Элективный курс: «Решение экономических задач средствами математических программ». (профильная подготовка)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Место курса в образовательном процессе

Одной из важных функций курса информатики является формирование у учащихся умений по использованию информационных технологий в практической деятельности. Особо актуально это для нынешних выпускников школ, так как им предстоит жить и трудиться в информационном обществе, насыщенном компьютерной техникой, где практически в любой сфере профессиональной деятельности прикладные задачи решаются с использованием компьютера. Поэтому уже в школе желательно готовить выпускников к умению решать прикладными программными средствами компьютера реальные жизненные задачи,  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_2007g.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Старо-Семёнкинская средняя общеобразовательная школа Клявлинского района Самарской области.

Элективный курс:

«Решение экономических задач средствами математических программ».

(профильная подготовка)

Разработала: учитель информатики

 МОУ Старо-Семенкинской СОШ

Клявлинского района Самарской области

Карнаухова Наталья Павловна

2007 год.

 Пояснительная записка.

Класс: XI.

Количество часов: 35 (1 ч в неделю).

Место курса в образовательном процессе

Одной из важных функций курса информатики является формирование у учащихся умений по использованию информационных технологий в практической деятельности. Особо актуально это для нынешних выпускников школ, так как им предстоит жить и трудиться в информационном обществе, насыщенном компьютерной техникой, где практически в любой сфере профессиональной деятельности прикладные задачи решаются с использованием компьютера. Поэтому уже в школе желательно готовить выпускников к умению решать прикладными программными средствами компьютера реальные жизненные задачи,  

Концепция курса

Курс призван сформировать у учащихся знания о специфике некоторых областей профессиональной деятельности человека, возможностях по использованию в нихинформационных технологий для решения прикладных задач, закрепить навыки решения задач с применением разнообразного прикладного программного обеспечения. При подборе практического и теоретического материала к проведению курса желательно сотрудничество с учителями, ведущими занятия по основным дисциплинам профиля. Весьма вероятно, что они предложат дополнительный материал из своих дисциплин, который учащиеся должны реализовать на элективном курсе средствами информационных технологий.

Задачи решаются с применением табличного процессора  Excel,

Учебные цели и задачи курса

Цель курса: сформировать у учащихся умения  и навыки  по использованию информационных технологий в практической деятельности

• Формирование и закрепление представлений о способах и методах решения задач с производственным содержанием прикладными программными средствами компьютера;
• расширение представлений о профессиональных областях человеческой деятельности;
• подготовка школьников к профессиональной деятельности в информационном обществе;
• расширение прикладного инструментария;
• демонстрация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами;
• углубление навыков решения задач.

Формы организации учебных занятий

Курс проводится в виде мини-лекций и практических занятий. На лекции выдается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области, а также информация о программных средствах, используемых при решении задач, объясняются технологии и методы решения. На практических занятиях разбираются решения задач с производственным содержанием и рассматриваются способы реализации решений прикладными программными средствами компьютера. Задачи сгруппированы по блокам . Первое занятие каждого блока начинается с изложения теоретических сведений. В ходе изложения учитель оперирует материалом из рассматриваемой области научного знания, показывая межпредметные связи между ней и информатикой. Практическую работу на компьютере предваряет разбор задач, решаемых без применения информационных технологий. После этого или показываются способы решения этих же задач с использованием программных средств компьютера, или задачи усложняются таким образом, что без применения информационных технологий их решение затруднено или совсем невозможно. Каждый урок заканчивается выдачей домашнего задания, содержащего задачи по рассматриваемой теме и указания к их решению. Ученики также должны осуществить поиск сведений о специфике той или иной области научного знания. Для активизации деятельности учащихся возможно применение деловых игр, в процессе которых ребята получают информацию о специфике той или иной области профессиональной деятельности, овладевают соответствующим теоретическим материалом, учатся взаимодействовать друг с другом для получения максимального результата и т. д.

