Конспект урока по теме "Циклы по условию"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Урок - объяснение нового материала с использованием ИКТ. 

Данная тема может изучаться как в 9, так и в 10, 11 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике

по теме «Циклы по условию»

9 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  1. изучить операторы WHILE и UNTIL языка программирования Pascal, синтаксис, семантику;
  2. научить учащихся использованию данных операторов при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. усвоение учащимися итерационных циклических конструкций WHILE и UNTIL на языке программирования Pascal и области их применения;
  2. формирование умений и навыков записи операторов WHILE и UNTIL на языке программирования Pascal;
  3. выработка навыков составления программ, реализующих циклические алгоритмы при решении задач.

Развивающие:

  1. развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере;
  2. развитие у учащихся познавательной активности;
  3. развитие памяти  и внимания;
  4. развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  5. формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательные:

  1. привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  3. воспитание бережного отношения к компьютерной технике;
  4. воспитание толерантности.

Оснащение кабинета:

  1. компьютерная презентация «Циклический алгоритм»;
  2. мультимедийный проектор;
  3. компьютеры (11 шт.) с инсталлированным на них пакетом FreePascal;
  4. дидактический материал.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Актуализация знаний (10 мин.).
  3. Объяснение нового материала (17 мин.).
  4. Закрепление материала (10 мин.).
  5. Рефлексия (3 мин.).
  6. Подведение итогов (2 мин.).
  7. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. приветствие, проверка отсутствующих
  2. сообщение темы и целей урока
  1. Актуализация знаний.

Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. Дайте определение циклического алгоритма.
  2. Перечислите основные структуры циклического алгоритма. Чем характерен цикл с параметром?
  3. Приведите примеры циклических алгоритмов.
  4. Написать на доске общий вид убывающего и возрастающего цикла с параметром (2 учащихся у доски).
  5. Работа по карточкам на местах – см. приложение (4 учащихся)
  1. Объяснение нового материала.

Помимо цикла с параметром в языке Паскаль существуют еще две циклические конструкции: цикл с предусловием и цикл с постусловием, реализуемые специальными операторами.

Рассмотрим данные конструкции в сравнительной характеристике. Для этого построим следующую таблицу:

Цикл с предусловием «Пока»

Цикл с постусловием «До»

Характеристика:

Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется после проверки условия выхода из цикла и только в том случае, когда условие истинно, иначе цикл заканчивает свою работу. Т. о. может ни разу не выполниться.

Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется до проверки условия выхода из цикла, в том случае, если условие ложно, иначе цикл заканчивает свою работу. Хотя бы один раз выполниться.

Параметр цикла:

Начальное значение задается вручную. Изменения параметра тоже происходят вручную на задаваемый программистом шаг. Причем действия над параметром цикла (счетчик выполнения) может совпадать с телом цикла. В отличии от цикла «Для» параметр может быть и вещественным числом.

Условие выхода

Обязательно должно быть истинным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «До»

Обязательно должно быть ложным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «Пока»

Блок - схема

Реализация на языке Паскаль:

<установка нач. значений>;
While <условие выхода> do 
<тело цикла>;

<установка нач. значений>;
Repeat 
<тело цикла>
Until <условие выхода>;

Операторные скобки

Если тело цикла состоит более чем из двух операторов языка Паскаль, включая строку изменения параметра, то они заключаются в операторные скобки

Особенностью данного цикла является то, что операторные скобки для заключения действий, выполняемых в цикле не ставятся, при этом надо учесть, что перед Until «;» не ставится.

Примеры:

var A: Byte;

begin

        A := 1

        While A < 3 do 

                A := A + 1;

        writeln (A);

end.

var A,B: Byte;

begin

        A := 1;

        B := 1;

        repeat 

                A := A + 1;

                B := B * A;

        Until A = 3; 

        writeln (B);

end.

  1. Закрепление материала (10 мин)

У доски двое учащихся решают задачу двумя способами:
Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до n.

  1. Рефлексия.

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Удалось ли решить поставленные задачи?

