Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Цель: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке  блок – схем.

+ Презентация и самостоятельная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _.doc146 КБ
Office presentation icon _.ppt793 КБ
Microsoft Office document icon _2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов.

Цели: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке

            блок – схем.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Диктант. Учащиеся выполняют диктант,      Решение задач (одновременно с

                записывая ответы на листочках.     диктантом). 2 ученика у доски.

Вопросы диктанта.

1. Как обозначается блок означающий вычислительное действие (операцию присваивания)?

Ответ.  

2.  Как обозначается блок означающий ввод исходных данных, вывод результатов?

Ответ.

3. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм …

Ответ. … в котором в зависимости от истинности условия выполняется та или иная серия команд.

4. Как изображается в блок – схеме ветвление в полной форме?

Ответ.

                               да                                               нет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

5.Как оформляется в блок – схеме ветвление в неполной форме?

Ответ.

да                                                          

Теперь поменяйтесь листочками, проверьте, правильно ли ответили на вопрос ваш сосед и поставьте ему оценку (её определяет количество правильных ответов). (Ответы на слайдах).

Карточка №1. Функция y = f(х) задана графиком

                у

                1

        -1        х

Составьте блок-схему решения алгоритма.

Решение.

  -1, х < 0,

у =

           1, х ≥ 0.  

        да        нет

Карточка №2. Составить блок – схему алгоритма вычисления значения

                         функции

 х + а, при х < 10;

у =      х + в, при 10 ≤ х ≤ 23;

 х + а, при х > 23.

Решение.

        нет          да

        нет        да

                                           

Проверка.

2. Решение задач.

Задача 1.

Определить результат выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а и в (а = 2, в = 3). Значения занести в таблицу.

(На примере задания карточки №2).

х

выполнение алгоритма

у

5

5 < 10 ? да у = 5 + 2 = 7

7

10

10 < 10 ? нет 10 > 23 ? нет у = 10 + 3 = 13

13

25

25 < 23 ? нет 25 > 23 ? да у = 25 + 22

29

Задача 2.

Составить блок – схему алгоритма решения задачи. Переменной к присвоить номер четверти плоскости в которой находится точка с координатами х и у  (х ≠ 0, у ≠ 0).

Решение.

        х < 0       у                      х > 0

        у > 0        у > 0

        II         I

                III                        IV        х

      х < 0                        х > 0

      у < 0                                   у < 0

        

        да        нет

        

        да        нет        да        нет

Задача 3.  

Практикум. Игра «Ежиные тропы».

3.Самостоятельная работа.

I вариант

1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать

    учащимся).

 у =

        

        нет        да

        нет        да

        

2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите

    значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при

    заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе

    исполнения, занесите в таблицу.

        нет        да

а

в

х

у

19

5

II вариант

1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать

    учащимся).

Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.

        да        нет

        да        нет

2.

а

в

х

у

20

4

Осуществить самопроверку (ответы на слайдах).

Ответы: I вариант

1.

        нет        да

        нет

2.

а

в

х

у

19

5

38

24

16

6

32

22

13

7

26

20

10

8

20

18

7

9

14

16

       

               II вариант

1.

        да        нет

        да                нет

        

2.

а

в

х

у

20

4

40

24

17

5

34

22

14

6

28

20

11

7

22

18

8

8

16

16

4.Повторение.

  Приведите приведённую блок – схему в формульное описание (сведите все

  действия в одну формулу, если это возможно).

Ответ: S = .

5.  Итог урока. Кроссворд.        

Ответы. По горизонтали: 1. Программа. 4. Результат. 7. Ветвление. 8. Схема.

              По вертикали: 2. Алгоритм. 3. Аргумент. 5. Условие. 6. Бейсик.

6. Сообщение оценок.

7. Домашнее задание. Составить блок-схему алгоритма решения

    квадратного уравнения.

Условие

Серия 1

Серия 2

Серия 1

начало

Условие

ввод х

х < 0

у := -1

у := 1

вывод у

конец

начало

ввод х, а, в

х < 10

у := х + а

х > 23

у := х + в

у := х + а

вывод у

конец

начало

ввод х, у

х > 0

у > 0

у > 0

к := 1

к := 3

к := 4

к := 2

вывод к

конец

начало

ввод а, в

у := а + в

х := 2а

у < х

вывод а, в

а := а – 3

в := в + 1

начало

ввод х, у

А := 2*х – 5*у*у*у

в := (х - у)*(х - у)

S := (3*а - в)/(х*а + 2*у*в)

вывод S

конец

начало

ввод а

а = 0

а = 9

у := 5/(а*(а – 9))

вывод у

вывод «Выражение не   имеет смысла»

конец

начало

ввод а, в, с

а = в

вывод с

а = с

вывод в

вывод а

конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

3.Самостоятельная работа.

I вариант

  1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи  у = .

        

        нет        да

                

        нет        да

        

  1. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе  исполнения, занесите в таблицу.

а

в

х

у

19

5

        нет        да

                

3.Самостоятельная работа.

II вариант

   1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи.

       Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично

       от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.

        да                нет

        да        нет

        

                

   

   2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в

       результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в.

       Значения переменных, изменяющиеся в процессе  исполнения, занесите в таблицу.

а

в

х

у

20

4

        нет        да

                

у < х

х := 2а

у := а + в

ввод а, в

начало

а := а – 3

в := в + 1

вывод а, в

ввод а, в

начало

у := а + в

х := 2а

у < х

вывод а, в

а := а – 3

в := в + 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на составление уравнений

Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий.Так  же на уроке проводится работа по следующим направлениямработа с тестовы...

урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"

Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...

Решение задач на составление линейных алгоритмов (для начинающих)

Данный материал пригодится как ученику, так и учителю. Разбор самых простых задач  на составление линейных алгоритмов....

Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...

Рабочий лист к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Рабочий лист является раздаточным материалом к уроку информатики в 8 классе на тему "Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов"...

Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Презентация к уроку  информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...