Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Кустова Елена Васильевна

Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно, учит переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_5.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кустова Елена Васильевна

МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области

6 класс                                                                                                      

Урок 5

Тема: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.  

              Работа с приложением калькулятор».

Цель урока: изучить способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления

Задачи урока:

  1. Образовательная -  формировать умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно, научить переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
  2. Развивающая - развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы; закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, строить по аналогии;
  3. Воспитательная - воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.

Оборудование:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация «Цифровые данные (часть 1)»

Ход урока:

I Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку.

II Актуализация и проверка усвоения изученного материала: 

  1. Дайте определение системы счисления.
  2. Как перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную?.

Визуальная проверка выполнения задания РТ: №17, 18 (3, 4, 5)  с.12-13

  1. РТ: №17 с. 12

25 г – закрашенные клеточки 1г, 8г, 16г;

48 г – закрашенные клеточки 32г, 16г;

72 г – закрашенные клеточки 8г, 64г;

105 г – закрашенные клеточки 1г, 8г, 32г, 64г;

127 г – закрашенные клеточки 1г, 2г, 4г, 8г, 16г, 32г, 64г (все клетки).

  1. РТ: № 18 (3, 4, 5)  

3)

543

271

135

67

33

16

8

4

2

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

Ответ: 1000011111

4)

950

475

237

118

59

29

14

7

3

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

Ответ: 1110110110

5)

1025

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Ответ: 10000000001

III Сообщение темы и целей урока:

Мы с вами на прошлом уроке научились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, а сегодня на уроке мы научимся переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную.

Запишите тему урока: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления»

IV Объяснение нового материала: 

Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную

Способ 1

           Пусть имеется число 1111012. Его можно представить так:


111101
2 = 1-1 + 0- 2 + 1- 4 + 1- 8 + 1-16 + 1- 32 = 6110.

Способ 2

        Возьмем то же число 1111012. Переведем единицу 6-го разряда (первая слева в записи числа) в единицы 5-го разряда, для чего 1 умножим на 2, ибо единица 6-го разряда в двоичной системе содержит 2 единицы 5-го разряда.

К полученным 2 единицам 5-го разряда прибавим имеющуюся единицу 5-го разряда. Переведем эти 3 единицы 5-го разряда в 4-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 4-го разряда: 3-2 + 1 = 7.

Переведем 7 единиц 4-го разряда в 3-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 3-го разряда:

7 • 2 + 1 = 15.

Переведем 15 единиц 3-го разряда во 2-й разряд: 15 • 2 = 30. В исходном числе во 2-м разряде единиц нет.

Переведем 30 единиц 2-го разряда в 1-й разряд и прибавим имеющуюся там единицу: 30 • 2 + 1 = 61. Мы получили, что исходное число содержит 61 единицу 1-го разряда.

Письменные вычисления удобно располагать так:

((((1 • 2 + 1) • 2 + 1) • 2 + 1) • 2 + 0) • 2 + 1 = 61.

Способ 3

Для того чтобы нам было проще в дальнейшем выполнять вычисления, составим таблицу разрядности числа 2.

Значение разрядности числа 2

Разряд

10

9

8

 7

6

5

4

3

2

1

0

Значение

1024

512

256

128

64

32

16

8

4

2

  1

Распишем число 100100012 по разрядам. Над числом 100100012, начиная с конца, записываем: над последней цифрой пишем 0, над предпоследней - 1 и т. д., над первой цифрой числа записываем 7.

7 6 5 4 3 2 1 0

100100012 = 1* 128 + 0*64 + 0*32 + 1* 16 + 0*8 + 0*4 + 0*2 + 1* 1 = 128 + 16 + 1 = 145010.

Ответ: 100100012 = 145010.

Переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно можно с помощью приложения Калькулятор.

V Закрепление изученного: 

Задание 1. Перевести число 1000110111 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

10001101112 = 1 * 512 + 0 * 256 + 0 * 128 + 0 * 64 + 1 * 32 + 1 * 16 + 0 * 8 + 1 * 4 + 1 * 2 + 1 * 1 =

= 512 + 32 + 16 + 4 + 2 + 1 = 56710

Ответ: 10001101112= 56710.

Задание 2. Перевести число 11010 из двоичной системы счисления  в десятичную систему счисления.
Ответ: 110102= 2610.

Задание 3. Перевести число 11111011001 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Ответ: 111110110012 = 2009.

Физкультминутка:

Робот делает зарядку

И считает по порядку.

Раз контакты не искрят,

Два – суставы не скрипят,

Три прозрачен объектив,

Я исправен и красив.

Для глаз и настроения:

Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся,
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем -
И работать мы начнём

VI Практическая работа. Работа с приложением калькулятор

      Проведем небольшой эксперимент.

1. Запустите приложение Калькулятор и выполните команду [Вид-Инженерный]. Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:

двоичная система счисления

  1. Убедитесь, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши введите в поле ввода произвольное двузначное число. Активизируйте переключатель Bin и проследите за изменениями в окне ввода. Вернитесь в десятичную систему счисления. Очистите поле ввода.
  2. Повторите пункт 2 несколько раз для других десятичных чисел.
  3. Настройте Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание на то, какие кнопки Калькулятора и цифровые клавиши клавиатуры вам доступны. Поочередно введите двоичные коды 5-го, 10-го и 15-го членов натурального ряда и с помощью переключателя Dec переведите их в десятичную систему счисления.

Самостоятельно выполните задания:

  1. Переведите числа 1210, 15410, 198010, 141210, 3010 в двоичный код.

  1. Переведите числа 11112, 10000111112, 11010101010102, 11001112, 102 в десятичный код.

Ответ:

  1. 1210  = 11002, 15410 = 100110102, 198010 = 111101111002, 141210 = 101100001002, 3010 = 111102.

  1. 11112 = 1510, 10000111112 = 54310, 11010101010102 = 682610, 11001112 = 10310,  102  = 2 10

Проверка самостоятельной работы. Выставление оценок

VII Подведение итогов урока: 

  1. Что такое двоичное кодирование числовой информации?
  2. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?

.

VIII Домашнее задание:

§1.3 с. 20 – 21  вопросы.

РТ: №20, 21  с.13-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перевод чисел в десятичную систему счисления

Урок №2. Взаимосвязь между системами счисления....

Перевод двоичных числе в десятичную систему счисления

Данная разработка предназначена для проведения урока информатики в 6 классе по теме: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Урок разработан в соответствии с УМК Босова Л. Л. "Информати...

"Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления".

Цели урока:1.Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.2.Развить логическое мышление.3.Воспитать уверенность в своих силах.Зада...

Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления

Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...

Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления

Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й  в десятичную систему счисле...

Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".

Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....