Информатика 10-11 класс тема "Логика"
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) по теме

Григорьева Ольга Васильевна

Тема "Логика" или "Логические основы компьютера" или "Логика высказываний" иногда "кочует" из 10 в 11 класс, тем не менее здесь представлен материал достаточный для освещения любой из этих тем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы мышления Логика

Слайд 2

Из истории логики Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные в 4 веке до нашей эры древне-греческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель , который впервые отделил логические формы речи от ее содержания. Он исследовал терминологию логики, подробно разобрал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления. Логика – это наука о формах и способах мышления. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие, суждение, умозаключение и доказательство.

Слайд 3

Понятие Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов. В каждом понятии есть две стороны: содержание и объем . Содержание понятия – составляет совокупность существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть содержание понятия, следует выделить признаки, необходимые и достаточные для выделения данного предмета по отношению к другим предметам.

Слайд 4

Понятие Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется, и может быть представлено в форме множества объектов, состоящего из элементов множества. Между множествами (объемами понятий) могут быть различные виды отношений: А В С А Не А С помощью диаграмм Эйлера-Венна, можно показать эти отношения: А – множество прямоугольников С – множество ромбов В – множество квадратов А – множество чётных чисел РАВНОЗНАЧНОСТЬ/ПЕРЕСЕЧЕНИЕ/ПОДЧИНЕНИЕ

Слайд 5

Высказывание Высказывание (суждение) - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними. О предметах можно судить верно или неверно, т.е. высказывание может быть истинным или ложным . Истинным будет суждение, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным суждение будет в том случае, когда связь понятий искажает объективные отношения, не соответствует реальной действительности. Например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов 2+2=5

Слайд 6

Высказывание Любое ли предложение является высказыванием? Ура! Ты пойдёшь сегодня в кино? Ртлыорашрмшрзасщшкги. Могу играть, а могу книгу читать. Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, оценка истинности или ложности которых невозможна.

Слайд 7

Высказывание Чем отличаются следующие высказывания? 53-21=32 2*2=4 или 2*2=5 Сегодня я пойду гулять Сегодня я пойду гулять и зайду за тобой. Высказывание называется простым , если никакая его часть сама не является высказыванием. Высказывание, состоящее из простых высказываний, называются составным (сложным). . Простые и составные высказывания. Если истинность или ложность простых высказываний устанавливается на основании здравого смысла, то истинность или ложность составных высказываний вычисляется с помощью – алгебры высказываний.

Слайд 8

Умозаключение Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками , получается новое суждение (заключение). Умозаключения бывают : Дедуктивные, Индуктивные, По аналогии.

Слайд 9

Умозаключение В дедуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от общего к частному. Например , из двух суждений: «Все металлы электропроводны» и «Ртуть является металлом» путем умозаключения можно сделать вывод, что: «Ртуть электропроводна». В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему. Например , установив, что отдельные металлы - железо, медь, цинк, алюминий и т.д . - обладают свойством электропроводности , можно сделать вывод, что все металлы электропроводны. Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов к общности других свойств и отношений. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям, поэтому, когда на Солнце обнаружили неизвестный еще на Земле химический элемент гелий, то по аналогии заключили: такой элемент есть и на Земле .

Слайд 10

Доказательство Доказательство есть мыслительный процесс, направленный на подтверждение или опровержение какого-либо положения с помощью других несомненных, ранее обоснованных доводов. Доказательство по своей логической форме не отличается от умозаключения. Однако, если в умозаключении заранее исходят из истинности посылок и следят только за правильностью логического вывода, в доказательстве подвергается логической проверке истинность самих посылок.

Слайд 11

Дома: П. 3.1 стр. 1212 – 125 Вопросы стр. 125



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя _________________________________________________________1 вариант

  1.  Логика – это наука о _________________________________________________________________
  2. Какие диаграммы используются в логике? ______________________________________________
  3. Понятие – это форма мышления, отражающая ___________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  4. Объём понятия – это ________________________________________________________________
  5. Какие высказывания являются ИСТИННЫМИ? __________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  6. Какие высказывания бывают по своему составу? _________________________________________
  7. Приведите пример ложного высказывания: ______________________________________________
  8. Умозаключение – это форма мышления, где _____________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  9. Индуктивное умозаключение – это _____________________________________________________
  10. Умозаключения по аналогии – это ______________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________

