ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ
статья по информатике и икт (11 класс) на тему

Захарова Ольга Михайловна

Статья раскрывает роль социальных сервисов в современном образовательном процессе, рассматривает вопросы методики подготовки учебных занятий с использованием технологий WEB 2.0.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

 ИНТЕРНЕТА  В  ОБРАЗОВАНИИ

Глобальное информационное  пространство  – новый  сверхмощный  ускоритель  развития  общества. Информация становится универсальным и наиболее  совершенным  фактором  развития социальных процессов. Главная же цель функционирования  всех  систем  образования сегодня – обеспечение качества образования,  адекватного  непрерывным  процессам  изменяющегося  мира  и  общества. На развитие и функционирование системы  образования  в  целом  наибольшее  влияние оказывают  такие  факторы,  как  современное общество, современное производство, человек как личность.

Результатом же нового качества в образовании может считаться развитие умений и качеств человека, которому предстоит жить и трудиться в современном постиндустриальном  обществе. К таким обобщенным умениям и качествам относят:

  1. ответственность  и  адаптивность  –  контроль  личной  ответственности  и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте;
  2. коммуникативные умения – понимание  другого,  умение  общаться  и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного  и  сетевого общения;
  3. креативность и любознательность – развитие, применение и обмен новыми идеями с другими;
  4. открытость новым и разнообразным точкам зрения;
  5. критическое  и  системное  мышление  –  развитие  мышления,  обусловливающего  совершение  обоснованного выбора;
  6. понимание  взаимосвязей  в сложных системах;
  7. умения работать с информацией и  медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;
  8. межличностное взаимодействие и сотрудничество  –  умение  работать  в команде,  быть  лидером,  выполнять разные роли, распределять обязанности; признание различных мнений;
  9. продуктивная работа в  коллективе;  
  10. умение ставить и решать проблемы;
  11. направленность  на  саморазвитие;
  12. поиск и размещение соответствующих  ресурсов;
  13. перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
  14. социальную ответственность – умение действовать в интересах большого сообщества; этично себя вести в личном, рабочем и общественном контекстах.

Таким образом, сегодня качество образования определяется степенью соответствия  результата не столько знаний и умений, сколько качеств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям,  которые  должны  отражать  интересы личности, общества, государства. Формирование  и  развитие  отмеченных умений и качеств во многом лежит в сфере ответственности системы образования. Какие  же  возможности  предоставляют современные информационные технологии для решения этих задач?

Среди  основных  тенденций  развития  Интернет-технологий  выделяют  развитие новых социальных форм программного обеспечения. Сервисы Web 2.0 при использовании их в образовательном процессе — новые  и  современные  средства,  следовательно,  они  будут привлекательны для обучающихся, а значит, и  полезны для повышения их интереса и мотивации к познанию нового, что является одним  из  важнейших  аспектов  образовательного процесса. Сетевые  социальные  сервисы  (ССС)  являются  новой  технологической  базой  для поддержания и развития социальной активности школьников и могут быть эффективно использованы в рамках  учебно-познавательной деятельности. Анализ системы функций сетевых сервисов и содержания обобщенной модели образовательного процесса позволяет раскрыть стороны деятельности учителя и познавательной работы школьников с применением ССС. К видам деятельности в рамках Wеb 2.0 можно отнести коллективные  обсуждения,  сетевые  дискуссии; коллективный поиск информации, ссылок;  коллективное  использование  видео, аудио, фото; коллективное создание и редактирование  текстов;  коллективное  редактирование изобразительных материалов, программ работы, карт и схем; работу в сетевых проектах и др.

Цели применения ССС на занятии  определяется  планируемыми  видами учебно-познавательной  деятельности  учащихся  и  формулируется  в  виде  конкретных  учебных задач. Решение  таких задач ориентировано на формирование совокупности предметных знаний и умений в условиях сетевой активности школьников.  

Применение ССС в учебном процессе может осуществляться на учебных занятиях различных организационных форм(урок, учебная  конференция, семинар, учебная дискуссия, практикумы различных видов и др.). Место ССС на учебном занятии определяется его структурой. Организация учебного процесса с применением ССС строится в два этапа: подготовительный и основной. Целью первого этапа является проектирование учебного процесса. На втором этапе происходит реализация плана применения ССС. Следует обеспечить два направления дидактической  поддержки применения ССС в учебной деятельности (решения учебных задач):

1) поддержка технологии работы с сервисами (инструментальный аспект дидактической поддержки);  

2) поддержка собственно предметной деятельности учащихся, включающей работу с ССС (познавательный аспект дидактической поддержки).

