Интеллектуальная игра. «Шерлок Холмс вновь идет по следу»
методическая разработка (информатика и икт) на тему

Сценарий заключительного мероприятия "Неделя информатики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная  игра.

«Шерлок Холмс вновь идёт по следу»

Плакаты:

«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительное, нужны многие годы» (К. Гельвеций);

«Болеющие душой за дело внедрения в школу компьютеров - скорее выздоравливайте!!!»;

«Маленький алгоритм лучше большого безделья»;

«Программу циклом не испортишь»;

Вед.1: Добрый вечер, дорогие зрители! Сегодня мы проводим игру, которая позволит проявить вам математические способности, смекалку и логику.

До наших дней от мира сотворенья
Заслуги математиков важны.
Мы создали таблицу умноженья,
Бином и пифагоровы штаны.

Вед.2:

Мы дали миру интеграл и синус,
Мы научили множить и делить,
Мы знаем, где поставить "+" и "-",
Какие числа в степень возводить.

На сцену приглашаются участники игры (перечислить).

Выходят команды.

Вед.1: Ну, что же, ребята, команды готовы.
Пора поединок начать!
Пусть каждый готовит смекалку и юмор.
Курс на победу держать!

Вед.2: Каждая команда приготовила название и приветствие! Огласите, пожалуйста.

1 команда

Наша команда ___________,

Наш девиз: _________________________,

Приветствие жюри:

Пусть жюри смотрит
На противника во все очки
А на нас сквозь пальцы.

Приветствие соперникам:

Мы соперников своих на бой вызываем,
И сразиться с ними, мы, очень желаем.
Но победу уступать нам не подобает,
Ну, а в этом нам песня помогает.

2 команда

Наша команда ___________,

Наш девиз: _________________________,

Приветствие жюри:

Идем мы грустно в школу по утрам,
Решать опять сложнейшие задачи.
Попросим вас, жюри, накиньте балл,
А то не будет в школе нам удачи.

Приветствие соперникам:

Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

Холмс: (сидя на стуле с газетой и куря трубку) Давненько я, Ватсон, не распутывал дел! Но вот сегодня мне принесли письмо от самого мэра! Мне стало интересно, что же он мне пишет! Представляешь, у мэра нашего города пропал пароль от главного сейфа! Теперь все служащие останутся без зарплаты!

Ватсон: Холмс! Неужели вам мало ваших старых похождений? Да и я за свою нелёгкую жизнь уже порядочно набегался и …

Холмс: Послушайте! Вот вы, например, есть хотите?

Ватсон: Да!

Холмс: А пользоваться благами города?

Ватсон: А кто ж не хочет…

Холмс: А вы представьте себя на месте тех людей, которые останутся без денег на еду и т.п.! Я чувствую мне нужно сменить мой домашний халат на выходной сюртук и разобраться в чём тут дело!

Ватсон: И как же вы хотите помочь этому бедолаге мэру?

Холмс: Элементарно Ватсон! Сейчас посмотрим что дальше написано в письме! (громко читает): Оказывается, мэр помнит, что его пароль был зашифрован в 6 задачах, которые приложены к письму! Отгадывая каждую из них, мы будем узнавать по букве из пароля! Но я уже не так умён на старости лет! Мои дедуктивные методы устарели…..

Ватсон: Быть может дамы и джентльмены сидящие в классе помогут нам в этом?

Холмс: Отлично! Ну что ж давайте сразу к делу! А чья команда быстрее угадает после всех конкурсов слово, та и получит приз от самого мэра! А вот и первая задачка!:

        

1 конкурс  Разминка.

Кто первый посчитает тому и балл, у какой команды больше баллов тому буква.

1-А. Три курицы за 3 дня снесли 3 яйца, сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней? (48).

1-В. Половина пирога на 16 рублей дороже, чем четверть пирога. Сколько стоит пирог? (64 руб.)    

2-А. Пруд зарастает лилиями, причем за неделю площадь удваивается. За сколько недель зарастёт половина пруда, если весь пруд зарастает за 8 недель? (7)

2-В В пробирку посадили бактерию, через 1с их стало 2, через 2 с – 4, и т.д. Через 1 час пробирка полностью заполняется бактериями. За какое время заполнится пробирка, если сразу посадить в неё 2 бактерии? (59 мин. 59 сек.).

