методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

Акименко Ирина Георгиевна

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Архитектура компьютера1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………… …….3

План проведения занятия ……………………………………………..….. ……4

Заключение……………………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………………...11

Используемая литература………………………………………………………14

Введение

Использование мультимедийных презентаций наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам — лекциям.

Мультимедийные презентации, используемые на уроках, дают возможность более рационально использовать учебное время, преодолеть дисциплинарную разобщённость научного знания, расширяет сферу получаемой информации студентов.

 На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация становится незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. Презентация, сопровождающая лекцию, позволяет максимально эффективно использовать особенности восприятия каждого обучаемого.

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа.

Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области.

Данную разработку могут использовать преподаватели информатики для проведения теоретического занятия, а также студенты для самостоятельного изучения данной темы.              

План проведения занятия

                

Дисциплина: Информатика и ИКТ.

Раздел:   Средства информационных и коммуникационных технологий.

Тема:    Архитектура  компьютеров.  

Цель: 

познакомить с архитектурой персонального компьютера, назначением устройств ПК

 Задачи:

дидактические:

  • формирование представления об устройствах ПК, их технических характеристиках

развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, воображения
  • развитие умения логически мыслить, выделять главное, существенное

воспитательные:

  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении знаний
  • воспитание стремления к более рациональному использованию времени на уроке

Вид занятия: мультимедиа – урок.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Состав ПК», тесты.

Ход урока

  1. Организационный  момент – проверка наличия группы, письменных принадлежностей, формы.

II.  Актуализация знаний.

Персональные компьютеры (ПК) все прочнее входят в нашу жизнь и занимают в ней далеко не последнее место. Если каких-то 20 лет назад их можно было увидеть только в солидных организациях, то сегодня ПК стоит в каждом магазине, офисе, кафе, библиотеке или квартире.

На сегодняшний день компьютеры в человеческой деятельности используются во многих сферах - для ведения бухгалтерского учета и создания сложных научных моделей, разработки дизайна и создания музыки, хранения и поиска информации в базах данных, обучения, игр и прослушивания музыки. Нужно знать компьютер, уметь им пользоваться. Не каждый человек, который работает на компьютере, представляет себе полностью точный состав ПК.

Профессионалы, работающие вне компьютерной сферы, считают непременной составляющей своей компетентности знание аппаратной части персонального компьютера, хотя бы его основных технических характеристик. Особенно велик интерес к компьютерам среди молодежи, широко использующей их для своих целей.

В этой связи необходимо изучить основные компоненты ПК, освоить их основные свойства и характеристики.

III. Сообщение темы, цели.

IV.  Изложение нового материала.

(Слайд 1)

В состав любого компьютера входит две составляющих: аппаратура (“железо” – hardwere) и программное обеспечение (“softwere”).

Основные устройства персонального компьютера (ПК): (Слайд 2)

  • системный блок (процессор и память)
  • периферийные (внешние) устройства, т.е. клавиатура, дисплей, мышь.

(Слайд 3)

Системный блок является центральной частью ПК. Системный блок – это размещенные на плате электронные схемы, которая называется материнской: микропроцессор, память и множество микросхем для организации работы компьютера. Для подключения к ней дополнительных устройств (дисководов, мыши, принтеров) служат специальные платы – контроллеры, они вставляются в разъемы на материнской плате, а к  их концам подключается дополнительное устройство.

(Слайд 4)

Процессор – это центральное устройство ПК, служащее для обработки информации, находящейся в памяти. Характеристики: тактовая частота – количество операций выполняемых им за 1 сек (Гц); разрядность. Современный процессор Pentium совершает в среднем 100 млн операций в сек. (100МГц).

Микропроцессор производит обработку текущей оперативной информации, т.е. информации, существующей в текущий момент времени.

(Слайды 13-14)

Память ПК делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя память ПК делится на постоянную и оперативную.

(Слайд 15)

Постоянная память хранит программы контроля устройств, которые автоматически запускаются на выполнение при включении аппаратуры, и ряд программ, постоянно используемых для организации работы компьютера.