  1. Подведение итогов (3 мин). 

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание: 

  1. учить конспект;
  2. составить блок-схему и разработать программу для решения задачи: Вычислить сумму всех нечетных чисел в интервале (1;2k-1)


Приложение.

1. Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:

S:=128;

for i:=1 to 4 do

      S:=S div 2;

Writeln (s);

Допишите программу. Постройте блок-схему к этой части программы.

2. Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:

S:=128

for i:=1 to 3 do begin

     S:=S+i*(i+1)*a;

     a:=a+2

end;

Writeln (s);

Допишите программу. Постройте блок-схему к этой части программы.

3. Вычисление n! (n! = 1 * 2 * 3 * … * n)

Program Factorial; 
uses crt;
var n,f,i :integer;
        BEGIN
            clrscr;
writeln(‘Задайте n’);
                 readln(n);
                 for i:=1 to n do
                      f:=f*i;
                 writeln(‘F = ’,f);
            readln;
        END.

Верно ли написана данная программа? Если да, то определите значение F при n=3, если нет – запишите исправленный вариант программы.

4. Напишите программу для решения следующей задачи: Вычислить сумму чисел от 3 до 9, кратных четырем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Циклический алгоритм

Слайд 2

В циклическом алгоритме серия команд (тело цикла) выполняется многократно .

Слайд 3

Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов: Циклы с параметром, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз; Циклы по условию, в которых тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется или не выполняется условие.

Слайд 4

Цикл с параметром Когда заранее известно, какое число повторений цикла необходимо выполнить, можно воспользоваться циклической инструкцией ( оператором цикла со счетчиком)

Слайд 5

Блок-схема Программа на языке VB For Счетчик = НачЗнач To КонЗнач [ Step шаг ] Тело цикла (Ком1, Ком2…) Next [ Счетчик ] Счетчик Тело цикла

Слайд 6

Блок-схема Пример. S:= S * N; N : =1 to 3 S := 1; Печать S;

Слайд 7

Программа на языке Pascal var S, N: Byte; begin S := 1; For N : = 1 To 3 do S := S * N; Writeln (S); End Sub Пример.

Слайд 8

Циклы по условию Если заранее неизвестно, какое количество раз необходимо повторить тело цикла, то число повторений зависит от некоторого условия. Проверка условия выхода из цикла проводится с помощью ключевых слов while или repeat … until .

Слайд 9

Циклы по условию Ключевое слово While обеспечивает выполнение цикла до тех пор, пока выполняется условие, т.е. пока условие принимает значение «истина» (условие продолжения цикла) . Ключевое слово Until обеспечивает выполнение цикла до тех пор, пока не выполняется условие, т.е. пока условие принимает значение «ложь» (условие завершения цикла) .

Слайд 10

Условие выхода из цикла можно поставить в начале, перед телом цикла. Цикл с предусловием

Слайд 11

Цикл с предусловием Блок-схема while Условие do begin Тело цикла повторяется пока условие выполняется end; Тело цикла Условие

Слайд 12

Из промежутка [a, b], где а

Слайд 13

Program pr1; Uses crt; Label k; Var a, b, i: integer; Begin Clrscr; K:Writeln( ‘ Введите границы промежутка ’); Readln (a, b); If a>b then goto k; If a mod 2 = 0 then I:=a else i:=a+1; While i<=b do begin Write (i:5); I:=i+2 End; Readln End. Программа, записанная на языке Pascal

Слайд 14

Цикл с постусловием Условие выхода из цикла можно поставить в конце, после тела цикла.

Слайд 15

Цикл с постусловием repeat Тело цикла повторяется пока условие не выполняется until Условие выхода из цикла Тело цикла Условие Блок-схема нет да

Слайд 16

Блок-схема Пример. A := A + 1; B := B*A; A = 3 ? Печать B A := 1; B := 1; нет да

Слайд 17

var A,B: Byte; begin A := 1; B := 1; repeat A := A + 1; B := B * A; Until A = 3; writeln (B); end. Программа на языке Pascal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...