Возможны три варианта применения сетевых социальных сервисов на учебных занятиях: аудиторный, дистанционный и смешанный. Обучение для каждого из вариантов осуществляется в два этапа.  На подготовительном этапе действия учителя связаны с построением модели занятия (прогнозирование) и проектированием учебного занятия с применением ССС. Ниже раскрыта примерная последовательность этих действий:

I. Проанализировать тематический план учебного курса, определить темы учебных занятий, которые могут быть реализованы с применением ССС. Уточнить при необходимости их организационные формы.  

II. Выбрать практику проведения учебного занятия с применением ССС (аудиторную, дистанционную, смешанную).

III. Проанализировать содержание учебной темы и оценить  возможности ССС как источников  учебной  информации  и  инструментов  учебной  деятельности  школьников  в рамках выбранной учебной темы. Для оценки необходимо обратить внимание на соблюдение требований к отбору содержания. Уточнить виды сетевых сервисов для применения на данном учебном занятии.

IV. Определить виды предметной учебно-познавательной деятельности (их состав) в рамках конкретного учебного занятия, которые могут быть организованы с применением каждого из выбранных сервисов.

V. Уточнить особенности применения ССС в  рамках избранной формы организации занятий.  Например,  при выполнении лабораторной работы следует продумать возможности сервисов: 1) при использовании на различных этапах выполнения эксперимента  (постановка  проблемы,  выдвижении  гипотезы  и  т.п.);  2)  для  случаев  применения  на разных этапах занятия (вводная часть, основная часть и т.д.).

VI. Уточнить цели применения ССС в учебной деятельности школьников, осуществить их оптимальный отбор и сформулировать конкретную дидактическую цель использования на занятии каждого из избранных сервисов/сервиса:  

а) изучение учащимися программного материала;

б) закрепление программного материала (отработка ЗУН);  

в) обобщение и систематизация.

VII.  Сформулировать  учебные  задачи  для  работы  школьников  с  ССС,  обеспечивающие в своем составе достижение  цели применения отдельного сервиса и цели всего занятия в целом. Оценить доступность задач по сложности и оптимальность по временным затратам на процесс решения, уточнить последовательность решения учебных задач.

Можно рекомендовать обобщенный план работы с применением сетевых социальных сервисов:

1.  Поиск, выбор и переход на сервис.

2. Рассмотрите составляющие интерфейса сервиса. Обратите внимание на активные «кнопки» и примеры документов / информацию, расположенные на главной странице. В случае необходимости обратитесь к разделу «Помощь», «Справка», «Help», «FAQ».

3. При необходимости выполните регистрацию на сервисе. Помните о правилах  безопасной работы в Интернете.

4.  Обратите внимание на общий инструментарий сервиса, уточните назначение инструментария сервиса, относящегося к группе часто используемого, а именно инструменты для работы с личным аккаунтом пользователя.

6.  Проанализируйте возможности специфичного инструментария сервиса, а именно инструменты обработки размещенных материалов.

7.  Сформулируйте цели изучения учебного материала с применением сетевого социального сервиса:

  1. обращение к хранилищам данных научных экспериментов и их изучения;  изучение опыта других людей;
  2. поиск информационных материалов по сформулированному условию с помощью разнообразных инструментов (условия поиска, по тегу, с использованием облака тегов и т.п.);
  3. создание авторских материалов различных медиаформатов инструментами сетевых сервисов;
  4. размещение результатов деятельности, представленных в различных медиаформатах, в том числе сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видеороликов процесса работы;
  5. хранение информационных материалов различных медиаформатов;  
  6. составление аннотации к размещенным текстовым материалам;
  7. классификация и систематизация информации посредством тегирования;
  8. создание совместных текстовых документов с другими участниками учебного процесса (опорный конспект, презентации, статья);
  9. редактирование собственных материалов, том числе и после обсуждения с использованием сервисов общения (чаты, форумы, блоги);
  10. редактирование документов, предназначенных для  совместного использования на сервисах совместных документов и сервисах обмена знаниями;
  11. социального взаимодействия:  с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе и видеосервисами),  учащимися (создание отчетных материалов в ходе совместной работы; онлайн дискуссии и общение в блогах),  специалистами (консультации и дискуссии в режиме реального и отсроченного времени);   самоконтроля (по инструкции,  написания аннотации, формирования тегов; посредством обеспечения доступа к размещенным документам);  взаимоконтроля (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитическая оценка результатов работы сетевым сообществом).

