Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Марчукова Наталия Николаевна

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. 

Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагменты анализа в единое целое, то есть синтезировать учебные занятия и перевести их на более высокий мировоззренческий уровень.

Данный урок помимо отработки основных понятий раздела информатики "Моделирование", заставляет учащихся на примере двух жизненных ситуаций (фрагменты фильмов "Доживём до понедельника", сериал"Школа" - видеосюжеты ), а всякое художественное произведение можно рассматривать как модель, т.к. оно фокусирует внимание на определённых сторонах человеческой жизнипроанализировать  

Что, по их мнению , в данных моделях является объектом? О чём эти видеосюжеты?

        (предполагаемые ответы детей – учитель, ученик, родители, отношения, школа)

И рассмотреть Объект  – ШКОЛА с различных сторон., учитывая что определяющими элементами при создании информационной модели школы являются взаимоотношения между людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Построение информационной модели.

  1. Актуализация знаний

С понятием «модель» мы сталкиваемся с детства. Игрушечный самолёт или кораблик, города из кубиков, красочная книга для многих были любимыми игрушками. Модели и моделирование используются человечеством с незапамятных времён.

Вопрос: Итак, давайте вспомним, что такое модель?  

- Модель – это объект, который используется для представления другого объекта (оригинала), с определённой целью и отражает основные свойства и характеристики оригинала.

Вопрос: А что такое моделирование?

- Моделирование – это процесс создания и использования модели.

Существует множество различных видов классификаций моделей. Давайте вспомним самые распространенные из них:

В свою очередь:

Задание: 

1.Используя разные классификации, определите, к какому виду относится следующая модель: географическая карта, таблица Менделеева, макет здания, закон Ома U=I\R

2. Моделью чего может являться кукла, компьютер, брошенный камень?(человек, человеческое мышление, закон всемирного тяготения)

3. Что может являться моделью жизни человека? (художественное произведение, автобиография, спектакль..)

Необходимость моделирования чего-либо в различных областях жизни очевидна и всё же основные её цели таковы:

  1. Новый материал

Любая модель представляет собой попытку упорядочить наши знания о каком-нибудь объекте, процессе или явлении и представить эти знания в виде более удобном для восприятия, анализа и экспериментов.

Сейчас, я предлагаю Вашему вниманию два фрагмента  художественных фильмов, которые уже являются моделью:

Просмотр («Доживём до понедельника», сериал «Школа»)

Всякое художественное произведение можно рассматривать как модель, т.к. оно фокусирует внимание на определённых сторонах человеческой жизни.

Вопрос: Что, по-вашему, в данных моделях является объектом? О чём эти (видеосюжеты)

Ответы детей – учитель, ученик, родители, отношения, школа

Учитель:  Объект  – ШКОЛА. Определяющими элементами при создании информационной модели школы являются взаимоотношения между людьми.

Задание: 

Вернёмся к классификациям и определим, к какому виду относится данная модель:

Ответ: - имитационная,

- динамическая,

- абстрактная: информационная - образно-знаковая.

Сегодня на уроке я предлагаю Вам на основе имитационных моделей ШКОЛЫ (фрагменты из кинофильмов) создать их информационные модели (компьютерные).

В информационной модели главным и единственным объектом моделирования является абстрактный объект, необходимую информацию о котором эффективнее представить в некотором формализованном виде. Существует несколько классических форм представления информации, а именно числовая, текстовая и графическая форма. Поэтому для выполнения практического задания, вам необходимо вспомнить навыки работы в ЭТ, ТР, ГР.

Прежде чем, перейти к созданию компьютерных моделей, я напоминаю Вам основные этапы моделирования

  1. Практическое задание:

Давайте конкретизируем каждый этап для построения информационных моделей ШКОЛЫ, представленных в просмотренных видеосюжетах.