(Слайд 16)

Оперативная память хранит исходные данные, программу решения задачи, промежуточные данные и результаты обработки. Оперативная память допускает как чтение информации, так и запись ее. После отключения питания все, что хранилось в оперативной памяти, уничтожается.

(Слайд 17)

Внешняя память предназначена для долговременного хранения информации. Внешней памятью ПК служат магнитные диски – гибкие и жесткие. Обработка хранящейся на дисках информации возможно после того, как она перемещена в оперативную память.

Гибкие диски иначе называются дискетами. Дискета представляет собой гибкую пластину, перекрытую магнитной пленкой. Пластина помещена в пластмассовый чехол. На пластмассовом чехле имеются маркерное отверстие для указания начала дорожки и прорезь, которая открывает поверхность диска для контакта с магнитной головкой дисковода.

Дискеты бывают 3-х и 5-ти дюймовые.

Жесткие диски представляют собой несколько металлических пластинок, помещенных вместе с магнитной головкой в герметический корпус. Информация, хранимая на этих дисках, практически не подвержена влиянию механических воздействий, как в гибком диске, что является преимуществом такого способа ее хранения. С помощью жестких дисков можно хранить гораздо больший объем информации по сравнению с гибким дискам. Объем гибкого диска –  360, 720, 1200 Кбайт, 1,44 Мбайт, 2,88 Мбайт, объем жесткого диска – 100 и более Мбайт.

         Единицы измерения памяти: бит, байт (1 байт=8 бит), килобайт (1 Кбайт =210=1024 байт), мегабайт (1 Мбайт=1024 Кбайт=220 байт), гигабайт (1 Гбайт =1024 Мбайт=230 байт).

(Слайд 5)

Клавиатура предназначена для управления действиями компьютера и ввода в него информации. Любая вводимая с клавиатуры последовательность символов отображается на экране дисплея.

Клавиши клавиатуры разделены на 3 группы. Группа алфавитно-цифровых и управляющих клавиш занимает центральное положение на клавиатуре. Над этой группой клавиш или слева от нее располагается группа клавиш F1-F12, называемых функциональными. При нажатии этих клавиш компьютер выполняет определенные действия. Справа на клавиатуре расположена группа клавиш, которые используются для ввода цифровых данных или в качестве клавиш управления курсором дисплея. Переключение этих двух режимов использования цифровой клавиатуры осуществляется клавишей Num Lock.

(Слайд 6)

Дисплей – это электронное устройство для отображения информации, вводимой с клавиатуры или выводимой из компьютера. Дисплеи могут работать в текстовых или графических режимах.

(Слайд 7)

Мышь – устройство для быстрого перемещения курсора по экрану.

(Слайд 8)

Дополнительный состав ПК - печатающее устройство (принтер), плоттер, сканер, модем, магнитные  и лазерные диски.

(Слайд 9)

Принтер – печатающее устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу. Принтер позволяет печатать обычную текстовую информацию и графическую (рисунки, диаграммы). Печать может осуществляться как в прямом направлении при движении печатающей головки слева направо, так и в обратном – двунаправленная печать. Виды принтеров: матричные, струйные и лазерные.        

(Слайд 10)

Плоттер (графопостроитель) служит для печати на бумагу чертежей

(Слайд 11)

Сканер служит для ввода в компьютер представленных в печатном виде текстовых и графических данных. Сканеры бывают ручными (которыми проводят сверху по листу) и планшетные (лист кладется внутрь сканера).

(Слайд 12)

Модем – для преобразования компьютерных сигналов в сигналы, способные передаваться по телефонной сети (модулятор – демодулятор).

V. Обобщение и систематизация знаний.

     (Слайд 18)

VI. Первичное закрепление изученного материала.

  • Решение задачи:

Объём документа  3000 знаков. Сколько таких документов можно  поместить на гибком диске ёмкостью 1,44 Мбайт.

  • Тестирование (Приложение 1) 

VII. Подведение итогов.

VIII.  Задание на дом: конспект.

Заключение

Материал, предлагаемый в данной методической разработке, может быть использован для проведения теоретического занятия преподавателями информатики.