3-А. Вода при замерзании увеличивается в объёме на 1\11 часть. На сколько уменьшится объём при оттаивании? (1\12).

3-В. Улыбка чеширского кота появляется за 2 мин до его появления и исчезает через 3 мин после его ухода. Кот отсутствовал на уроке 7 мин. Сколько мин отсутствовала его улыбка? (2 мин).

4-А. Расширив пасеку, Вини пух увеличил экспорт мёда на 80 %.Во сколько раз вырос экспорт мёда? (В 9 раз).

4-В. Стороны куска мыла уменьшились в 2 раза. Во сколько раз уменьшился его объём? (В 8 раз).

Та команда, у которой больше баллов, получает букву: И

2 конкурс Занимательная математика.

Ватсон: Теперь давайте посмотрим на второе задание!

(Каждой команде даются одинаковые по теме, но разные по содержанию примеры)

Холмс: Эх, на старости лет  голова моя уже не так хорошо думает! Ребята помогите нам решить примеры, пожалуйста! Я приглашаю  сюда по 4 человек от команды.

Для первой команды:

1.  Как-то рано по утру птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей втрое больше чем гусей,

Уток было 8 пар вдвое больше чем гагар.

Сколько было птиц всего, если нам ещё дано

Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей?

Ответ: Т.к. уток 8 пар, то всего их 16, гагар вдвое меньше - 8. Если гусей принять за х, то лебедей было 3х, а это равно количеству всех уток и гусей 16+х. Решая уравнение 16+х=3х, находим х=8 (гуси), а лебедей втрое больше - 24.

Гагар - 8, Уток - 16, Гусей - 8, Лебедей - 24.     

2. Три соседа мужика Фёдор, Яков и Лука,

Чтоб всегда с водою быть стали свой колодец рыть.

Но Лука вдруг говорит: «Ведь момент один забыт.

Нужно длины всех дорог от колодца на порог

Сделать равными друзья допускать обид нельзя».

Можно ль это сделать им, и скажи путём каким?

Ответ: колодец вырыть в центре описанной окружности, через точку поворотов соседей.

3.  В семье я рос один на свете

И это правда до конца.

Но сын того, кто на портрете

Сын моего отца.

Кто же изображён на портрете?

Ответ: т.к. сын моего отца - я сам, то на портрете - отец.

  1. С корабля была сброшена веревочная лестница. Расстояние между дощечками 15 см. Прилив идет со скоростью 5 м/с, через какое время вода покроет 7 дощечек, если 2 дощечки уже были в воде?

       Ответ: корабль поднимается с приливом.

Для второй команды:

1. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в  будущем году исполнится 13 лет». Может ли быть такое?

     Ответ: 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил на следующий день, 1 января.

2.  По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.

Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков, сколько было петухов

И узнать я был бы рад сколько было поросят?

Ответ: если петухов принять за х, то поросят 11-х. У петухов  две ноги - 2х, у поросят -

4(11-х), всего ног 30. Решая уравнение 2х+4(11-х)=30  находим х=7 (петухи), тогда поросят 4.

Петухов - 7, Поросят - 4.

3.  - Бабушка сколько лет твоему внуку?

- А ему, милый, столько месяцев сколько мне лет.

- А сколько же тебе лет?

- Нам с внуком вместе 65 лет. А уж сколько лет внуку сосчитай сам.

Ответ: Бабушке - 60 лет, Внуку - 5 лет.

4.  Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает одну минуту. За сколько времени они распилят бревно длиною 10 м?

Ответ: за 9 минут.

Команда, которая правильно и быстрее решит примеры получает букву Г.

Ватсон: Ребята! Молодцы! И с этим заданием справились!

3 конкурс «Конкурс капитанов»

Холмс:   Теперь перейдем к нашей третьей задаче!

 Ассоциация.  Этот конкурс начинает  команда, которая набрала больше очков.

     Капитану на ушко сообщается какое-то слово. Он на ушко ведущему называет 6 ассоциаций связанных с данным словом.  Затем ведущий  сообщает ключевое слово всей команде. Каждый член команды (включая группу поддержки) называет по одной своей ассоциации этого слова. За каждое совпадение команда получает 2 балла.

