рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа (информатика и икт) на тему

Киселева Ирина Викторовна

рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д.  1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  «Информатика- 8 класс» по учебнику Н.Д.Угринович.

Составитель учитель математики и информатики Киселева И.В.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В практике используются три формы организации работы на уроке:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
  • практические методы (упражнения, практические работы).

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум;
  • тестирование.

Содержание учебного курса

Глава 1. Информация и информационные процессы

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике        

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы        

1.2.3. Кодирование информации        

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации        

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.1. Программная обработка данных на компьютере

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с  файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации        

Глава 3. Коммуникационные технологии

3.1. Передача информации

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете        

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Количество контрольных

Информация и информационные процессы

9

2

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

5

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

13

8

1

Повторение

1

Итого

34

15

3

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.  

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г
  4. Готовимся к ЕГЭ  по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  5. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил
  7. Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  8. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. лаборатория знаний, 2005. – 303 с.:ил.
  9. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс. « и А.Г. Гейна, А. и. Сенокосова., Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М. В. Кошелев. -2-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «»Экзамен», 2009. – 222, с.( Серия «Учебно-методический комплект»)
  10. методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  11. Практикум по информационным технологиям/ Н. Д.Угринович , Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с.:ил.
  12. Преподавание курса «информатики и ИКТ»  в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил..
  13. Соколова О. Л.  Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с
  14. Шелепаева А. Х Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие : 8-9 классы – М.:ВАКО, 2005. -2888 с.

Список литературы

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Готовимся к ЕГЭ  по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  4. Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;


Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя школа  «Разум-Л»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________=Рябенко Л.Ю.=

«_____» _____________ 2013г.

Календарно-тематический план работы преподавателя

математики и информатики Киселевой Ирины Викторовны

2013 – 2014 учебный год 

Наименование предмета   -  информатика 

Класс - 8

Общее количество часов на предмет по учебному плану – 34 часов

В том числе:

Обучающее – развивающих

16

Контрольных уроков

3

Практических работ

15

Итого

34

Календарно-тематический план по информатике   1 час в неделю.

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требование к уровню содержания

Вид контроля

Д/з

Дата

по плану


фактически

1 триместр (1ч.неделю * 10 недель 2 дня = 10ч.) 1н.-11н.

Информация и информационные процессы, 9ч

1

Информация. Информатика

 

1

Ознакомительный

Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Беседа

§ 1.1.1

Техника безопасности

Актуализация знаний

Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Зачет, подпись в журнале по ТБ

2

Информация в живой и в неживой природе

 

1

Объяснение нового материала

Информационные процессы, свойства информации

Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

Опрос

§ 1.1.2, 1.1.3

Правила набора текста

Практическая работа

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку

Практическая работа

3

Информационные процессы в технике

 


1

Повторение Объяснение нового материала

Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах

Опрос

§ 1.1.4, Стр. 126.

Правила набора текста «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 1.2 

Применять правила набора текста

Практическая работа

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

Беседа

§ 1.2.1

Работа с фрагментами

Практическая работа

Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение

Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

Практическая работа

5

Знаковые системы



 1

Повторение. Объяснение нового материала

Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит.

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Опрос

§ 1.2.2

Работа с фрагментами

Проверочная практическая работа

Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента

Практическая работа

                                                                                                                         Каникулы                                                                                                                            6н

6

Кодирование информации

 


1

Повторение. Объяснение нового материала

Кодирование, длина кода, код

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода

§ 1.2.3

Работа с фрагментами

Практическая работа

Применять навыки копирование фрагмента при наборе длинных текстов

Практическая работа

7

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации.

 


1

Объяснение нового материала. Решение задач

Количество информации,

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие.

Опрос. Решение задач

§ 1.3.1

 «Перевод единиц измерения количества информации»

Практическая работа № 1.1.

Практическая работа

8

Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

Повторение. Объяснение нового материала Решение задач.

Алфавит. Мощность алфавита

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита.

Решение задач

§ 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7 (письменно§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10)

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

тестирование

тест

10н

Компьютер как универсальное устройство обработки информации, 11ч

10

Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

1

Объяснение нового материала

Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Опрос

§ 2.1, § 2.2,



11н

                                                                                                                                                                              Каникулы                                                                           12н

                                                                                                                                                 2 триместр (1ч.*11н.4 дня.=12ч)                    12н - 25н

11

Процессор и системная плата

 


1

Повторение. Объяснение нового материала

Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъмы.