Презентация «Состав ПК» позволяет более доступно представить материал лекции, что помогает легче усвоить изучаемый курс и повышает интерес студентов к дисциплине.

Очевидными  достоинствами  мультимедийного урока являются усиление наглядности и более рациональная организация рабочего времени преподавателя.

Студенты могут использовать представленную на уроке мультимедийную презентацию  при самостоятельном изучении данной темы.

Приложение 1

Тестирование по теме: «Архитектура ПК»

1.        Центральное устройство ПК, предназначенное для обработки информации, находящейся в памяти, называется:

1)         дисплеем

2)         дисководом

3)         процессором

2.        Основные внешние устройства ПК:

1)  дисплей, клавиатура, модем

2)         дисплей, клавиатура

3)         монитор, клавиатура, принтер

3.  В 1 Кбайте:

1) 1000 байт

2) 1024 бит

3) 1024 байт

4.        Устройство, предназначенное для управления действиями компьютера и ввода в него информации, называется:

1)         дисплеем

2) процессором

3)         клавиатурой

5.        Память, в которой находятся программы, служащие для контроля устройств ПК, называется:

1)         постоянной

2)         оперативной

3)         внешней

6.        Память, в которой находится всё, с чем работает пользователь в текущий момент времени, называется:

1)        постоянной

2)        оперативной

3)  внешней

7.        Устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу, называется…

1)  дисководом

2)  сканером

3)  принтером

8. Выбрать верное равенство:

1)        1 байт = 210 бит

2)        1 байт - 8 бит

3)        1 байт =16 бит

9.        Память, служащая для долговременного хранения информации, называется

1)         постоянной

2)         внешней

3)  оперативной

 10. На гибком диске емкостью 1,44 Мбайта можно поместить:

1)        120 рефератов по 10 000 знаков

2)        200 рефератов по 10 000 знаков

3)         120 рефератов по 15 000 знаков

11. Устройство,  предназначенное  для организации записи информации из системного блока на диск и считывания информации с диска в системный блок

1)         дисководом

2)         дисплеем

3)         процессором

12. Устройство для быстрого перемещения курсора по экрану называется:

1)         клавиатурой

2)         сканером

3)         мышью

13. Устройство для вывода на бумагу чертежей называется:

1)         сканером

2)         плоттером

3)         модемом

14. Самая маленькая единица измерения памяти:

1)        байт

2)        бит

3) гигабайт

15. В 1 Гигабайте:

1)        210 Кбайт

2)        220 байт

3)        210 Мбайт

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

3

2

3

3

1

2

3

2

2

1

1

3

2

2

3

Критерии оценок

Кол-во

баллов

Оценка

14-15

5

11-13

4

8-10

3

0-7

2

Используемая литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 11 кл. – М., 2011.
  2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ.: - Учебник 11 кл. – М., 2008
  3. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая, В. И. Шестаков, И. В. Мис-синг, П. А. Музычкин; под ред. Ю. Д. Романовой. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Эксмо, 2008. — 592 с.
  4. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций : учеб. пособие / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009 — 320 с.
  5. Информатика : учебник / Б.В. Соболь [и др.]-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"

Тема урока: Поисковые системыТип урока:         практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"

При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как  средств...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Электронные таблицы

В методической разработке представлен план проведения занятия по теме "Электронные таблицы" и презентация к уроку....

Методическая разработка урока по дисциплине "Английский язык" по теме "Personal appearance and typical traits of people"

Методическая разработка урока по дисциплине " Английский язык" для студентов II курсов средне-специальных образовательных учреждений по теме " Personal appearance and typical traits of people"....

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: "Компьютерные сети"

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с использованием мультимедийной презентации "Компьютерные сети" и тестирования по изученному материалу ....

Методическая разработка урока по дисциплине «Иностранный язык» на тему: Досуг, хобби, развлечения. Leisure, hobby, entertainment.

В основе урока «Досуг, хобби, развлечения», находится тема, которая разрабатывалась студентами самостоятельно и обобщается во время проведения данного открытого урока. Проектный мето...

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» по теме: «Аппаратная реализация компьютера»

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» по теме: «Аппаратная реализация компьютера»...