материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ
учебно-методический материал (информатика и икт, 8 класс) по теме

материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_materialy_dlya_samopodgotovki.docx667.42 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОСТАШКОВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

г. Омск, 2013

8 КЛАСС

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

Изучив эту тему, вы узнаете:

  1. Назначение алгоритма, его определение и свойства;
  2. Типовые алгоритмические конструкции;
  3. Понятие программы и программного обеспечения;
  4. Понятие файла и папки, их назначение и параметры, основные действия над ними;
  5. Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  6. Основные объекты текстовых документов, их параметры, технологию создания, редактирования и форматирования текста.

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

  1. Приводить примеры и составлять алгоритмы из разных сфер;
  2. Выполнять стандартные действия с папками, файлами и окнами;
  3. Изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
  4. Запускать приложения или документы и переключаться между задачами;
  5. Создавать и редактировать любой графический объект;
  6. Создавать и редактировать текстовый документ;
  7. Владеть операциями форматирования текста;
  8. Создавать таблицы и графические объекты.

2.1 Основы алгоритмизации

Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.

Алгоритм содержит несколько шагов. Шаг – это отдельное законченное действие.

Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. Исполнителем может быть человек, животное, робот, компьютер.

Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Свойства алгоритма:

  1. дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги;
  2. понятность  - каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;
  3. точность – указание последовательности шагов;
  4. результативность – получение результата за конечное число шагов;
  5. массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач.

Задание 2.1. Назови исполнителей следующих видов работы:

  1. уборка мусора во дворе;
  2. обучение детей в школе;
  3. вождение автомобиля;
  4. ответ у доски;
  5. приготовление пищи;
  6. печатание документа на принтере.

Попробуй сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей, назови среду каждого исполнителя.

Например: управление самолетом – летчик. СКИ – запуск двигателя самолета, подъем самолета в воздух, посадка самолета, управление самолетом и т.д. Среда – кабина самолета.

Способы описания алгоритма:

  1. словесный (письменно или устно);
  2. графический (стрелками, рисунками, блок-схемами);
  3. программный.

Блок-схема

Блок-схема – графический способ описания алгоритма.

На блок-схеме шаги алгоритма обозначаются специальными геометрическими фигурами, внутри которых записываются действия. Направление выполнения алгоритма обозначается стрелками.

- начало (конец) алгоритма

- действие

- проверка условия

- ввод или вывод данных

Какие бывают алгоритмы?

Линейный алгоритм

Алгоритм называется линейным, если он содержит несколько шагов и все шаги выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.

Пример 1: Найти сумму двух чисел А и В. А = 5; В = 6.

Блок-схема

Этот алгоритм будет линейным, потому что он содержит три шага, которые выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.

Исполнитель: человек, компьютер.

Среда исполнителя: любая.

Пример 2: Требуется вычислить суммарное время просмотра всей коллекции Эрмитажа в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в России составляет 70 лет.

Словесный алгоритм

Алгоритм в виде блок-схемы

Начало алгоритма

  1. Введите количество экземпляров коллекции.
  2. Рассчитайте время просмотра всех экземпляров:
  1. в минутах;
  2. в часах;
  3. в днях;
  4. в годах;
  5. в «жизнях».
  1. Выведите результаты расчетов.

Задание 2.2. Найти произведение двух произвольных чисел А и В. Представьте алгоритм в виде блок-схемы и заполните пропуски.

Этот алгоритм будет ________________, потому что он содержит ______шага, которые выполняются __________________ друг за другом от _______ до ____________

Исполнитель: _________________

Среда исполнителя: _____________________

Задание 2.3. Требуется рассчитать параметры прямоугольного треугольника с углом 30о по заданному катету, лежащему против угла 30о.напишите словесный алгоритм и представьте его в виде блок-схемы.

Словесный алгоритм

Алгоритм в виде блок-схемы

 

Разветвляющийся алгоритм

Алгоритм называется разветвляющимся, если порядок выполнения шагов изменяется в зависимости от некоторых условий.

Если условие выполнено, то для решения задачи используется ветвь да, в противном случае – ветвь нет.

Пример: Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой.

А

3

5

7

8

10

11

Х

Этот алгоритм будет разветвляющимся, потому что порядок выполнения шагов изменяется в зависимости от величины А.

Исполнитель: человек компьютер.

Среда исполнителя: любая.

Задание 2.4. Определи правильный порядок действий при входе в метро и заполни блок-схему.

Шаги алгоритма:

  1. прохожу через турникет;
  2. дожидаюсь разрешающего сигнала;
  3. покупаю магнитную карту;
  4. иду к кассе;
  5. вставляю магнитную карту в автомат;
  6. есть ли магнитная карта?