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

тест

§ 2.2.1

§ 3.5.3

13н

Практическая работа

Прайс-лист на процессоры и на системные платы

Определение характеристик процессора по прайс-листу.

Практическая работа

12

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

 




1

Повторение. Изучение нового материала

Устройства ввода Устройства вывода,, растр, пиксель, разрешающая способность

Понимать назначение устройств ввода, вывода  информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода  информации

Опрос

§ 2.2.2, оформить таблицу

§ 2.2.3, оформить схему

14н

Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа  № 2.3.

Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения

Практическая работа

13

Внутренняя память компьютера Долговременная память




1

Повторение. Объяснение нового материала

Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

Опрос






§ 2.2.4
§ 2.2.5

Стр. 133

15н

 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 2.2.

Компьютерный  практикум

14

Файловая система

 

1

Объяснение нового материала

Файл, имя файла, расширение, Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (Одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

Опрос

§ 2.3.2
№ 2.8

16н

Поиск файлов

Практическая работа

Поиск файлов и папок

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов

15

Работа с файлами и дисками.

 


1

Повторение. Объяснение нового материала

Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска

Опрос

§ 2.3.3,

17н

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2.1

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

Компьютерный  практикум

Стр. 130

                                                                                                                             Каникулы                                                                                                                              18н

16

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

 


1

Объяснение нового материала

Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

Опрос

§ 2.4

Стр. 58-62

19н

Правовая охрана программ и данных.

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Понимать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения

Опрос

§ 2.8.1, 2.8.2

Стр. 72-75


17

Графический интерфейс операционных систем и приложений

 


1

Объяснение нового материала. Практическая работа

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы

Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

Опрос

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

20н

«Установка даты и времени».

Практическая работа 2.4.

Компьютерный  практикум

Стр. 137


18

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.




 1

Объяснение нового материала.

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов

Опрос

§ 2.7

Стр. 69-72

§ 2.8.3

Стр.76-78

21н

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Практическая работа № 2.5.

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации

Демонстрация

Стр. 140

19

Контрольная работа

 № 2.

«Устройство компьютера».

1

Урок контроля

тест

§ 2.8.

Стр. 72-78

22н

Коммуникационные технологии, 13 ч

20

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

 



1

Объяснение нового материала.

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.

Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие.

Решение задач

§ 3.1.

Стр. 80-81

23н

«Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 3.1.

Совместное использование оборудования.

Практическая работа

§ 3.2

Стр. 81-84

21

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

1

Объяснение нового материала.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Протокол передачи данных, маршрутизация.

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.

Региональная сеть, корпоративная сеть.

§ 3.3

Стр. 84-94

24н

 «Подключение к Интернету».

 «География» Интернета».

Практическая работа № 3.2 Практическая работа № 3.3..

Практическая работа

Стр. 144

Стр. 149

22

Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине».

«Работа с электронной Web-почтой».

1

Практическая работа № 3.4.

Практическая работа № 3.5.

Адрес электронной почты

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

§ 3.4

Стр. 94-100

Стр. 151

Стр. 155

25н

                                                                                                                                                   Каникулы                                                                                                        26н

                                                                                                                                                                                                      3 триместр ( 1ч. нед.*12нед. = 12ч.)     27н.-39н.

23

Файловые архивы.

 


1

Объяснение нового материала.

Файловые архивы.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

§ 3.4

Стр. 100-102

27н

«Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 3.6.

Стр. 158

24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

Объяснение нового материала.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

§ 3.4

Стр. 102-106

28н

25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

 


1

Повторение. Объяснение нового материала.

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин.

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет.

§ 3.5

Стр. 107–110

29н

«Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 3.7.

Стр. 161

26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

Объяснение нового материала.

Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка

Понимать назначение технологии WWW  и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет

HTML, публикация Web-сайта

§ 3.7

Стр. 113 -117

30н

27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

Обсуждение практической работы, объяснение нового материала

Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес.

Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок.

Практическая работа

§ 3.7.4, 3.7.5

Стр. 117-119

31н

                                                                                                                             Каникулы                                                                                                                             32н.

28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Повторение. Объяснение нового материала.