Закончив рассмотрение блока, учащиеся объединяются в группы и решают комплексные специализированные задачи. Во внеурочное время на протяжении всего времени обучения каждым учеником готовится проектная работа «Информационные технологии в ...» (вместо отточия указывается название предметной области), в которой описывается специфика выбранной научной области, приводятся решаемые в этой области задачи и алгоритмы решения с использованием одного из программных средств. По итогам защиты проектных работ учитель делает вывод об уровне усвоения учащимися материала элективного курса.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений, учащихся перед прохождением курса

Учащиеся:
• знают виды прикладных программных средств персонального
компьютера и владеют навыками работы с типовыми для школы
программными средствами;
• имеют представление о схеме решения задач на компьютере;
• знают возможности встроенных функций табличного процессора Excel (категории «Математические», «Финансовые», «Логические», «Статистические») и умеют применять эти функции при реализации решения элементарных задач;
• умеют применять графические возможности прикладных программных средств компьютера для повышения наглядности получаемых результатов;
• владеют способами ручного решения задач по математике, физике, экономике.

Содержание обучения

Решение задач оптимального планирования и управления в Excel и системах программирования.
Взаимоотношение человека и окружающего его мира. «Жизненные» задачи профессиональной направленности.
Оптимизация плана доставки товаров. Графическое оформление решения.
Оптимизация распределения транспортных средств.
Оптимизация загрузки контейнеров товарами.

Решение прикладных экономико-математических задач средствами табличного процессора Excel.
Транспортные задачи.
Задачи на расчет стоимости товаров. «Покупать или чинить?».
Паутинная модель рынка. Управленческие задачи.
Задачи на начисление процентных ставок. Выплата ссуды.
Задачи на спрос и предложение.

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практ.

1.

Взаимоотношение человека и окружающего его мира. «Жизненные» задачи профессиональной направленности.

1

1

0

2.

Оптимизация плана доставки товаров. Графическое оформление решения

3

1

2

3.

Оптимизация транспортных средств

5

1

4

4.

Оптимизация загрузки контейнеров товарами

5

1

4

5

Транспортные задачи.

4

1

3

6

Задачи на расчет стоимости товаров. «Покупать или чинить?».

4

1

3

7

Паутинная модель рынка. Управленческие задачи.

5

1

4

8

Задачи на десятичную запись числа Задачи на начисление процентных ставок. Выплата ссуды.

3

1

2

9

Задачи на спрос и предложение

5

1

4

Итого:

35

9

26

Тематическое планирование.

Тема № 1 Взаимоотношение человека и окружающего его мира. «Жизненные» задачи профессиональной направленности.

Содержание изучаем ого материала:
. Модель окружающего мира, моделирование различных объектов и процессов, использование наглядных моделей в процессе обучения, роль моделей в проектировании и создании различных технических устройств.

Тема №2 Оптимизация плана доставки товаров. Графическое оформление решения.

Содержание изучаем ого материала:  изучение проблемы  плана доставки товаров; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи плана доставки товаров. Графическое оформление задачи.

Тема№3 Оптимизация транспортных средств

Содержание изучаем ого материала: изучение проблемы  транспортных средств; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи оптимизации транспортных средств.  Оформление задачи.

Тема № 4Оптимизация загрузки контейнеров товарами

Содержание изучаем ого материала: изучение проблемы  загрузки товаров; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи загрузки контейнеров товарами.  Оформление задачи.

Тема №5Транспортные задачи.

Содержание изучаем ого материала: изучение проблемы  транспортных средств; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи оптимизации транспортных средств.  Оформление задачи.

Тема №6 Задачи на расчет стоимости товаров. «Покупать или чинить?».

Содержание изучаем ого материала: изучение проблемы  расчёта стоимости товаров; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи на расчёт стоимости товаров. «Покупать или чинить?» Оформление задачи.

Тема № 7 Паутинная модель рынка. Управленческие задачи.

Содержание изучаем ого материала:  построение паутинной модели рынка; изучение проблемы  управленческих задач; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели управленческой  задачи. Оформление задачи.