Задание: 1-ой команде - КВАДРАТ

                2-ой команде - КРУГ.

Холмс: Ну, вот мы и закончили  конкурс капитанов! Победителю в этом конкурсе вручается буква У. Все ребята молодцы! (Вручается буква __  победившей в этом конкурсе команде).

Ватсон: А теперь команды немножко отдохнут и послушают интересные факты, которые мне удалось откопать в своих архивах! Болельщикам задаются вопросы, кто первый правильно ответит, тому 1 балл. Болельщики той команды, которые наберут больше баллов, принесут команде букву.

4 конкурс  История математики.

Ватсон: Вам предлагаются факты из биографии некоторых знаменитых ученых. Команда, которая правильно назовет имя того о ком идет речь, получает три балла. За неправильный ответ отнимается один балл.

1. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными. Он основал первый университет в Москве. Родился он в деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. (Михаил Васильевич Ломоносов)

2. Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным. В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. (Исаак Ньютон.)

3. Важным событием XIХ века было изобретение английского математика …, который вошел в историю как изобретатель первой вычислительной машины – прообраза современных компьютеров. Как звали этого математика?( Чарльз Беббидж) 

4.  Древнегреческий учёный. Родился в Сиракузах (Сицилия). Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов, военных метательных машин и т.п. Заложил основы гидростатики. В сочинении "О плавающих телах", дошедшем до нас в переводе, содержатся основные положения гидростатики, в частности её основной закон (названный его именем), С помощью этого закона он решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. В этом же сочинении он исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел. Выталкивающая сила воды тоже названа его именем. (Архимед)

5. С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 году, но ученый продолжал работу. В 1645 году арифметическая машина, была готова. В честь этого ученого назван один из популярных языков программирования.
Кто он?
(Блез Паскаль).

6. В 1945 году к работе над созданием компьютера был привлечен знаменитый математик, который подготовил доклад об этом компьютере. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем ясно и просто сформулированы общие принципы функционирования компьютеров. До сих пор подавляющее большинство компьютеров сделано в соответствии с теми принципами, которые были изложены в этом докладе. Назовите имя этого математика. Варианты ответов:

а) Чарльз Бэббидж;                б) Альберт Эйнштейн;                в) Джон фон Нейман.

7. Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 веков старались решить величайшую проблему: " сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку ?". Кто разрешил эту проблему? (Н.И.Лобачевский. Русский математик, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии в 1826 году).

9. У этого крупнейшего математика 19 века рано проявились математические способности. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца - бухгалтера. В семь лет он пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. И чтобы занять первоклассников учитель предложил им сложить числа от 1 до 100. Не успев объяснить тему 3 классу, учитель услышал правильный ответ. Назовите имя будущего великого математика. (немецкий математик 19 века Карл Гаусс - "король" математики). 

10.  Кому из ученых упало яблоко на голову? (И.Ньютон, открывший закон Всемирного тяготения). 

11. В честь этого ученого названа система координат. (Рене Декарт).

12. Ученый, проводивший опыт с ртутью, в его именем названа единица измерения физической величины. (Блез Паскаль. Ученый 19 века, очень рано стал интересоваться математикой. Так рано, что отец запретил ему ею заниматься. Паскаль самостоятельно написал доказательство первых теорем Евклида. В 15 лет написал, прославивший его трактат о конических сечениях, в 16 доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях, как теорема Паскаля. Первым сконструировал вычислительную машину).

Ватсон: По итогам этого конкурса мы вручаем буква Ф победившей команде.

5 конкурс (командам)

Холмс: А у нас впереди ещё много нерешённого и непонятного! Вот, например, занимательные задачи!

