакалочка»

33

23.05

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмы и исполнители»

контрольная работа

Практическая работа № 16 «Работа с файлами и папками»

34

Итоговый мини-проект

Практическая работа №17 «Создание слайд-шоу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5-7 классы Босова

Рабочая программа по информатике 5-7 классы по учебнику Л.Л.Босова (1 час в неделю)...

рабочая программа по информатике 5-7 класс Босова

В архиве содержаться: пояснительная записка, КТП отдельно на каждый класс...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс Босова

Программа на 35 недель, по 1 часу в неделю...

Рабочая программа по информатике 5-7 класс (Босова)

Рабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1089 от ...

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л....

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л....