Тема № 8 Задачи на десятичную запись числа Задачи на начисление процентных ставок. Выплата ссуды

Содержание изучаем ого материала: Десятичная запись числа, понятие процента . Изучение проблемы  начисления процентных ставок и выплат ссуд; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. Построение модели задачи на начисление процентных ставок и выплат ссуд. Оформление задачи.

Тема № 9 Задачи на спрос и предложение

Содержание изучаем ого материала: Рыночные отношения. Понятие спроса и предложения . Построение модели задач на спрос и предложение; изучение проблемы  спроса и предложения на рынке услуг и товаров; выявление  параметра, который определяет степень совершенства; определение  целевой функции;  установление совокупности величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы. Оформление задачи

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
• умеют планировать свою деятельность, связанную с решением задач из дисциплин профиля, с использованием прикладных программных средств компьютера;
• понимают суть управленческого воздействия на объекты живой и неживой природы, могут предвидеть и оценивать последствия своей профессиональной деятельности;
• умеют описывать решаемые задачи на языке математических понятий, точно формулируя цель решения;
• знают правила представления объектов в виде, удовлетворяющем требованиям компьютерного исследования математической модели;
• умеют выбирать оптимальный метод и технологию решения задач конкретного типа;
• умеют грамотно обрабатывать результаты измерений, формулировать вопросы и выводы по исследуемой проблеме, записывать результаты с учетом погрешности, правильно интерпретируя полученные результаты;
• знают способы решения задач на оптимальное планирование и управление;
• знают способы применения информационных технологий в производственных процессах;.

Рекомендуемая литература

1 Баран В. И. Имитационное моделирование при решении экономических задач//Информатика и образование. 2008.
2.
Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Решение типовых задач по моделированию // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2006. № 1.

3.
Вигдорчик Е., Нежданова Г. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М.: Вита-Пресс, 1995.
4.
Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 2004.

5.
 Гутовская Г. В., Шалагинова Н. И. Использование Excel для решения финансово-экономических задач // Информатика и образование. 2007. №3-5.

.
6
Каганов В. И. Компьютерные вычисления в средах Excel и Math-Cad. М.: Горячая линия—Телеком, 2005.

7
Крюкова Л. Ю., Бегенин В. Г. Решение прикладных экономико-математических задач средствами табличного процессора Excel // Информатика и образование. 2007. № 2.
8.
Курицкий Б. Я. Оптимизация вокруг нас. Л.: Машиностроение,
1989.
9
Курицкий Б. Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0 в примерах. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2004.
10.
Овчаренко Е. К, Ильина О. П., Балыбердин Е. В. Финансово-экономические расчеты в Excel. M.: Филинъ, 1998...
11.
Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб.: Питер, 2002.
12.
Попова О. Н. Моделирование динамических задач оптимального управления // Информатика и образование. 2003. № 3.
13.
Попова О. Н. Моделирование задачи оптимального управления // Информатика и образование. 2005. № 10.
14
Попова О. Н. Моделирование процессов управления // Информатика и образование. 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
33.
 Сидоров М. Е. Решение задач оптимального планирования в таблицах Excel//Информатика и образование. 2001. №1.
34
Туркин О. В. Использование электронных таблиц при исследовании физических моделей // Информатика: Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 17.
35
Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
36 Школьные учебники по физике, экономике.

Рекомендуемые электронные издания

  1. CD-ROM по курсу «Информатика и информационные технологии» (Н. Д. Угринович).
    2. Интерактивная энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера 2.0» («Новый диск»).
    3. Интерактивные мультимедийные обучающие курсы «Практический курс Excel 2000», «Практический курс Excel 2003», «Практический курс Excel XP» («Кирилл и Мефодий»).

Модуль: Оптимизация транспортных средств

1. Тема 1 занятия: Оптимизация транспортных средств

. (Форма проведения – беседа)

2. Практическое занятие: Отработка алгоритма решения стандартных задач (самостоятельная работа учащихся по предложенным контрольно-измерительным материалам на базовом уровне). Консультирование сильными учащимися слабых.