(Читают задачи по очереди каждой команде (По 5 штук))

Итак, вот слушайте внимательно и отвечайте:

1. Что весит больше: 1 кг ваты или 1 кг железа? А что весит меньше: 1кг золота или 1 кг серебра? (одинаково)

1.Самолёт летел из пункта А в пункт В. Этот путь он преодолел за 80 минут. А назад он долетел всего за 1 час 20 минут! Как это получилось?(1 час 20 мин=80 мин)

2. Сумма каких трёх чисел равна их произведению?(1;2;3)

2. Чему равно произведение всех цифр?(0)

3. 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. А сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней?(12)

3. Во сколько 1 час больше 15 минут? (в 0.25 раза)

4.Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 12 лет, если сейчас ему 8 лет, а его сестра на 3 года младше? (9 лет)

4.Сколько лет исполнится брату, когда сестре будет 32 года, если сейчас ей 25 лет, а её брат на 5 лет младше?(27 лет)

5.У десяти палок 20 концов. А сколько концов у 5 палок? А у 2.5 палок? А у 1.25 палок? А у 0.001 палки?(10;6;4;2)

5.В одну бочку умещается  5кг солёных огурцов. А сколько нужно бочек для 21кг огурцов? (5)

Ватсон: По итогам этого конкурса мы вручаем буква А победившей команде. Все молодцы!

Холмс:  У нас осталась последняя задача!

6 конкурс инсценированная задача.

Ватсон: Каждая команда должна подобрать задачу и инсценировать эту задачу и ее решение. Жюри оценивает работу команд в самых разных номинациях:

- самое оригинальное решение,

- самая загадочная задача,

- самая многочисленная инсценировка, и т.д.

1 .КРЕСТЬЯНЕ И КАРТОФЕЛЬ

Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После него проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.

Решение. Третий крестьянин оставил для товарищей 8 картофелин, т. е. каждому по 4 штуки. Значит, и сам он съел 4 картофелины. После этого легко сообразить, что второй крестьянин оставил своим товарищам 12 картофелин, но 6 на каждого, значит, и сам съел 6 штук. Отсюда следует, что первый крестьянин оставил товарищам 18 картофелин, по 9 штук на каждого, значит, и сам съел 9 штук.

Итак, хозяйка подала на стол 27 картофелин, и на долю каждого поэтому приходилось по 9 картофелин. Но первый крестьянин всю свою долю съел. Следовательно, из восьми оставшихся картофелин приходится на долю второго 3, а на долю третьего 5 штук.

2. Сколько было?

Женщина несла для продажи корзину яиц. Встретившийся прохожий по неосторожности так толкнул ее, что корзина упала на землю и все яйца разбились. Прохожий захотел уплатить женщине стоимость разбитых яиц и спросил, сколько их всего было. «Я не помню, - сказала женщина, — знаю только хорошо, что когда я перекладывала яйца по 2, то оставалось 1 яйцо. Точно так же всегда оставалось по 1 яйцу, когда я перекладывала их по 3, по 4, по 5 и по 6. Когда же я перекладывала их по 7, то не оставалось ни одного яйца». Спрашивается, сколько было яиц?

Решение. Задача, очевидно сводится к нахождению такого числа, которое делится без остатка на 7, а при делении на 2, 3,4, 5 и 6 дает в остатке 1.

Наименьшее число, которое делится без остатка на 2, 3, 4, 5 и 6 (наименьшее кратное этих чисел), есть 60. Нужно, значит, найти такое число, которое делилось бы на 7 без остатка и было бы вместе с тем на 1 больше числа, делящегося на 60. Такое число можно найти путем последовательных попыток: 60, деленное на 7, дает в остатке 4, следовательно, 2 х 60 дает в остатке 1 (2x4 = 8; 8-7=1). Значит, 2 х 60 = числу, кратному 7 + 1, отсюда следует, что (7 х 60 - 2 х 60) + 1 = числу, кратному 7, т.е. 5 х 60 + 1 = числу, кратному 7, 5 х 60 + 1 = 301.

Итак, наименьшее число, решающее задачу, есть 301. То есть наименьшее число яиц, которое могло быть в корзине у женщины, есть 301.

Холмс: Молодцы! А вот вам и последняя буква   Р. Ну что ребята, чья команда набрала больше букв, та и победила! Но всё же нам надо подумать и о мэре!

Ватсон: А теперь попробуйте собрать слово из ваших букв. Так-так, друзья, а буквы находятся в разных командах. Что же делать? Слово мы сложить не можем.

Холмс: Сможем, если две команды объединят свои победы, то и пароль будет отгадан. Я приглашаю капитанов двух команд, чтобы все вместе отгадали ключевое слово и это слово: ФИГУРА

Ватсон: Холмс, телеграфируйте  пароль мэру!

Холмс: Непременно, Ватсон! А вам, дети, большое спасибо за помощь!

Ватсон: Да, и напишите, чтоб впредь не терял свои пароли!



Предварительный просмотр:

1 конкурс  Разминка.

Кто первый посчитает тому и балл, у какой команды больше баллов тому буква.

1-А. Три курицы за 3 дня снесли 3 яйца, сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней? (48).

1-В. Половина пирога на 16 рублей дороже, чем четверть пирога. Сколько стоит пирог? (64 руб.)    

2-А. Пруд зарастает лилиями, причем за неделю площадь удваивается. За сколько недель зарастёт половина пруда, если весь пруд зарастает за 8 недель? (7)

2-В. В пробирку посадили бактерию, через 1с их стало 2, через 2 с – 4, и т.д. Через 1 час пробирка полностью заполняется бактериями. За какое время заполнится пробирка, если сразу посадить в неё 2 бактерии? (59 мин. 59 сек.).

3-А. Вода при замерзании увеличивается в объёме на 1\11 часть. На сколько уменьшится объём при оттаивании? (1\12).

3-В. Улыбка чеширского кота появляется за 2 мин до его появления и исчезает через 3 мин после его ухода. Кот отсутствовал на уроке 7 мин. Сколько мин отсутствовала его улыбка? (2 мин).

4-А. Расширив пасеку, Вини пух увеличил экспорт мёда на 80 %.Во сколько раз вырос экспорт мёда? (В 9 раз).

4-В. Стороны куска мыла уменьшились в 2 раза. Во сколько раз уменьшился его объём? (В 8 раз).

2 конкурс Занимательная математика.

Для первой команды:

1.  Как-то рано по утру птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей втрое больше чем гусей,

Уток было 8 пар вдвое больше чем гагар.

Сколько было птиц всего, если нам ещё дано

Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей?

Ответ: Т.к. уток 8 пар, то всего их 16, гагар вдвое меньше - 8. Если гусей принять за х, то лебедей было 3х, а это равно количеству всех уток и гусей 16+х. Решая уравнение 16+х=3х, находим х=8 (гуси), а лебедей втрое больше - 24.

Гагар - 8, Уток - 16, Гусей - 8, Лебедей - 24.     

2. Три соседа мужика Фёдор, Яков и Лука,

Чтоб всегда с водою быть стали свой колодец рыть.

Но Лука вдруг говорит: «Ведь момент один забыт.

Нужно длины всех дорог от колодца на порог

Сделать равными друзья допускать обид нельзя».

Можно ль это сделать им, и скажи путём каким?

Ответ: колодец вырыть в центре описанной окружности, через точку поворотов соседей.

3.  В семье я рос один на свете

И это правда до конца.

Но сын того, кто на портрете

Сын моего отца.

Кто же изображён на портрете?

Ответ: т.к. сын моего отца - я сам, то на портрете - отец.

  1. С корабля была сброшена веревочная лестница. Расстояние между дощечками

15 см. Прилив идет со скоростью 5 м/с, через какое время вода покроет

      7 дощечек, если 2 дощечки уже были в воде?  Ответ: корабль поднимается с приливом.

Для второй команды:

1. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в  

будущем году исполнится 13 лет». Может ли быть такое?

     Ответ: 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил на следующий день, 1 января.

2.  По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.

Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков, сколько было петухов

И узнать я был бы рад сколько было поросят?

Ответ: если петухов принять за х, то поросят 11-х. У петухов  две ноги - 2х, у поросят -

4(11-х), всего ног 30. Решая уравнение 2х+4(11-х)=30  находим х=7 (петухи), тогда поросят 4.

Петухов - 7, Поросят - 4.

3.  - Бабушка сколько лет твоему внуку?

- А ему, милый, столько месяцев сколько мне лет.

- А сколько же тебе лет?

- Нам с внуком вместе 65 лет. А уж сколько лет внуку сосчитай сам.

Ответ: Бабушке - 60 лет, Внуку - 5 лет.

4.  Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает одну минуту. За сколько времени они распилят бревно длиною 10 м?

Ответ: за 9 минут.

3 конкурс «Конкурс капитанов»

Ассоциация.  Этот конкурс начинает  команда, которая набрала больше очков.

     Капитану на ушко сообщается какое-то слово. Он на ушко ведущему называет 6 ассоциаций связанных с данным словом.  Затем ведущий  сообщает ключевое слово всей команде. Каждый член команды (включая группу поддержки) называет по одной своей ассоциации этого слова. За каждое совпадение команда получает 2 балла.

Задание: 1-ой команде - КВАДРАТ

                2-ой команде - КРУГ.

4 конкурс  История математики.

1. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными. Он основал первый университет в Москве. Родился он в деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора.                                         (Михаил Васильевич Ломоносов)

2. Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным. В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко.                 (Исаак Ньютон.)

3. Важным событием XIХ века было изобретение английского математика …, который вошел в историю как изобретатель первой вычислительной машины – прообраза современных компьютеров. Как звали этого математика?                        ( Чарльз Беббидж) 

4.  Древнегреческий учёный. Родился в Сиракузах (Сицилия). Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов, военных метательных машин и т.п. Заложил основы гидростатики. В сочинении "О плавающих телах", дошедшем до нас в переводе, содержатся основные положения гидростатики, в частности её основной закон (названный его именем), С помощью этого закона он решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. В этом же сочинении он исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел. Выталкивающая сила воды тоже названа его именем.                 (Архимед)

5. С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 году, но ученый продолжал работу. В 1645 году арифметическая машина, была готова. В честь этого ученого назван один из популярных языков программирования.
Кто он?                 
(Блез Паскаль).

6. В 1945 году к работе над созданием компьютера был привлечен знаменитый математик, который подготовил доклад об этом компьютере. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем ясно и просто сформулированы общие принципы функционирования компьютеров. До сих пор подавляющее большинство компьютеров сделано в соответствии с теми принципами, которые были изложены в этом докладе. Назовите имя этого математика. Варианты ответов:

а) Чарльз Бэббидж;        б) Альберт Эйнштейн;        в) Джон фон Нейман.

7. Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 веков старались решить величайшую проблему: " сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку ?". Кто разрешил эту проблему?                         (Н.И.Лобачевский. Русский математик, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии в 1826 году). 

9. У этого крупнейшего математика 19 века рано проявились математические способности. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца - бухгалтера. В семь лет он пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. И чтобы занять первоклассников учитель предложил им сложить числа от 1 до 100. Не успев объяснить тему 3 классу, учитель услышал правильный ответ. Назовите имя будущего великого математика.                 (немецкий математик 19 века Карл Гаусс - "король" математики).

10.  Кому из ученых упало яблоко на голову?                 (И.Ньютон, открывший закон Всемирного тяготения). 

11. В честь этого ученого названа система координат.                 (Рене Декарт).

12. Ученый, проводивший опыт с ртутью, в его именем названа единица измерения физической величины.                         (Блез Паскаль. Ученый 19 века, очень рано стал интересоваться математикой. Так рано, что отец запретил ему ею заниматься. Паскаль самостоятельно написал доказательство первых теорем Евклида. В 15 лет написал, прославивший его трактат о конических сечениях, в 16 доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях, как теорема Паскаля. Первым сконструировал вычислительную машину).

5 конкурс

1. Что весит больше: 1 кг ваты или 1 кг железа? А что весит меньше: 1кг золота или 1 кг серебра? (одинаково)

1.Самолёт летел из пункта А в пункт В. Этот путь он преодолел за 80 минут. А назад он долетел всего за 1 час 20 минут! Как это получилось?(1 час 20 мин=80 мин)

2. Сумма каких трёх чисел равна их произведению?(1;2;3)

2. Чему равно произведение всех цифр?(0)

3. 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. А сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней?(12)

3. Во сколько 1 час больше 15 минут? (в 0.25 раза)

4.Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 12 лет, если сейчас ему 8 лет, а его сестра на 3 года младше? (9 лет)

4.Сколько лет исполнится брату, когда сестре будет 32 года, если сейчас ей 25 лет, а её брат на 5 лет младше?(27 лет)

5.У десяти палок 20 концов. А сколько концов у 5 палок? А у 2.5 палок? А у 1.25 палок? А у 0.001 палки?(10;6;4;2)

5.В одну бочку умещается  5кг солёных огурцов. А сколько нужно бочек для 21кг огурцов? (5)

6 конкурс инсценированная задача.