Фамилия Имя ________________________________________________________2 вариант

  1. Основоположник логики, как  науки ____________________________________________
  2. Логика изучает – ___________________________________________________________________
  3. Понятие состоит из 2-х частей - _________________________ и __________________________
  4. Содержание понятия – это__________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  5. Высказывание – это форма мышления, в которой ________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  6. Какие высказывания являются ЛОЖНЫМИ? ____________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  7. Приведите пример истинного высказывания: _____________________________________________
  8. Какие бывают умозаключения? ________________________________________________________
  9. Дедуктивное умозаключение – это _____________________________________________________
  10. Доказательство – это мыслительный процесс ____________________________________________
    ___________________________________________________________________________________

Фамилия Имя _________________________________________________________1 вариант

  1.  Логика – это наука о _________________________________________________________________
  2. Какие диаграммы используются в логике? ______________________________________________
  3. Понятие – это форма мышления, отражающая ___________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  4. Объём понятия – это ________________________________________________________________
  5. Какие высказывания являются ИСТИННЫМИ? __________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  6. Какие высказывания бывают по своему составу? _________________________________________
  7. Приведите пример ложного высказывания: ______________________________________________
  8. Умозаключение – это форма мышления, где _____________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  9. Индуктивное умозаключение – это _____________________________________________________
  10. Умозаключения по аналогии – это ______________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________

Фамилия Имя ________________________________________________________2 вариант

  1. Основоположник логики, как  науки ____________________________________________
  2. Логика изучает – ___________________________________________________________________
  3. Понятие состоит из 2-х частей - _________________________ и __________________________
  4. Содержание понятия – это__________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  5. Высказывание – это форма мышления, в которой ________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  6. Какие высказывания являются ЛОЖНЫМИ? ____________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
  7. Приведите пример истинного высказывания: _____________________________________________
  8. Какие бывают умозаключения? ________________________________________________________
  9. Дедуктивное умозаключение – это _____________________________________________________
  10. Доказательство – это мыслительный процесс ____________________________________________
    ____________________________________________________________________________________
  11. Составные высказывания получают из простых с помощью союзов: ___________________________________________________________________________________________
  12. Операция конъюнкция это союз ________, обозначается ____________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  13. Операция импликация это союз ______________________, обозначается _________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  14. Операция инверсия это союз ________________, обозначается _____. Таблица истинности:

  1. Истинные высказывания обозначаются ____________, а ложные ___________________
  2. Операция дизъюнкция это союз ________, обозначается ____________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  3. Операция эквиваленция это союз ______________________, обозначается _______. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  4. Операция инверсия это союз ________________, обозначается _____. Таблица истинности:

  1. Составные высказывания получают из простых с помощью союзов: ___________________________________________________________________________________________
  2. Операция конъюнкция это союз ________, обозначается ____________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  3. Операция импликация это союз ______________________, обозначается _________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  4. Операция инверсия это союз ________________, обозначается _____. Таблица истинности:

  1. Истинные высказывания обозначаются ____________, а ложные ___________________
  2. Операция дизъюнкция это союз ________, обозначается ____________. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  3. Операция эквиваленция это союз ______________________, обозначается _______. Таблица истинности:
    _
    А____В_____А___В___
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
  4. Операция инверсия это союз ________________, обозначается _____. Таблица истинности:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

1 вариант

1) Пусть А= «Этот День солнечный», В= «Этот день жаркий», а С= «Облака есть».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

 1 вариант

1) Пусть А= «Этот День солнечный», В= «Этот день жаркий», а С= «Облака есть».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

1 вариант

1) Пусть А= «Этот День солнечный», В= «Этот день жаркий», а С= «Облака есть».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

2 вариант

1) Пусть А= «Идёт дождь», В= «Дует ветер», а С= «На улице – тепло».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

2 вариант

1) Пусть А= «Идёт дождь», В= «Дует ветер», а С= «На улице – тепло».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:

Контрольная работа по теме «Преобразование логических выражений»

2 вариант

1) Пусть А= «Идёт дождь», В= «Дует ветер», а С= «На улице – тепло».Выразите предложенную формулу на обычном языке:

2) Составьте таблицу истинности для данного логического выражения:

3) Упростите логические выражения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Внеклассное мероприятие по информатике для 10 класса "Информатика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по информатике для обучающихся 10-х классов в форме деловой игры "Информатика вокруг нас"....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...