Бегущая строка

Использование интерактивных форм на Web-страницах.

Опрос

§ 3.7.6, 3.7.7

Стр. 119-123

33н

29-30

«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

2

Практическая работа № 3.8.

Разработка собственного сайта

Зачет. Практическая работа

Стр. 165

34-35н

31

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

1

Урок контроля

тест

36н

 32

Повторение

3

37-39н



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  «Информатика- 9 класс» по учебнику Н.Д.Угринович.

Составитель учитель математики и информатики Киселева И.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,

- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

- базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год,

- авторской программы  Угриновича Н.Д.  

- кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу Информатика и ИКТ» включает:

- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.

В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики  изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часа в год).

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

К уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в базе данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков  промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический  контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или устного экзамена.

Содержание тем учебного курса

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Хранение, поиск и обработка информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Количество Контрольных

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

14

6

1

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

16

4

1

Моделирование и формализация

9

2

1

Хранение, поиск и обработка информации

6

3

1

Коммуникационные технологии

12

6

1

Информатизация общества

3

Повторение

6

1

Итого

66

21

6

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен

знать/понимать 

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  •  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  •  оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи данных;
  • создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,  таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в  практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую  обработку цифровых изображений; создавать в базе данных записи; создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
  • проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009 г.
  4. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2006 г.
  5. А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.: Вако, 2006 г.
  6. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
  7. Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2007 г.
  8. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007.
  9. Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2006 г.
  10. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Список литературы

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
  2. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007.
  3. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


Календарно –тематическое планирование

учебного материала по информатике и ИКТ в 9 классе (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол
часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

по плану

фактически

1 триместр (2ч.неделю * 10 недель 2 дня = 20ч.) 1н.-11н.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации,14

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Кол-во информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации

1

Повторение

Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционной системе счисления. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации

Знать формы представления информации в ПК; принципы записи чисел в позиционной системе счисления, принципы 

кодирования. Уметь осуществлять расчет количества информации,  переводить числа из одной системы счисления в другую; осуществлять кодирование информации исходя из поставленной задачи

Подпись в журнале по ТБ, тестирование

индивидуальные карточки

2

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. 

1

Изучение нового материала

Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, 

видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов 

Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения; знать, в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками; знать, как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета; как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Уметь выбрать графический редактор для создания или редактирования 

Решение задач

п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, №1.1, 1.3, 1.4, прочитать пр.р. №1

3

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации»

1

Практическая работа

Разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов

Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма

практическая работа №1

п.1.2.1, 1.2.2, №1.7

4

Знакомство с растровым  графическим редактором

1

Изучение нового материала, повторение

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений

Знать способы создания растровых изображений, форматы графических файлов

п.1.3.1, 1.3.2, прочитать пр.р.№2

5

Практическая работа №2  «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

Практическая работа

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений

Уметь создавать растровые изображения, редактировать и сохранять их.

практическая работа №2

п.1.3.1, 1.3.2, №1.14

6

Знакомство с векторным  графическим редактором

1

Изучение нового материала, повторение

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков 

Знать способы создания векторных  изображений, форматы графических файлов

п.1.3.3, 1.3.4, прочитать пр.р. №3

7

Практическая работа № 3  «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1

Практическая работа

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков

Уметь рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять растровые изображения и текст, использовать градиентную заливку, осуществлять группировку объектов, сохранять файлы в различных графических форматах

практическая работа №3

п.1.3.3, 1.3.4, №1.15

8

Растровая и векторная анимация

1

Изучение нового материала

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации 

Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера

п.1.4, прочитать пр.р.№4

9

Практическая работа № 4  «Создание GIF- и  flash- анимации»

1

Практическая работа

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации

Освоить технологию создания компьютерной анимации

Практическая работа №4

индивидуальные и групповые задания

10

Кодирование звуковой  информации 

1

Изучение нового материала

Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина 

кодирования звука. 

Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука 

Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового  файла

Решение задач

п.1.5, прочитать пр.р.№5

                                                                                                                                     Каникулы                                                                                                                           6н

11

Практическая работа № 5  «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

Практическая работа

Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина 

кодирования звука. 

Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука

Уметь записывать звуковой файл и определять объем звукового файла и глубину кодирования звука

Практическая работа №5

индивидуальные и групповые задания

12

Цифровое фото и видео

1

Изучение нового материала

Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду

Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов

Решение задач

Карточки  с задачами на определение объема и глубины цвета

13

Практическая работа №6 «Захват и редактирование цифрового фото и видео»

1

Практическая работа

Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду

Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager

Практическая работа №6

Карточки  с задачами

14

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

Контроль знаний

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Уметь применять полученные знания по данной теме при решении задач и выполнении практических заданий

Контрольная работа №1

повторить определения и формулы

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования, 16ч

15

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

1

Изучение нового материала

Понятие алгоритма, свойства алгоритма

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры  алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов

Эвристическая беседа

п.2.1.1, определения и свойства учить

16

Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.

1

Изучение нового материала

Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма.

Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор

Решение задач

п.2.1.2

17

Основные алгоритмические структуры. Блок-схема

1

Изучение нового материала

Основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл

Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем

Решение задач

Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры

10н

18

Переменные на языке  программирования: тип, имя, значение.

1

Изучение нового материала

Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания

Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения

Работа с учебником, решение задач

карточки с заданиями на определение типа переменных

10н

19

Операция присваивания. Практическая работа № 7 «Оператор присваивания»

1

Изучение нового материала, практическая работа

Оператор присваивания

Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке  программирования

Практическая работа №7

творческое задание: приготовить карточки на применение оператора присваивания

11н

20

Арифметические выражения и их запись на языке  программирования.

1

Изучение нового материала

Арифметические выражения, правила записи арифметических выражений на языке  программирования

Знать правила  построения арифметических выражений, приоритет операций

Решение задач

карточки на запись арифметических выражений на языке программирования

11н

                                                                                                                                                                                                Каникулы                                                                12н

                                                                                                                                                                                                                            2 триместр (2ч.*11н.4 дня.=24ч)                    12н - 25н

21

Линейная алгоритмическая структура. Линейное программирование.

1

изучение нового материала

Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа

Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы

Решение задач

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

13н

22

Практическая работа №8 «Линейное программирование »

1

Практическая работа

Структура следование на языке  программирования

Уметь записывать простые алгоритмы  на языке программирования

Практическая работа №8

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

13н

23

Алгоритмические структуры: «ветвление» и «выбор».

1

Изучение нового материала

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования.

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

14н

24

Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура»

1

Закрепление и систематизация

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода.

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования  .

Решение задач

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

14н

25

Практическая работа №9 «Программирование: ветвление»

1

Практическая работа

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода.

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования  .

Практическая работа №9

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

15н

26

Алгоритмическая структура «цикл»

1

Изучение нового материала

Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке  программирования

карточки с задачами программ

15н

27

Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл»

1

Закрепление и систематизация знаний

Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке  программирования

Решение задач

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

16н

28

Практическая работа №10

« Программирование : цикл»

1

Практическая работа

Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования

Практическая работа №10

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

16н

29

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

Закрепление и систематизация знаний

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Решение задач

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

17н

30

Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и основы программирования»

1

Контроль знаний

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Контрольная работа №2

Повторить  тему

17н

                                                                                                                                       Каникулы                                                                                                                              18н

Моделирование и формализация, 9ч

31

Моделирование. Виды моделей.

1

Изучение нового материала

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. свойства.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.  Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования.

Решение задач

п.3.1, п.3.2.1, 3.2.2.

19н

32

Формализация и визуализация моделей

1

Изучение нового материала, решение задач

Формальное исполнение алгоритма

Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма

Решение задач

п.3.2.3, индивидуальные карточки

19н

33

Этапы моделирования.

1

Изучение нового материала

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 

Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей 

Работа с литературой, разработка моделей

п.3.3

20н

34

Компьютерное моделирование  в среде табличного процессора Excel

1

Изучение нового материала

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента.