Этот алгоритм будет________________, потому что порядок выполнения шагов ___________в зависимости от ____________.

Исполнитель:______________

Среда исполнителя:______________

Задание 2.5. Определи, является ли четырехугольник квадратом. Составь алгоритм. Представь его в виде блок-схемы.

Циклический алгоритм

Алгоритм называется циклическим, если определенная последовательность шагов повторяется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла).

Тело цикла – это шаги алгоритма, которые повторяются несколько раз.

Параметр цикла – величина, от которой зависит число повторений в цикле.

Цикл заканчивается, когда параметр цикла принимает нужное значение.

Пример. Алгоритм работы автомата по продаже банок «Pepsi».

Шаги: 

  1. подойти к автомату;
  2. посмотреть цену; 
  3. набралась нужная сумма?
  4. достать деньги;
  5. опустить монету;
  6. нажать кнопку;
  7. взять банку.

Задание 2.6. Составьте алгоритм сортировки 10 веществ на проводники и изоляторы. Обведи цветным карандашом тело цикла.

Контрольные вопросы и задания

  1. Составь алгоритм нахождения скорости пешехода. Путь 6 км он прошел за 2 часа.
  2. Составь алгоритм нахождения периметра и площади прямоугольника со сторонами А и В.
  3. Задумано число Х. если оно больше 10, то прибавь к нему 2,  в противном случае – умножь на 2. Составь алгоритм решения данной задачи.
  4. Составь алгоритм работы робота по сортировке белых и красных шариков. Белые шарики класть налево, красные – направо.
  5. Сравни три типа алгоритмов.

Линейный алгоритм

Разветвляющийся алгоритм

Циклический алгоритм

блок-схема

порядок шагов

основные типы задач

2.2 Представление о программе

2.3 Системная среда Windows

Windows – это графическая операционная система, которая управляет работой всех устройств и программ компьютера.

На современных компьютерах Windows загружается автоматически при включении компьютера.

Примеры Windows: Windows 98, Windows 2000, Windows ХР и др.

Одна из основных функций операционной системы – работа с файлами.

Меню – список команд, которые может выполнить компьютер.

В Windows со всеми командами работают с помощью мыши.

Правила работы с мышью:

выбрать – подвести указатель к нужному объекту и щелкнуть один раз левой кнопкой мыши;

запустить (загрузить) - подвести указатель к нужному объекту и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.

Выход из Windows:

Пуск →Завершение работы →Выключить компьютер → ОК.

Запомни: перед выходом из Windows необходимо закрыть все окна!!!

Основные элементы интерфейса Windows

Основные элементы окна

Создание, просмотр и редактирование файлов (документов) осуществляется в соответствующих программах (например, в Word – текстовые файлы, в Paint – графические файлы и т.д.)

Задание 2.7.

  1. Включи компьютер.
  2. Выбери ярлык Word.
  3. Запусти программу Word.
  4. Сверни окно (нажми кнопку Свернуть).
  5. Разверни окно на весь экран (нажми кнопку Развернуть).
  6. Установи прежние размеры окна (нажми на кнопку Восстановить).
  7. Измени размеры окна, для этого подведи указатель мыши к границе окна, нажми левую кнопку и установи другой размер.
  8. Перемести окно в правый нижний угол экрана (щелкни мышью в строке заголовка и перетащи окно в нужное место).
  9. Закрой окно.

Открытие файла или папки:

  1. дважды щелкни значок Мой компьютер;
  2. дважды щелкни диск, на котором содержится файл;
  3. дважды щелкни файл или папку, которую следует открыть.

Задание 2.8.

  1. открой файл cursor.exe, находящийся на диске D: в папке Школа\Информатика\ROBOT.
  2. определи его размер.
  3. выполни задание учителя.
  4. закрой окно программы.

Работа с файлами и папками

Создание папки:

  1.  в окне Проводника (Пуск → Программы → Проводник) выбери диск, на котором требуется создать новую папку;
  2.  В меню Файл выбери команду Создать, а затем выбери Папка. В окне появится новая папка с именем, которое присвоено ей по умолчанию;
  3.  Введи имя новой папки и нажми клавишу Enter.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе.Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе. Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России". ...

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира". ...

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе. Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе.  Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли". ...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 10-11 класс

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 10-11 класс (смотри задания в прилагаемом файле)...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5 - 11 класс ответы

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 7 - 9класс   ответы...

Материал для самостоятельного изучения учащимся 8 классов по теме: "Рациональное питание и составление меню"

Данный материал предназначен для самостоятельного изучения учащимися 8 классов темы: "Рациональное питание и составление меню" и выполнения практической работы....