Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
элективный курс по информатике и икт (8 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_matematicheskoy_logiki_8_kl.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы требуется на всех предметах, а также и в жизни. Поэтому данный элективный курс особенно актуален т.к. на данном этапе перед учащимися стоит выбор, по какому пути идти, по какому профилю.

Эта программа предназначена для проведения элективных курсов по информатике с  учащимися 8 классов общеобразовательных школ.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования. Программа определяет содержание элективного курса, дает распределение учебных часов по темам курса и определяет последовательность изучения тем.

          Занятия проводятся в виде 1 часа в неделю, курс рассчитан на 34 часа. Итоговый контроль проходит на заключительных двух уроках курса в виде тестирования и контрольной работы.

Основные виды и формы деятельности учащихся:

Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:

- введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения;

- решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;

- самостоятельное выполнение отдельных заданий.

Цель:         Формирование представлений о математической логике и умения решать логические задачи.

    Задачи курса:  

  1. Сформировать логическое мышление учащихся.
  2. Сформировать понимание учащихся о взаимосвязи школьных предметов.
  3. Подготовить учащихся к выбору профиля и будущей профессии.

Учебно – тематическое планирование

Класс:8

Учитель: Леснова Е.Н.

Количество часов

Всего: 34 часа;

Плановых контрольных уроков: 2;

Административных контрольных уроков: нет;

Планирование составлено на основании программы: Макарова Н. В. Информатика и    

информационно-коммуникационные технологии.: Питер, 2006;

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Дата

проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1


Ведение в логику

4

2

2

Конспект, выполненные задания, таблицы.

2





Таблицы истинности. Логические схемы.

8

4

4

Выполненные задания, конспект, схемы.

3



Логические законы и правила преобразования логических выражений.

8

4

4

Выполненные задания, конспект, таблица.

4



Решение логических задач.



12

-

12

Выполненные задания, кроссворд.

5

Зачет

2

1

1

Контрольная работа, тест.

Всего:

34

11

23

Содержание разделов

1. Тема «Ведение в логику» (4 часа)

Логика, понятие, высказывание, умозаключение, алгебра логики, логическая переменная, логическая функция, логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность), логическое выражение.

Задачи:

сформировать у учащихся понятие форм мышления;

сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. формы мышления, значение понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры логических высказываний;
  2. называть логические величины, логические операции.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, таблицы с логическими величинами и операциями.

2. Тема: «Таблицы истинности. Логические схемы» (8 часов)

Таблицы истинности, логические схемы, построение логических схем, устройства компьютера, вентили.

Задачи

сформировать навыки построения таблиц истинности;

сформировать учащихся представление об устройствах элементной базы компьютера

сформировать навыки построения логических схем.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. этапы составления таблиц истинности;
  2. основные базовые элементы логических схем;
  3. правила составления логических схем.

Учащиеся должны уметь:

  1. составлять таблицы истинности;
  2. составлять логические схемы.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, карточки с заданиями, элементы для сборки электрических цепей.

3. Тема «Логические законы и правила преобразования логических выражений» (8 часов)

Закон непротиворечия, закон тождества, закон исключающего третьего, закон двойного отрицания, закон Моргана, закон поглощения, правило ассоциативности, правило дистрибутивности, правило идемпотентности, правило коммутативности, нормальная форма.

Задачи:

познакомить учащихся с законами логики;

сформулировать правила преобразования логических выражений;

научить учащихся приводить логическое выражение к нормальной форме.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  1. правила преобразования логических выражений и законы

Учащиеся должны уметь:                                                                                        

  1. приводить логические выражения к нормальной форме;        
  2. решать логические задачи, сформулированные на обычном языке.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, карточки с заданиями, таблица с формулами преобразования.

4. Тема «Решение логических задач» (12 часов)

Решения задач по пройденным темам

Задачи:

Закрепить полученные знания, умения, навыки;

Научить учащихся решать логические задачи.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

основные понятия и определения.

Учащиеся должны уметь:

строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;

решать логические задачи, используя законы логики.

Программно дидактическое обеспечение: ПК, элементы для сбора электрических цепей, таблицы, плакаты, кроссворд, инструкции к работе.

5. Зачет (2 часа)

Задачи:

контроль знаний и умений, полученных в ходе изучения данного элективного курса;

контроль умений, приобретенных в ходе изучения темы.

Литература.

  1. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.: Питер, 2006;
  2. Булос Дж., Джеффри Р. Вычислимость и логика- М.: Мир, 1994.
  3. Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика. М.: Наука, 1999.
  4. Мендельсон Э. Введение в математическую логику, М.: Наука, 1991.
  5. Таланов В.А. Математическая логика и модели вычислений. Изд-во ННГУ. Н.Новгород, 1994.
  6. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической. логике и теории алгоритмов. Ч.1 Начала теории множеств. М.: МЦНМО, 1999, 128 с.
  7. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч.2 Языки и исчисления. М.:МЦНМО, 2000, 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классов

Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), прим...

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

Программа элективного курса "Основы математической логики"

Программа элективного курса "Основы математической логики" для 9-10 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов

Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1853240) учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов

Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов...