Программа для КПК учителей информатики "Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Предлагается программа образовательнго учебного модуля для курсов повышения квалификации учителей информатики «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике».

Отличие данного образовательного модуля от известных программ состоит в том, что в ходе занятий слушатели получают практические рекомендации по организации занятий с группами учащихся, составлению учебных программ курсовых занятий с учетом специфики преподавания курса информатики в различных школах, получают практические навыки по разработке отдельных уроков курсовой подготовки к сдаче ЕГЭ.

Данный модуль может быть встроен в систему повышения квалификации учителя информатики в рамках накопительной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_ege_12.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный учебный модуль для курсов повышения квалификации учителей
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»
(12 часов)

Составитель:  Осипова Елена Валентиновна,
методист, учитель информатики и ИКТ

Санкт-Петербург
2012 г.

Образовательный учебный модуль
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»
(12 часов)

Пояснительная записка

Актуальность образовательного модуля:

Введение экзаменов по информатике в формате ЕГЭ способствует повышенному интересу и поиску оптимальных форм обучения и создания определенной системы соответствующей подготовки учащихся выпускных классов.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 года закона, обязывающего всех выпускников школ проходить итоговую аттестацию в формате Единого государственного экзамена, возрастает число учителей информатики, занимающихся подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ. Особенно актуальным становится вопрос методической подготовленности педагогических работников средних образовательных учреждений к решению поставленных перед ними задач.

Подготовка учащегося на базовом уровне, даже если она реализуется по некоторым темам в расширенном и углубленном варианте, не может полностью соответствовать требованиям ЕГЭ. Надо понимать, что требования ЕГЭ  это ориентация на профильное, а не на базовое обучение данному предмету, которое определяет рассматриваемая системно-информационная концепция. На сдачу ЕГЭ должны быть ориентированы те учащиеся, которые предполагают в дальнейшем профессионально реализоваться в компьютерной индустрии.

Подготовку к этому экзамену можно организовать в рамках дополнительных занятий, методика проведения которых рассматривается в предлагаемом образовательном модуле.

До принятия закона об обязательной сдаче ЕГЭ и опубликования перечня предметов, по которым выпускникам придется писать тесты для каждой вузовской специальности, в школах всегда находились ученики, желающие сдавать выпускной экзамен по информатике и ИКТ. Однако, следует заметить, что в основном это были профессионально ориентированные учащиеся специализированных школ и лицеев, и подготовка к ЕГЭ сводилась к повторению курса, разбора новых для учеников форм и требований контролирующих материалов, а занятия проводились подготовленными для такой проблематики преподавателями соответствующих учебных заведений.

В новых условиях расширения контингента сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ перед учителями средних образовательных учреждений, преподающих курс на базовом уровне, возникает проблема подготовки к сдаче экзамена больших групп учащихся , неравноценных по степени обученности, отработки навыков сдачи итоговой и промежуточных аттестаций по информатике в форме тестирования.

Большое значение приобретает и оптимальный режим подготовки к ЕГЭ, поскольку на результаты экзамена влияют не только уровень предметной подготовки, но и уровень тестовой культуры выпускника, его психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

Программа модуля составлена с учетом современных требований к контролю знаний учащихся и подготовке учащихся к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ и должна обеспечить овладение слушателями современных методик организации планирования, отработки, закрепления знаний и контроля результатов достижений учащихся.

Программа состоит из нескольких разделов: нормативно-правовые основы единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечение психологической подготовки учителей, выпускников и родителей к ЕГЭ, теоретические и технологические основы подготовки к ЕГЭ.

В ходе реализации программы рассматриваются следующие вопросы:

  1. единый государственный экзамен (ЕГЭ) как один из аспектов модернизации  
  2. требования к знаниям и умениям, предъявляемые ЕГЭ;
  3. педагогические измерения в образовании;
  4. основные требования к тестовым заданиям;
  5. структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
  6. особенности методики выполнения тестовых заданий экзаменационной работы;
  7. возможности использования ИКТ в подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Программа курса содержит:

  1. методические рекомендации к выполнению заданий базового и повышенного уровня итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
  2. тестовые задания по отдельным темам курса;
  3. материалы для конструирования теста для тематического или итогового контроля;
  4. урок по изучению одной из тем, включенной в кодификатор ЕГЭ текущего учебного года.

Отличие данного образовательного модуля от известных программ состоит в том, что в ходе занятий слушатели получают практические рекомендации по организации занятий с группами учащихся, составлению учебных программ курсовых занятий с учетом специфики преподавания курса информатики в различных школах, получают практические навыки по разработке отдельных уроков курсовой подготовки к сдаче ЕГЭ.

Данный модуль может быть встроен в систему повышения квалификации учителя информатики в рамках накопительной системы.

Цель образовательного модуля:

Обеспечить формирование когнитивных и практических компетенций слушателей в подготовке выпускников к проведению итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Помочь преподавателям информатики подготовиться к проведению курсовых занятий по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, обеспечивающих систематизацию и углубление знаний учащихся по курсу информатики средней школы на уровне, достаточном для сдачи итоговой аттестации, отработку навыков прохождения тестирования.

Задачи образовательного модуля:

  1. обеспечить учителя информацией о правовой и нормативной базе проведения ЕГЭ текущего учебного года;
  2. предоставить учителю материалы, необходимые для планирования и проведения занятий
  3. помочь учителю информатики в организации интенсивной подготовки выпускников школ к успешной сдаче учащимися единого государственного экзамена по информатике;
  4. оказать методическую поддержку в разработке учебных и учебно-методических материалов с использованием средств ИКТ, обеспечивающих такую подготовку;
  5. провести разбор заданий ЕГЭ с высоким процентом ошибок, разбор заданий группы С
  6. дать методические рекомендации учителям
  1. по организации и проведению курсовых занятий по подготовке к ЕГЭ с группами учащихся, составлению учебных программ курсов.
  2. по методике работы с электронными и бумажными источниками информации по теме ЕГЭ по информатике и ИКТ
  1. подготовить учителя информатики к проведению курсов по обучению учащихся, позволяющих
  1. систематизировать знания учащихся по информатике;
  2. расширить представления учащихся по определённым темам, включённым в контрольно-измерительные материалы 2013года;
  3. отработать навыки тестирования.
  4. сформировать у учащихся
  1. положительное отношение к процедуре контроля в формате ЕГЭ
  2. представление структуре и содержании контрольно-измерительных материалов; назначении тестовых заданий различного типа.
  1. сформировать умения
  1. работать с инструкциями по регламентированию процедуры проведения экзамена
  2. распределять время на выполнение заданий различных типов
  3. правильно оформлять решения заданий.

Категория слушателей:

Учителя информатики государственных общеобразовательных учреждений, занимающиеся подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Срок и режим обучения:

12 учебных часов по 2 учебных часа 2 раза в неделю.

Формы обучения:

Лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы.

Формы сетевой поддержки: видеолекции, работа с сайтом Методической службы БИНОМ (авторские мастерские, форум), работа с сайтом ФИПИ, консультации - очные, по E-mail, в Skype-технологии.

Ресурсное обеспечение курсов:

Техническое оборудование: компьютер типа IBM PC AT Pentium , проектор, учебный компьютерный класс, имеющии выход в сеть Интернет.

Программное обеспечение: операционная система Windows, текстовый процессор Microsoft Word, программа создания презентаций Microsoft Power Point.

Формы контроля:

Текущий контроль:

  1. Тестирование в формате ЕГЭ (блоки А и В демонстрационной версии КИМ 2013).
  2. Контрольные упражнения.
  3. Анализ тестовых работ.
  4. Обсуждение. Коллективная рефлексия.

Форма аттестации:

По окончании работы слушатели выполняют выпускную работу в виде методической разработки урока по одной из тем, входящих в кодификатор КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ 2013 (форма работы -  презентация, HTML-документ).

Дальнейшее развитие курса:

  1. Подготовка дистанционного курса «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике».
  2. Основная форма обучения  – проведение вебинаров,
  3. Развитие форм сетевой поддержки обучения учителей по программе модуля: видеолекции, работа с сайтом Методической службы БИНОМ (авторские мастерские, форум), работа с сайтом ФИПИ, консультации  в Skype, через сетевое сообщество.

Учебно-тематический план курсовой подготовки учителей по программе
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»


п/п

Наименования разделов и тем

Коли
чество
часов

Из
них
лекции

Из
них
практ
ики

Форма обучения

1.

Обзор материалов, связанных с проведением и подготовкой к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

2

1

1

Лекция,
презентация

2

Организация тестирования по информатике и ИКТ.

2

2

Лекция,
презентация

3

Методические аспекты подготовки и проведения занятий.

2

2

Лекция,
презентация, обсуждение в формате «круглый стол»

4

Разбор заданий из демонстрационных материалов ФИПИ по информатике

2

2

Практическая работа

5

Выполнение и защита творческой работы по разработке дидактических материалов или методической разработки проведения занятий.

3

1

2

Самостоятельная работа,
тестирование,
подготовка творческих работ.

Консультации

Итого

11

7

5

Зачет

1

Содержание образовательного модуля

Тема 1. Обзор материалов и нормативных документов, связанных с проведением и подготовкой к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Изменения в модели итоговой аттестации по информатике и ИКТ текущего учебного года.

Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.

  1. обзор материалов по подготовке к ЕГЭ – электронные и печатные ресурсы,

Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.

  1. работа с электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ

Тема 2. Организация тестирования по информатике и ИКТ.

Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.

  1. Организация тестирования,
  2. структура и содержание контрольно-измерительных материалов;
  3. назначение тестовых заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
  4. Обзор тестовых систем – TEST Maker, сетевой программный комплекс «Знак».
  5. Использование при подготовке on-line тестов (http://ege.yandex.ru/informatics/, fipi.ru)

Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.

  1. работа с тестовыми системами.

Тема 3. Методические аспекты подготовки занятий.

Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.

  1. Организация работы в группах, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению с использованием технологий дифференцированного обучения,
  2. составление учебных программ,
  3. рекомендации по разработке дидактических материалов,
  4. выбор форм проведения занятий,
  5. использование дистанционнызх форм обучения.

Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: круглый стол.

  1. Обсуждение форм организации занятий с учащимися, дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ

Тема 4. Разбор заданий из демонстрационных и контрольно-измерительных материалов ФИПИ по информатике

Теоретич. занятия 2 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.

  1. Решение задач из демотестов - блоки А и В - по темам
  1. Информация и её кодирование
  2. Алгоритмизация и программирование
  3. Основы логики, информационные модели
  4. Архитектура компьютера, функциональное назначение основных устройств. Программное обеспечение. Файловая система организации данных
  5. Программные средства информационных и коммуникационных технологий, используемые для хранения, поиска, сортировки информации, для обработки числовой, текстовой информации. Основные понятия и терминологии, используемые в телекоммуникационных технологиях
  1. Решение заданий с развернутым ответом из блока С

Тема 5. Выполнение и защита самостоятельной работы по разработке дидактических материалов для проведения занятий.

Практич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.

  1. Тестирование в формате ЕГЭ (блоки А и В).

Теоретич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: лекция.

  1. Анализ результатов тестирования, разбор заданий.
  2. Постановка задачи на выпускную работу

Практич. занятия 1 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.

  1. Консультация по вопросам разработки

Зачетное занятие 1 ч. Виды занятий: семинар

  1. Защита выпускной работы

Организация самостоятельной работы

По окончанию каждой темы курса предполагается практическое занятие обучающего характера и  выполнение самостоятельной практической работы. Для выполнения работы слушатели курсов обеспечиваются дидактическими материалами, включающими постановку задачи с описанием проблемной ситуации.

Слушателям курсов предоставляется возможность поиска необходимой информации в Интернете на сайтах

- Правительства РФ

- Министерства образования и науки Р.Ф.

- Комитета по образованию СПб

По окончанию курса слушатели выполняют выпускную работу. Содержание выпускной работы: «Разработка учебного материала для проведения занятий по подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ»

Примечание:

Самостоятельная работа слушателей с учетом их пожеланий может носить как индивидуальный, так и коллективный характер (например, создание сайта информационной поддержки ЕГЭ по информатике в своем  ОУ для учителей, учеников и родителей).

Типовые задания для самостоятельной работы

Тематические задания:

  1. Проанализировать задания, предлагаемые в демонстрационных вариантах по теме «Информация и информационные процессы» и сформулировать ряд методических рекомендаций к выполнению заданий базового и повышенного уровня итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
  2. Подготовить 5 тестовых заданий по выбранной теме курса (с выбором ответа, с развернутым ответом);
  3. Составить тест для тематического или итогового контроля по выбранной теме.

Выпускная работа:

  1. Разработать сценарий урока подготовки по одной из тем курса, включенной в кодификатор ЕГЭ 2013 учебного года, с использованием средств ИКТ.

Результативность:

Высший результат – 5;

Средний результат – 4;

Низкий результат – 3.

Список литературы

  1. И. К. Сафронов. Готовимся к ЕГЭ. Информатика, БХВ-Петербург, 2009 г. – 368 с.
  2. И. К. Сафронов. ЕГЭнциклопедия. Информатика. , БХВ-Петербург, 2010 г – 496 с.
  3. ЕГЭ-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  4. ЕГЭ-2013: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М.– М.: Астрель, 2012.
  5. ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2011.
  6. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Литература издательства БИНОМ:

  1. Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П., Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. Учебное пособие.
  2. Самылкина Н. Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. 
  3. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания  результатов обучения.
  4. Окулов С.Н. Основы программирования.
  5. Окулов С. М. Программирование в алгоритмах.
  6. Окулов С. М. Алгоритмы обработки строк: учебное пособие.
  7. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы.
  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 и учебник для 11 класса.
  9. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям.

Рекомендуемые ЭОР

Из состава Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru):

Из состава модулей ОМС (fcior.edu.ru):

Из состава ресурсов других Федеральных образовательных порталов

  1. http://www.fipi.ru/
  2. http://www.edu.ru
  3. http://mon.gov.ru
  4. http://www.ege.edu.ru/
  5. http://window.edu.ru/, Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Другие ЭОР:

  1. Авторская мастерская Самылкиной Н. Н., посвященная проблемам ЕГЭ по информатике на http://www.metodist.lbz.ru/;
  2. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планомерная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по предметной области «Информатика и ИКТ».

Муниципальная экспериментальная площадка в МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 4». Планомерная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по предметной области «Информатика и ИКТ»....

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходи...

Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.

              При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике

1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...