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов

Компьютерный эксперимент

составить план поэтапного моделирования процесса (индивидуально)

20н

35

Графическое решение уравнений в среде табличного процессора Excel

1

Изучение нового материала

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей

Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом  и проведения компьютерных экспериментов

Компьютерный эксперимент

п.3.4.2 прочитать пр.р.10

21н

36

Практическая работа №11 «Приближенное решение уравнений графическим методом»

1

Практическая работа

Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом  и проведения компьютерного эксперимента

Практическая работа №11

 индивидуальные задания

21н

37

Построение геометрических моделей

1

Изучение нового материала

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.  Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Компьютерный эксперимент

п.3.5, повторить схему построения треугольника с помощью циркуля и линейки

22н

38

Практическая работа №12

 «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1

Практическая работа

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.  Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Практическая работа №12

индивидуальные задания

22н

39

Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация»

1

Контроль знаний

Модели материальные и модели информационные. Формальное исполнение алгоритма.  Основные этапы разработки и исследования моделей.  Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.   Создавать простейшие модели объектов.  Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов.

Контрольная работа №3

Повторить тему «Моделирование и формализация»

23н

Хранение, поиск и обработка информации, 6ч

40

Базы   данных. Виды моделей данных 

1

Изучение нового материала

Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа

Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД,  Уметь представлять базу данных в виде таблицы,  Знать типы данных, используемых в базах данных.

Работа с литературой

п.4.1, прочитать пр.р.№13

23н

41

Сортировка в базах данных

1

Изучение нового материала

База данных, поле, тип поля, сортировка (по возрастанию, по убыванию)

Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля. Уметь выполнять сортировку в БД, созданных в среде Excel

компьютерный эксперимент

п.4.2, прочитать пр.р. №15

24н

42

Практическая работа № 13  «Создание простой базы данных»

1

Практическая работа

Ввод и редактирование записей с помощью формы. Изменение структуры базы данных 

Уметь работать с готовыми базами данных; создавать простейшую БД и  редактировать структуру однотабличной базы данных; вводить и редактировать данные, Уметь создавать и описывать структуру таблицы БД.

Практическая работа №13

Индивидуальные  и групповые задания

24н

43

Практическая работа № 14  «Сортировка информации в базе данных»

1

Практическая работа

Сортировка данных, ключ сортировки; 

порядок сортировки 

Уметь сортировать и осуществлять поиск данных по ключу сортировки

Практическая работа №14

Индивидуальные  и групповые задания

25н

44

Практическая работа № 15  «Поиск информации в базе данных»

1

Практическая работа

Поиск данных. Условия поиска. Виды и способы создания запросов; Формирование простых запросов 

Умеют формировать простые запросы без использования логических операций.  Умеют формировать простые запросы с использованием одной и нескольких логических операций.

Практическая работа №15

Индивидуальные  и групповые задания

25н

                                                                                                                                                   Каникулы                                                                                                        26н

                                                                                                                                                                                                      3 триместр (2ч. нед.*12нед. = 24ч.)     27н.-39н.

45

Контрольная работа №4 «Хранение, поиск и сортировка информации»

1

Контроль знаний

Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа,  Сортировка данных, ключ сортировки; порядок сортировки,  Виды и способы создания запросов

Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД,   Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля.

Контрольная работа №4

Повторить основные понятия темы «Базы данных»

27н

Коммуникационные технологии,12ч

46

Передача информации 

1

Изучение нового материала

Источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации 

Знать и  понимать  принцип процесса передачи информации. Характеристики канала связи 

Работа с литературой, эвристическая беседа

Подготовить сообщения о видах сетей

27н

47

Виды сетей. Локальные сети.

1

Изучение нового материала

Локальные   и   глобальные   компьютерные сети 

Знать основные виды компьютерных сетей, их топологию. Иметь представление о структуре Интернета. Знать понятие протокола, основные виды протоколов. Иметь представление о системе доменных имен, основных характеристиках результатов поиска и способах их определения. 

Работа с литературой, сообщения

Подготовить сообщения о региональных и корпоративных сетях.

28н

48

Практическая работа № 16   «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

1

Практическая работа

Обмен информации в компьютерных сетях, доступ к ресурсам компьютера, подключенного к локальной сети (возможности пользователя и организация доступа) 

Знать принцип обмена информацией в локальной сети, уметь работать в локальной сети

Практическая работа №16

Индивидуальные и групповые задания

28н

49

Глобальная компьютерная сет Интернет.

1

Изучение нового материала

Глобальная сеть, интернет, адресация в сети интернет

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернет (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые имена доменов верхнего уровня.