3. Практическое занятие:

а) Продолжение отработки решения стандартных задач на базовом уровне учащимися, не усвоившими эти алгоритмы на первом практическом занятии (самостоятельная работа учащихся под контролем учителя).

б) Отработка навыка решения задач сильными учащимися уровня В и С. Групповая работа сильных учащихся.

4. Практическое занятие:

а) Слабые учащиеся работают по индивидуальному учебному плану в зависимости от уровня усвоения решения задач.

б) Сильные учащиеся, не усвоившие уровень С, продолжают работать в группе.

в) Продвинутым учащимся предлагается выполнение проектной работы по составлению  задач на  оптимизацию транспортных средств.

5. Контрольный урок. Тестирование по заранее предложенным контрольно-измерительным материалам.

Краткий план занятия №1.

Тема: Оптимизация транспортных средств

  1. Цель:

а) Обучающая цель: ученик будет знать как глубоко изучить проблему, которую предстоит решить, как выявить тот параметр , который определяет степень совершенства, понятие целевой функции или критерием качества, как установить совокупность величин , которые определяют целевую функцию, решения возникшей проблемы,. • иметь  представление о схеме решения задач на компьютере;
• знать  возможности встроенных функций табличного процессора Excel

б) Развивающая цель: ученик будет уметь устанавливать совокупность величин  , которые должны учитываться при решении задач, уметь строить математическую модель, заключающаяся в установлении аналитической зависимости целевой функции от всех аргументов и аналитической формулировки сопутствующих задаче ограничений.

в процессе решения задач ученик

разовьет  интеллектуальные способности и экономическое мышление, разовьёт творческие способности.

в) Воспитывающая цель: В процессе решения задач ученик формирует информационную культуру, воспитывает  в себе чувство ответственности, правового самосознания в условиях рыночной экономики.
3. Оборудование: Компьютерная презентация урока. Дидактический раздаточный материал. ПЭВМ.

4. План:

1 Организационный момент.

2 а) Мотивация (учитель сообщает детям, зачем этот материал ими будет изучен).

б) Актуализация (учитель сообщает детям, обучающую, развивающую, воспитывающую цели урока).

в) Планирование (учитель сообщает детям форму проведения занятия, перечисляет основные виды деятельности детей, способствующие достижению цели урока).

3.Объяснение нового материала в форме беседы. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся вспоминают определение процента, основные алгоритмы решения задач на проценты, на смеси, определение пропорции и алгоритм решения задач на применение основного свойства пропорции.

4 Самостоятельная работа. Учитель предлагает учащимся не сложные устные упражнения на воспроизведение основных понятий алгоритмов темы урока. Работа с пособиями: Попова О. Н. Моделирование динамических задач оптимального управления // Информатика и образование. 2003. № 3. Сидоров М. Е. Решение задач оптимального планирования в таблицах Excel//Информатика и образование. 2001. №1.

5. Коррекция. Учитель на данном этапе урока подводит с учащимися итоги самостоятельной работы, обращает внимание детей на типичные ошибки.

6. Дифференцированное домашнее задание. Учащимся предлагается раздаточный дидактический материал различного уровня сложности для домашней работы. Школьники самостоятельно выбирают задания по уровню сложности.

7. Обобщение. Учитель с учащимися подводит итог урока, где проговариваются планируемые результаты обучения.

8. Рефлексия. учащиеся определяют уровень освоения планируемых результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"

Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...

Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс

   Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений  по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...

Элективный курс «Решение экономических задач в MSExcel»

Информационные процессы являются фундаментальной частью  современной картины мира. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке является моделью. Рассмотрение эвол...

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Решение экономических задач средствами MS Excel»

Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся углубить основные базовые понятия: электронные таблицы, ячейки, форматирование, редактирование, абсолютн...