  1. цели моделирования в нашем случае:
  1. Как устроен объект? Как взаимодействует с окружающим миром? Понимание

Исследовать характер взаимоотношений с разных точек зрения

  1. Способы управления объектом:

Определить оптимальные способы и формы взаимодействия в школе между всеми участниками образовательного процесса (учениками – учителями – родителями)

  1. Прогнозирование последствий:

Формировать представления о ШКОЛЕ у зрителей:

(воспитание моральных принципов и личностных качеств или навязывание модели поведения. )

  1. Огрубление исходного процесса и поиск описания:

Так как ШКОЛА - это живой организм, где много взаимосвязанных процессов, явлений, объектов, которые можно исследовать. Сегодня на уроке мы возьмём  за основу, представленные в видеосюжетах ситуации: (Учитель – ученики) 

  1. Построение компьютерной модели:

Сейчас мы с вами разделимся на две группы по сюжетам предложенных фильмов (пр: 1, 2 ряд) В каждой группе по 6 человек. Каждая группа делится в свою очередь на пары, каждой из которых предлагается своё задание, которое вы видите в своих индивидуальных картах  с указанием программы, в которой необходимо выполнить задание, а также номер рабочего места. Во время выполнения работы, я подойду к каждой паре и прокомментирую задание. На работу отводится 10-15 минут.

После выполнения заданий, будьте готовы аргументировано представить свою работу  двумя тремя предложения, предварительно зачитав задание.

  1. Анализ результата:

  1. Закрепление.

Давайте посмотрим, что у Вас получилось.

  1. Начнём с заданий, выполненных в MSExcel. Защита работ.
  2. Сейчас, мы послушаем ребят, выполняющих задание в программе MSWord или MSPablisher. Защита работ.
  3. И наконец, третий форма работы в векторном графическом редакторе. Защита работ.

Итак, к чему мы пришли:

Перед нами один объект ШКОЛА, мы рассмотрели два разных взгляда (видеофрагменты) с позиции времени, конкретных людей, обстоятельств.

Сегодня на уроке вы создали информационные модели в виде таблиц, диаграмм, схем, текста и рисунков, отражающие

  1. характер взаимоотношений с разных точек зрения; (таблицы, диаграммы)
  2. оптимальные способы и формы взаимодействия в школе между всеми участниками образовательного процесса; (аннотация к фильму в виде афиши)
  3. формирование представления о ШКОЛЕ у зрителей (схема).

Только что мы с вами рассмотрели разные модели школы. Может ли какая-нибудь из них считаться совершенной? Почему? (разные взгляды, разные мнения, разные формы)

В настоящее время компьютерное моделирование в научных и практических исследованиях является одним из основных элементов познания. Технология моделирования требует от исследователя умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов. С помощью моделирования можно не только планировать день, учёбу, труд; но также делать правильный выбор в принятии жизненно – важных решений.

В этой связи в качестве домашнего задания хочу предложить построить модель ШКОЛЫ, в которой вам хотелось бы жить и учиться, используя любую известную форму представления информации. Помните при этом, что честность, порядочность, справедливость, любовь, дружба – являются непререкаемыми ценностями во все времена и при любых обстоятельствах. Человек сам способен решить как ему поступать, то есть обладает свободой выбора.

Я предлагаю Вам сделать свой выбор при моделировании будущей школы!

 На этом урок закончен. Спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока информатики и математики «Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью прикладных компьютерных программ»

Интегрированный урок математики и информатики был проведен в рамках городской  декады молодого специалиста учителем математики  МБОУ СОШ №16 Хреновой Е.А. и  учителем информатики ...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Урок в 6 классе по информатике на тему: «Табличные информационные модели»

Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не ...

Конспект урока информатики на тему "Исследование физической модели"

Конспект урока информатики с презентацией по теме "Исследование физической модели" . Также в презентации представлен самоанализ урока....

Видеоурок по информатике на тему "Табличные информационные модели"

Видеоурок на тему "Табличные информационные модели"...