Решение задач

Записать некоторые имена доменов верхнего уровня

29н

50

Практическая работа № 17

«География Интернет» 

 

1

Практическая работа

Поисковая система, ключевые слова,

Иметь представление об услугах,  предоставляемых сетью интернет

Практическая работа №17, решение задач

Карточки с задачами на поиск информации в сети интернет

29н

51

Информационные ресурсы и сервисы Интернета 

1

Изучение нового материала

Электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы

Иметь представление об информационных ресурсах,  предоставляемых сетью интернет

Работа с литературой,

Подготовить сообщения о ресурсах интернет

30н

52

Практическая работа № 18 «Путешествие по Всемирной паутине». 

1

Практическая работа

Поисковая система, ключевые слова

Иметь представление об информационных ресурсах,  предоставляемых сетью интернет, Уметь использовать информационные ресурсы сети интернет

Практическая работа №18

Индивидуальные задания на  поиск информации в сети интернет

30н

53

Практическая работа № 19 «Работа с электронной web-почтой»

1

Практическая работа

Электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы

Знать назначение электронной почты; понятия: почтовый сервер и клиент, протокол службы, учетная запись, сообщение, папки электронной почты, загрузка и отправка сообщений, электронный почтовый ящик; понятие и структуру адреса электронной почты

Практическая работа №19

Написать письмо учителю с прикрепленным файлом

31н

54

Поиск информации в компьютерных сетях 

1

Изучение нового материала, решение задач

Использование логических операций при формировании запроса в сети интернет

Уметь организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета

Решение задач

Карточки с задачами  на поиск информации  в сети интернет

31н

                                                                                                                                                                  Каникулы                                                                                                                             32н.

55

Практическая работа №20 «Поиск информации в Интернете»

1

Практическая работа

Использование логических операций при формировании запроса в сети интернет

Уметь организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета

Практическая работа №20

Индивидуальные задания

33н

56

Практическая работа № 21  «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»

1

Практическая работа

Уметь осуществлять загрузку файлов с серверов файловых архивов

Практическая работа №21

Индивидуальные задания, подготовиться к контрольной

33н

57

Контрольная работа №5 «Коммуникационные технологии»

1

Контроль знаний

Поисковая система, ключевые слова, электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы, локальные и глобальные сети

Уметь работать с сервисами сети интернет

Контрольная работа №5

подготовить сообщения об основных этапах развития ИТ

34н

Информатизация общества, 3ч

58

Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационная культура 

1

Изучение нового материала

Информационные ресурсы    общества, образовательные информационные ресурсы 

Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы, информационная культура. Знать этапы развития информационных технологий, критерии информационного общества, компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку 

Работа с литературой, сообщения учащихся

п.6.1, п.6.2

34н

59

Правовая охрана информационных 

ресурсов 

1

Изучение нового материала

Этика и право при создании и использовании информации , лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы

Иметь понятие о информационной этике и праве; информационной безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения 

Работа с литературой

п.6.3.1, п.6.3.2

35н

60

Информационная безопасность 

1

Изучение нового материала

Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы: понятие, среда обитания, категории. Вирусные программы. Профилактические меры. Антивирусные программы: разновидности, принципы действия 

Знать категории вирусов, пути и механизмы распространения и действия вирусных программ. Знать формы проявления вирусов; профилактические меры; разновидности антивирусных программ, принципы их действия. Умеют работать с различными антивирусными программами, диагностировать и «лечить» поврежденные файлы

Эвристическая беседа

п.6.3.3

35н

Повторение. 6ч

61

Повторение «Алгоритмизация и программирование»

1

Повторение

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Тестирование. Решение задач

индивидуальные задания

36н

62

Повторение «Коммуникационные технологии»

Повторение

Поисковая система, ключевые слова, электронная почта, файловые архивы, локальные и глобальные сети

Уметь работать с сервисами сети интернет

индивидуальные задания

36н

63

Повторение  «Моделирование и формализация», «Хранение и обработка информации»

1

Повторение

Модели материальные и модели информационные. Формальное исполнение алгоритма.  Основные этапы разработки и исследования моделей.  Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.   Создавать простейшие модели объектов.  Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов.

индивидуальные задания

37н

64

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

Контроль знаний

материал курса информатики за 9 класс

Контрольная работа №6

37н

65

Резерв. Повторение

1

Повторение

материал курса информатики 8-9 классов

Тестирование Решение задач

38н

66

Резерв. повторение

1

38н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...