1 .КРЕСТЬЯНЕ И КАРТОФЕЛЬ

Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После него проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.

Решение. Третий крестьянин оставил для товарищей 8 картофелин, т. е. каждому по 4 штуки. Значит, и сам он съел 4 картофелины. После этого легко сообразить, что второй крестьянин оставил своим товарищам 12 картофелин, но 6 на каждого, значит, и сам съел 6 штук. Отсюда следует, что первый крестьянин оставил товарищам 18 картофелин, по 9 штук на каждого, значит, и сам съел 9 штук.

Итак, хозяйка подала на стол 27 картофелин, и на долю каждого поэтому приходилось по 9 картофелин. Но первый крестьянин всю свою долю съел. Следовательно, из восьми оставшихся картофелин приходится на долю второго 3, а на долю третьего 5 штук.

2. Сколько было?

Женщина несла для продажи корзину яиц. Встретившийся прохожий по неосторожности так толкнул ее, что корзина упала на землю и все яйца разбились. Прохожий захотел уплатить женщине стоимость разбитых яиц и спросил, сколько их всего было. «Я не помню, - сказала женщина, — знаю только хорошо, что когда я перекладывала яйца по 2, то оставалось 1 яйцо. Точно так же всегда оставалось по 1 яйцу, когда я перекладывала их по 3, по 4, по 5 и по 6. Когда же я перекладывала их по 7, то не оставалось ни одного яйца». Спрашивается, сколько было яиц?

Решение. Задача, очевидно сводится к нахождению такого числа, которое делится без остатка на 7, а при делении на 2, 3,4, 5 и 6 дает в остатке 1.

Наименьшее число, которое делится без остатка на 2, 3, 4, 5 и 6 (наименьшее кратное этих чисел), есть 60. Нужно, значит, найти такое число, которое делилось бы на 7 без остатка и было бы вместе с тем на 1 больше числа, делящегося на 60. Такое число можно найти путем последовательных попыток: 60, деленное на 7, дает в остатке 4, следовательно, 2 х 60 дает в остатке 1 (2x4 = 8; 8-7=1). Значит, 2 х 60 = числу, кратному 7 + 1, отсюда следует, что (7 х 60 - 2 х 60) + 1 = числу, кратному 7, т.е. 5 х 60 + 1 = числу, кратному 7, 5 х 60 + 1 = 301.

Итак, наименьшее число, решающее задачу, есть 301. То есть наименьшее число яиц, которое могло быть в корзине у женщины, есть 301.

1-А. Три курицы за 3 дня снесли 3 яйца, сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней?

1-В. Половина пирога на 16 рублей дороже, чем четверть пирога. Сколько стоит пирог?  

2-А. Пруд зарастает лилиями, причем за неделю площадь удваивается. За сколько недель зарастёт половина пруда, если весь пруд зарастает за 8 недель?

2-В. В пробирку посадили бактерию, через 1с их стало 2, через 2 с – 4, и т.д. Через 1 час пробирка полностью заполняется бактериями. За какое время заполнится пробирка, если сразу посадить в неё 2 бактерии?

3-А. Вода при замерзании увеличивается в объёме на 1\11 часть. На сколько уменьшится объём при оттаивании?

3-В. Улыбка чеширского кота появляется за 2 мин до его появления и исчезает через 3 мин после его ухода. Кот отсутствовал на уроке 7 мин. Сколько мин отсутствовала его улыбка?

4-А. Расширив пасеку, Вини пух увеличил экспорт мёда на 80 %. Во сколько раз вырос экспорт мёда?

4-В. Стороны куска мыла уменьшились в 2 раза. Во сколько раз уменьшился его объём?

1.  Как-то рано по утру птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей втрое больше чем гусей,

Уток было 8 пар вдвое больше чем гагар.

