Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8-9 классах по учебнику Н.Д. Угриновича
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс Н.Д. Угринович с пояснительной запиской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_informatika_2012-2013uch._god.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс Угринович
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
· Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 10 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 13 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение 1 ч
Формы и средства контроля
Тематический контроль
№ | Тематика | Вид | Форма |
8 класс | |||
1 | Информация и информационные процессы | Контрольная работа, вводный контроль |
|
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | контрольная работа |
|
3 | Коммуникационные технологии | контрольная работа |
|
4 | Итоговое повторение | контрольная работа |
|
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
· Операционная система – Windows XP, Linux.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Программа интерактивного общения.
· Простой редактор Wеb-страниц.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Тема урока | Кол. час. | Д/з | Сроки | |
план | факт | ||||
Информация и информационные процессы. | 10 |
| |||
1 | Техника безопасности на уроках информатики. | 1 | ТБ на уроках и. | ||
2 | Информационные процессы в неживой природе. | 1 | 1.1.1 | ||
3 | Информационные процессы в живой природе. | 1 | 1.1.2 | ||
4 | Информация и информационные процессы в технике | 1 | 1.1.3 | ||
5 | Знаки: форма и значение | 1 | 1.2.1 | ||
6 | Знаковые системы | 1 | 1.2.2 | ||
7 | Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора» | 1 | 1.2.2 | ||
8 | Кодирование информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с помощью клавиатуры» | 1 | 1.2.3 | ||
9 | Решение задач на кодирование информации | 1 | 1.2.3 | ||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 |
| ||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | 10 |
| |||
11 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 1 | 2.1 | ||
12 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | 2.2.2, 2.2.3 | ||
13 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | 2.2.4 2.2.5 | ||
14 | Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | 2.3.1 | ||
15 | Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | 1 | 2.3.3 | ||
16 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | 1 | 2.4 2.4.1 | ||
17 | Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 1 | 2.4.2 | ||
18 | Графический интерфейс операционных систем. | 1 | 2.5,2.6 | ||
19 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | 2.7, 2.8 | ||
20 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» | 1 | 2.7, 2.8 | ||
Коммуникационные технологии. | 13 |
| |||
21 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | 1 | 3.2 | ||
22 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 | 3.3 3.3.1 | ||
23 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | 3.3.2 3.3.3 | ||
24 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 | 3.4 3.4.1 | ||
25 | Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | 3.4.2 | ||
26 | Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | 3.4.3 | ||
27 | Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | 3.5 | ||
28 | Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. | 1 | 3.6, 3.4.4 | ||
29 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 1 | 3.7.1 3.7.2 | ||
30 | Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | 3.7.3 | ||
31 | Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | 1 | 3.7.4 3.7.5 | ||
32 | Списки и интерактивные формы на Web-страницах | 1 | 3.7.6 3.7.7 | ||
33 | Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | 3.7.6 3.7.7 повтор. | ||
| Итоговое повторение | 1 |
| ||
34 | Повторение материала. Решение упражнений. Обобщающее повторение | 1 |
| ||
ИТОГО: | 34 |
|
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ в 9 классе.
(2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
№ | Тема урока | Кол. час. | Д/з | Сроки | |
план | факт | ||||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 14 |
| |||
1 | Техника безопасности на уроках информатики. | 1 | ТБ на уроках и. | ||
2 | Формы представления информации в ПК | 1 | |||
3 | Кодирование графической информации Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации». | 1 | |||
4 | Растровая и векторная графика. | 1 | |||
5 | Кодирование графической информации | 1 | |||
6 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах | 1 | |||
7 | Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | |||
8 | Работа с объектами в векторных графических редакторах | 1 | |||
9 | Практическая работа 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | |||
10 | Растровая и векторная анимация. | 1 | |||
11 | Практическая работа 1.4. «Анимация». | 1 | |||
12 | Решение задач на нахождение количества информации | 1 | |||
13 | Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации». | 1 | |||
14 | Цифровое фото и видео. Зачёт №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | |||
Кодирование и обработка текстовой информации. | 11 |
| |||
15 | Кодирование текстовой информации. | 1 | |||
16 | Создание документов в текстовых редакторах Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации». | 1 | |||
17 | Сохранение и печать документов. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией. | 1 | |||
18 | Сохранение документов в своей папке. Печать документа. Ввод и редактирование. | 1 | |||
19 | Форматирование документа. Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул». | 1 | |||
20 | Форматирование символов. Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев». | 1 | |||
21 | Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков. | 1 | |||
22 | Таблицы. Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными. | 1 | |||
23 | Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | 1 | |||
24 | Практическая работа 2.7. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа. | 1 | |||
25 | Зачёт №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». | 1 | |||
Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
| |||
26 | Кодирование числовой информации. | 1 | |||
27 | Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 1 | |||
28 | Электронные таблицы. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 1 | |||
29 | Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 1 | |||
30 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 | |||
31 | Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов. | 1 | |||
32 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | |||
33 | Представление базы данных в виде таблицы и формы | 1 | |||
34 | Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 1 | |||
35 | Зачёт №2 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | |||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 16 |
| |||
36 | Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | |||
37 | Свойства алгоритма и его исполнители Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно - ориентированного программирования. | 1 | |||
38 | Блок-схемы алгоритмов. | 1 | |||
39 | Выполнение алгоритмов компьютером Практическая работа 4.2. Проект «Переменные». | 1 | |||
40 | Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор». | 1 | |||
41 | Линейный алгоритм. Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор». | 1 | |||
42 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время». | 1 | |||
43 | Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов». | 1 | |||
44 | Алгоритмическая структура «цикл» Практическая работа 4.7. Проект «Отметка». | 1 | |||
45 | Переменные: тип, имя, значение Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов». | 1 | |||
46 | Арифметические, строковые и логические выражения Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнений». | 1 | |||
47 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | |||
48 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования | 1 | |||
49 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевёртыш». | 1 | |||
50 | Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор». | 1 | |||
51 | Зачёт №3 (Защита проектов) | 1 | |||
Моделирование и формализация | 13 |
| |||
52 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | |||
53 | Моделирование, формализация, визуализация. | 1 | |||
54 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | |||
55 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | |||
56 | Приближённое решение уравнений. | 1 | |||
57 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | 1 | |||
58 | Практическая работа 4.11 «Проект «Системы координат» | 1 | |||
59 | Практическая работа 4.12 «Проект «Анимация» | 1 | |||
60 | Практическая работа 5.1 Проект «Бросание мячика на площадку» | 1 | |||
61 | Практическая работа 5.2 Проект «Графическое решение уравнения» | 1 | |||
62 | Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений». | 1 | |||
63 | Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления». | 1 | |||
64 | Зачёт №4 Защита проектов | 1 | |||
| Информатизация общества | 3 | |||
65 | Информационное общество. | 1 | |||
66 | Информационная культура. | 1 | |||
67 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | |||
| Итоговое повторение | 1 | |||
68 | Повторение материала. Решение упражнений. Обобщающее повторение | 1 | |||
ИТОГО: | 68 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович
Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8-9 классов к учебнику Н.Д. Угриновича
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8-9 классов к учебнику Н.Д. Угриновича разработана на основе примерной программы по предмету для ОУ и авторской программы Н.Д. Угриновича. Рассчитана на два ...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10-11 классов к учебнику Н.Д. Угриновича
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10-11 классов к учебнику Н.Д. Угриновича разработана на основе примерной программы по предмету для ОУ и авторской программы Н.Д. Угриновича. Рассчитана ...
Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС) Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...