8.  Составьте план работы с применением сервиса:  определите, какие документы, содержащиеся в контенте сервиса, необходимы для работы;   выясните, каких результатов необходимо достичь и в какой форме их надо зафиксировать;  при наличии нескольких необходимых документов следует определить порядок работы с ними;   при необходимости использования нескольких сервисов следует определить порядок их применения.

9.  Определите способы работы с инструментарием сервиса для фиксации результатов (загрузка / выгрузка документов; сохранение комментариев; выставление рейтинга; создание новых документов и др.).

10. Выполните задание в соответствии с намеченным планом. При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками информации (полиграфическими, виртуальными).

11.  Подготовьте отчет (устный рассказ; письменную работу, в том числе печатную; компьютерную презентацию) о выполненной работе.

Второе направление (познавательный аспект организации дидактической поддержки). В этом случае учителю следует руководствоваться целями применения ССС в рамках различных видов деятельности. Содержание поддержки определяется содержанием видов учебно-познавательной деятельности и особенностями применения ССС в рамках каждого вида.

Дидактическая поддержка предметной деятельности вне зависимости от ее уровня должна  строиться  с  опорой  на  обобщенный  план  различных  видов  учебно-познавательной деятельности. Поддержка точно так же может носить трехуровневый характер.

Уровни  предметной и технологической  дидактической  поддержки  деятельности школьников с применением  ССС  могут  не  совпадать.  На  начальном  этапе применения сетевых  сервисов  инструктивные  материалы   по их  применению  требуются  как  «сильным», так и «слабым» в предметном материале ученикам. В процессе обучения возможны  разные  комбинации  уровней  самостоятельности  в  применении  ССС  при  изучении  предметного материала. Может случиться, что ученик, способный в области конкретной области знаний, будет применять сервисы только по инструкции. Зато специалист в области сетевых технологий может оказаться недостаточно подготовленным  учащимся по предмету. В ряде случаев целесообразно объединять таких учащихся в пары и использовать прием взаимообучения.

В соответствии с уровнем предметной и технологической готовности учащихся к деятельности с применением ССС необходимо разработать дидактические раздаточные материалы (учебные задачи, полные и сокращенные ОП, учебные инструкции, задания, творческие планы работы и т.п.). Результатом подготовительного этапа деятельности учителя при планировании учебного процесса с применением ССС является составленный план-конспект учебного занятия. Такое проектирование осуществляется, с одной стороны, с учетом дидактической модели применения ССС в учебном процессе, с другой стороны, с учетом готовности класса (познавательной, психологической, технологической).

Следующий этап деятельности учителя в учебном процессе при применении ССС связан с проведением учебного занятия на основе разработанного проекта. Результатом основного этапа работы учителя на учебном занятии с применением ССС является формирование у учащихся: 1) практики работы с сервисами; 2) опыта познавательной деятельности по предмету с применением ССС; 3) практики познавательного сотрудничества в решении предметных задач с применением ССС; 4) опыта социального взаимодействия.  Все  перечисленное  следует  отнести  к  метапредметным  результатам  обучения школьника, становление которых является актуальным  направлением  педагогических разработок в настоящее время.

Подготовка учителя к учебному занятию с применением сетевых социальных сервисов в соответствии с описанными выше этапами будет способствовать повышению качества  образовательного  процесса  по  таким  направлениям как: расширение образовательного поля учащегося (в области источников информации), появление новых «точек» для  социального  взаимодействия  как учителей, так и учащихся, формирование новых приемов педагогической деятельности педагогов и в целом развитие их профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы

Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...

Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"

В статье описываются  дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....

Использование сетевых сервисов на уроках физической культуры

Опыт использования сетевых ресурсов на уроах физической культуры....

Консультация для учителей «Использование социальных сервисов Web 2.0»

Цель консультации: охарактеризовать сервисы Веб 2.0 как современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия....

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Проектирование учебных заданий с использованием сетевого сервиса «Якласс»

Преподавание предмета "Информатика" с помощью дистанционных технологий...