Сколько было птиц всего, если нам ещё дано

Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей?

2. Три соседа мужика Фёдор, Яков и Лука,

Чтоб всегда с водою быть стали свой колодец рыть.

Но Лука вдруг говорит: «Ведь момент один забыт.

Нужно длины всех дорог от колодца на порог

Сделать равными друзья допускать обид нельзя».

Можно ль это сделать им, и скажи путём каким?

3.  В семье я рос один на свете

И это правда до конца.

Но сын того, кто на портрете

Сын моего отца.

Кто же изображён на портрете?

  1. С корабля была сброшена веревочная лестница. Расстояние между дощечками  15 см.  Прилив идет со скоростью 5 м/с, через какое время вода покроет

      7 дощечек, если 2 дощечки уже были в воде?

1. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в  будущем году исполнится 13 лет». Может ли быть такое?

2.  По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.

Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков, сколько было петухов

И узнать я был бы рад сколько было поросят?

3.  - Бабушка сколько лет твоему внуку?

- А ему, милый, столько месяцев сколько мне лет.

- А сколько же тебе лет?

- Нам с внуком вместе 65 лет. А уж сколько лет внуку сосчитай сам.

4.  Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает одну минуту. За сколько времени они распилят бревно длиною 10 м?

1 .КРЕСТЬЯНЕ И КАРТОФЕЛЬ

Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После него проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.

2. Сколько было?

Женщина несла для продажи корзину яиц. Встретившийся прохожий по неосторожности так толкнул ее, что корзина упала на землю и все яйца разбились. Прохожий захотел уплатить женщине стоимость разбитых яиц и спросил, сколько их всего было. «Я не помню, - сказала женщина, — знаю только хорошо, что когда я перекладывала яйца по 2, то оставалось 1 яйцо. Точно так же всегда оставалось по 1 яйцу, когда я перекладывала их по 3, по 4, по 5 и по 6. Когда же я перекладывала их по 7, то не оставалось ни одного яйца». Спрашивается, сколько было яиц?

1. Что весит больше: 1 кг ваты или 1 кг железа? А что весит меньше: 1кг золота или 1 кг серебра?

1.Самолёт летел из пункта А в пункт В. Этот путь он преодолел за 80 минут. А назад он долетел всего за 1 час 20 минут! Как это получилось?

2. Сумма каких трёх чисел равна их произведению?

2. Чему равно произведение всех цифр?

3. 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. А сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней?

3. Во сколько 1 час больше 15 минут?

4.Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 12 лет, если сейчас ему 8 лет, а его сестра на 3 года младше?

 

4.Сколько лет исполнится брату, когда сестре будет 32 года, если сейчас ей 25 лет, а её брат на 5 лет младше?

  1.  У десяти палок 20 концов. А сколько концов у 5 палок? А у 2.5 палок? А у 1.25 палок? А у 0.001 палки?

5. В одну бочку умещается  5 кг солёных огурцов. А сколько нужно бочек для 21кг огурцов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "По следам Шерлока Холмса

Игру возможно проводить во время недели английского языка. Она расчитано на учащихся, которые занимаются по УМК VI Афанасьевой. Учащи еся решают забавные головоломки, основанные на лексике учебника....

Математическая игра "Шерлок Холмс вновь идет по следу"

Математическая игра для учеников 7х класса....

Шерлок Холмс идёт по следу

Районное мероприятие для руководителей, специалистов и педагогов отделений ОДОД Колпинского района Санкт Петербурга.Театральное путешествие в "Золотой век" дополнительного образования "Шерлок Холмс ид...

ПО СЛЕДАМ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА.

Интегрированное мероприятие учебно-познавательного направления о культуре и традициях Великобритании....

Внеклассное мероприятие на немецком и английском языках "По следам Шерлока Холмса"

Внеклассное мероприятие на немецком и английском языках "По следам Шерлока Холмса"...

"По следам Шерлока Холмса"

Внеклассное мероприятие для 8 класса....

Конспект интегрированного урока по английскому языку и литературе "По следам Шерлока Холмса"

Конспект интегрированного урока по английскому языку и литературе "По следам Шерлока Холмса"...